Содержание
Содержание статьи: Все родители мечтают, чтобы их ребенок вырос здоровым, смышленым и всесторонне развитым. Особо усердные мамы и папы чрезмерно загружают детей различными занятиями, курсами, чем перегружают их, отбывая желание получать новые знания. Чтобы процесс интеллектуального развития проходил легче и приносил пользу, нужно подбирать задания с учетом возраста ребенка.
Интеллектуальное развитие ребенка по Ж. Пиаже
По мнению швейцарского биолога и философа Ж. Пиаже, развитие интеллекта у детей начинается от рождения до взрослого возраста. Особое внимание он уделяет развития логического мышления детей. Он считал, что ребенок не менее компетентный мыслитель, чем взрослый человек, просто дети рождаются с базовой психической организацией. Теория интеллектуального развития Пиаже состоит из 3 компонентов: схема действий, процессы, обеспечивающие переход одной стадии в другую, стадии умственного развития. Схемы действия – это базовые строительные блоки знаний, которые объединяют сходства и различия объектов. Каждая схема является одной частью знаний об окружающем мире. Например, если ребенок видит на картинке кошку, то мысленно он создает для себя схему ее внешнего вида: лапы, хвост, усы и т. д. Эти схемы сохраняются в памяти малыша, и он может ими пользоваться в будущем. Оказавшись в новом месте, например, ресторане, он создает новую схему, связанную с заказом блюд. Посетив ресторан в очередной раз, малыш сможет применить свои знания в новой ситуации, которая похожа на предыдущую. К процессам, которые обеспечивают переход из одной стадии в другую, относят ассимиляцию (использование схемы в новой ситуации) и аккомодацию (изменение существующей схемы для получения новой информации). Например, когда ребенок увидит первый раз кошку на улице, он поймет, что кроме лап, хвоста и усов у нее есть шерсть, она мяукает, лазит по деревьям. Тогда возникает дисбаланс, если родитель подтвердит, что новая информация тоже относится к кошке, то он включит новые данные в существующую схему. Но если малыш увидит собаку, то опять наступит дисбаланс, так как некоторые характеристики животных совпадают, хотя они и разные. Тогда ему нужно согласовать новую информацию, чтобы создать новую схему. По мнению Пиаже, психическое развитие детей можно разделить на 4 стадии: • Сенсомоторная (0 – 2 года). Новорожденный познает мир через органы чувств и различные предметы. Ближе к 2 годам он понимает, что люди и предметы не исчезают, даже если он их не видит и не слышит. • Дооперационная (2 – 7 лет). В этот период дети не понимают точку зрения других людей, у них есть только свое виденье. • Стадия конкретных операций (7 – 11 лет). Ребенок накапливает знания, начинает логически осмысливать конкретные события. • Стадия формальных операций (от 11 лет). Ребенок начинает мыслить абстрактно. В этот период развивается способность к дедуктивному и логическому мышлению. Многие психологи критикуют теорию Пиаже, считая, что важную роль в психическом развитии играют факторы окружающей среды. Кроме того, под сомнение попало его предположение об эгоцентричности детей 4 – 5 лет. Многие критики утверждают, что малыши в таком возрасте не такие уж и эгоцентричные и намного лучше понимают, что происходит у них в голове.
Интеллектуальное развитие ребенка по Ж. Брунеру
Брунер пересмотрел некоторые преставления Ж.Пиаже о психическом развитии детей. По его мнению, оно состоит не из ряда стадий, а предполагает поочередное овладение ребенком 3 сферами представлений: действие, образ, символ (слово). Через них он познает окружающий мир. То есть сначала малыш узнает мир через свои действия, позже он познается ему в образах, а потом он переводит действия в языковые средства. Все эти сферы по-разному отражают события, которые происходят с младенцем, накладывая на него сильный отпечаток. Первая сфера, которая возникает у ребенка, – это действие. Младенец получает знания о предмете через повторяющиеся манипуляции с ним. При этом предмет и действие для него являются единым целым. Например, у ребенка из руки выпадает игрушка, он смотрит на руку с разочарованием. Потом опять ею размахивает и снова смотрит – с помощью того же действия он хочет заставить игрушку появиться в руке. По мере взросления малыш начинает понимать, что предметы не зависят от действий, которые он с ними производит. С 1 по 2 года кроха ищет предметы, которые взрослые спрятали под покрывалом, поднимает другие покрывала, чтобы понять, куда он переместился. Вторая сфера представлений – это образ. Восприятие мира у ребенка зависит от мелких деталей, его действий, потребностей, которые могут искажать информацию. Он сосредотачивается на внешней стороне вещей. Третья сфера для ребенка – это слово (символ). Символические представления сначала развиваются на основе образов. Речь, которую постепенно осваивает малыш, перестраивает его опыт. Благодаря символическим процессам дети видят мир по-другому. Большое внимание Ж. Брунер уделяет культуре общества, в которой растет ребенок. Огромное влияние на умственное развитие детей оказывает школа. Обучение может стать ведущим фактором развития, если ученик будет иметь возможность ускорять свое развитие, решать посильные задачи, чтобы быстрее перейти на новую стадию.
Интеллектуальное развитие с рождения до 1 года
При рождении мозг ребенка сформирован не полностью, он составляет примерно 1/8 от общей массы тела. При дальнейшем развитии его объем увеличивается к 9 – 10 месяцам. Мало кто из родителей знает, что рост мозга зависит от двигательной активности. Эту особенность развития интеллекта у новорожденных детей нужно учитывать. Мозг развивается, если грудничок получает разнообразный опыт и имеет возможность вести активную деятельность. Кроме того, на умственное развитие детей от 0 до 1 года влияют другие поступающие в мозг сигналы. Поэтому основная задача родителей – создать условия для сенсорного развития новорожденного: • Обоняние. Познакомьте ребенка с различными запахами. • Вкус. Поэкспериментируйте со вкусами с 6 месяцев, когда в рацион крохи нужно вводить прикорм. • Слух. Почаще разговаривайте с малышом, используйте разные интонации, пойте песни, играйте на музыкальных инструментах и т. д. • Осязание. Прикасайтесь к коже грудничка, дайте ему ощутить свое тепло. Не запрещайте помять ручками еду, давайте игрушки из разного материала. • Зрение. Показывайте ему игрушки разных цветов, форм. А с полугодовалого возраста, когда кроха уже будет самостоятельно сидеть, включайте в процесс специальные игры. Педиатры разделяют следующие этапы развития интеллекта у ребенка: • 0 – 2 месяца. В этом возрасте малыш очень зависим от мамы, только рядом с нею он ощущает себя защищенным и счастливым. Он только начинает ощущать запахи, слышать новые звуки. Чтобы не нарушить процесс его развития, старайтесь находиться с ним рядом, чтобы он чувствовал себя в безопасности и рос эмоционально здоровым. • 2 – 4 месяца. В этот временной период ребенок уже более-менее осознанно двигает руками и ногами, у него имеется хватательный рефлекс. Главный орган познания мира для него – это рот. Он норовит попробовать на вкус все, что попадет ему в руки. Не запрещайте малышу это делать, ведь таким образом развивается его интеллект, но следите, чтобы в его рот попадали только безопасные предметы. Кроха все с интересом разглядывает, щупает. В этом возрасте очень важна музыка для интеллектуального развития детей. Почаще включайте малышу классику или познавательные детские песенки. • 4 – 6 месяцев. В этом возрасте ребенок не только пробует на вкус все предметы, он их ее и сжимает, рассматривает со всех сторон, бьет о стенки, перила кроватки. Малыш узнает родных, демонстрирует им свои эмоции, нетерпеливо двигает ручками и ножками, агукает. Чтобы развивать его интеллект, покупайте ему яркие игрушки, рассказывайте о ней крохе. Можно купить игрушку со звуковыми эффектами, детали которой двигаются. Кроха в этом возрасте может понять, что кнопки нужно нажимать, а колеса крутить. Не забудьте похвалить его за маленькое открытие. • 6 – 9 месяцев. В этот временной промежуток занимайтесь развитием интеллектуально-творческих способностей детей. Малыши от 6 месяцев уже начинают интересоваться музыкой, танцами, рисованием, конструированием. Купите ему кубики, пирамидки, конструктор, пальчиковые краски и т. д. Главное правильно определить интерес малыша и направить свои действия на развитие того или иного типа интеллекта. Обязательно читайте ему сказки, разговаривайте с ним, ведь речь и интеллект в развитии ребенка неразрывно связаны. Некоторые детишки уже проявляют интерес к подвижным играм. Чтобы ускорить процесс развития, разложите на пути у крохи, который ползает препятствия (подушки, одеяла, мягкие игрушки). • 9 – 12 месяцев. Ближе к 12 месяцам малыш уже умеет отличать предметы по определенным качествам или свойствам. Именно в этом возрасте начинается этап развития абстрактного мышления. Ребенок уже может отличить некоторых животных, близких, его словарный запас пополнился примерно 10 словами. Покупайте ему развивающие игрушки, постоянно беседуйте, пойте колыбельные, вместе рисуйте, танцуйте и т. д. Чтобы ускорить умственное развитие малыша, постарайтесь его реже пеленать. Почаще выкладывайте его на животик, чтобы он ползал, укреплял мышцы шеи и быстрее научился держать головку. Делайте гимнастику на фитболе, учитесь нырять, делайте легкий массаж. Не укутывайте кроху, чтобы он почаще находился в тонусе и совершал больше движений.
Развитие интеллекта в 1 – 3 года
Ребенок в этом возрасте улавливает связь не только межу действиями, но и между событиями. Он осознает, что он недавно поел, и знает, что скоро отправится на прогулку. С 1 до 2 лет у них проявляются их природные наклонности. Одни с удовольствием собирают конструктор, другие рисуют красками, третьи – слушают музыку и танцуют, а четвертые – обожают сказки. Ребенок учится различат предметы о форме, цвету, запаху, размеру. Кроме логики включается воображение, малыш моделирует новые ситуации. У детей появляется интерес к ролевым играм: девочки кормят или лечат игрушки, мальчики представляют себя гонщиками или супергероями. Наблюдается скачок в речевом развитии. Кроха называет отдельные предметы, признаки, действия, пытается описать ситуации. Малыш учится создавать целые предложения. С 2 до 3 лет дети лепечут без остановки, они все называют, характеризуют, призывают к диалогу окружающих. Они становятся очень любознательными, часто задают вопросы, требуя четкого и ясного ответа. Это отличное время, чтобы читать книги, ходить в зоопарки, музеи. Также можно приобрести развивающие игры, которые предоставляют массу полезной информации. После каждого занятия предлагайте малышу выразить свое мнение, поделиться эмоциями. Так кроха быстрее научится рассуждать, выражать свое мнение, будет развиваться его логика и пополнится словарный запас. Чтобы улучшить память и внимание, просите ребенка передавать свои воспоминания, учите простые стишки. В 2 – 3 года формируется наглядно-образное мышление. Дети воспроизводят предметы, их признаки, действия на уровне представлений. Они рисуют, что-то рассказывают, сочиняют на ходу. Ближе к 3 годам ребенок воспринимает себя, как отдельную личность, которая обладает уникальными качествами. Книги с тестами для умственного развития. Например, «Школа раннего развития 3 – 4 года» Е. Калининой. Она состоит из 4 разделов: «Преставление об окружающем мире», «Сенсорика», «Логическое и абстрактное мышление», «Понятие об эмоциях». Каждый раздел содержит интересные задания, которые помогут получить новые знания и закрепить старые, а также проверить уровень развития. Это своеобразная система развития интеллекта ребенка 3 – 4 лет. Существуют издания для детей разного возраста. В разделе «Знакомство с окружающим миром» ребенок называет свое имя, фамилию, имена близких, по обобщающим словам находит и называет предметы, например, мебель. Малыш различает времена года, много животных и растений. Раздел «Сенсорное развитие» помогает выучить 6 основных цветов, признаки и свойства разных предметов, отличать большое от маленького. Кроха знакомиться с геометрическими фигурами, изучает понятия «высокий», «низкий», «широкий», «узкий». Для сенсорного развития используются карточки с картинками, которые позволяют играть в различные игры. В разделе «Логика и абстрактное мышление» малыш собирает картинку из 4 фрагментов, различает предметы, находит их одинаковые и отличительные признаки, запоминает 3 – 4 слова или 3 – 4 картинки, находит на рисунке пары, выполняет какое-то задание 5 минут. Эта книга научит малыша рассказывать четверостишия, вспоминать по наводящим вопросам, что было изображено на картинке, которую спрятали или показали. Раздел «Эмоциональное развитие» учит выражать свои эмоции, правильно воспринимать действительность, реагировать на нее. Ребенок узнает об основных эмоциях, учится их распознавать в окружающих и правильно применять в жизни. Эта книга поможет ускорить интеллектуальное развитие ребенка 3 – 4 лет даже в домашней обстановке. Достаточно заниматься 10 – 15 минут несколько раз в неделю. Чтобы кроха сосредоточился на занятии, исключите из его поля зрения любые отвлекающие моменты (компьютер, телевизор, игрушки и т. д.).
Умственное развитие дошкольников
Возраст от 4 до 7 лет – это этап становления наглядно-образного мышления. Развитие умственных способностей – это совместная работа воспитателей, родителей и ребенка. Важно проводить занятия регулярно и без принуждения. Чтобы заинтересовать дошкольника, тренируйте интеллект в игровой форме. Родители должны поощрять исследовательскую деятельность малыша. Часто случается так, что запрещают ребенку исследовать какую-либо вещь, рассмотреть объект вдалеке или понять с земли. Это грозит тем, что со временем кроха потеряет интерес к обучению. Но в то же время ребенка нужно мягко контролировать, чтобы он понимал, где находится граница. Существуют следующие способы умственного развития для дошкольников: • Развивающие игры. Для интеллектуального развития ребенка 6 – 7 лет можно использовать шахматы, шашки, различные головоломки, настольные игры. • Творчество. Дети могут рисовать, лепить фигурки из пластилина, вырезать аппликации, конструировать. Такие занятия развивают логическое и абстрактное мышление. • Компьютерные игры. Технологии интеллектуального развития помогают развивать творческую личность, нестандартное мышление, проводить системный анализ, рассуждать, получать знания о разных состояниях веществ и т. д. Кроме того, ребенок может читать энциклопедии, просматривать образовательные фильмы, передачи, посещать познавательные сайты и мероприятия. Существуют группы интеллектуального развития детей. В специализированных центрах развития дети могут посещать различные курсы: танцевальные, музыкальные, творческие спортивные, языковые и т. д. Уровень интеллектуального развития детей можно определить с помощью специальных тестов. Например, вырезание фигурок из бумаги, поиск недостающего элемента на рисунках, определение лишнего и т. д.
Интеллектуальные игры для младших школьников
Начальная школа – это период активного усвоения новых знаний, поэтому важнейшей деятельностью ребенка становится обучение. Занятия тоже рекомендуется проводить в игровой форме, чтобы школьник быстрее адаптировался и не потерял интерес к учебе. Интеллектуально-познавательная игра помогает формировать собственную систему мнений и взглядов, побудить изучать новое. Игры для развития интеллекта у детей: • Анаграмма. Ребенок должен выбрать 1 вариант из 4, в которых перемешаны только буквы, входящие в состав главного слова. В каждом раунде дается новое слово. Имеется ограничение во времени. Развивает внимание, концентрацию, скорость мысли, скорочтение. • Таблица Шульте. Это популярное упражнение для развития скорочтения. Таблицы состоят из случайно расположенных чисел и букв. Количество ячеек в таблицах разное, но чаще всего они размером 5 х 5 элементов. Помогает развивать мозг, внимание, концентрацию, ускорить визуальный поиск. • Поиск цифр и букв. Ребенок тренируется искать буквы. Игра развивает боковое зрение и скорочтение. • Пятнашки. Есть квадратная доска, которая разделена на 16 равных квадратов. В распоряжении ребенка 15 костяшек, которые пронумерованы. Костяшки перемешиваются в коробке случайным образом. Школьник должен расставить костяшки по номеру руг за другом сверху вниз, слева направо, поэтому пустой квадратик должен быть снизу справа. Упражнение развивает логическое мышление, память, так как различные комбинации полезно запоминать. • Быстрое сложение перезагрузка. Во время игры на экране появляются 3 цифры и дается задание сложить цифру, также указано, какую цифру нужно сложить. Ребенок выбирает правильные слагаемые, сумма которых равна заданному числу. Он нажимает на 2 цифры, если ответ дан правильно, то он набирает очки и играет дальше. • 3 назад. В игре даны карточки с цифрами, нужно запомнить их последовательность и сравнить цифру из последней карточки с предыдущей. Важно внимательно прочитать вопрос на экране. При правильном ответе ребенок набирает очки и проходит дальше. • Копилка. В игре дается 4 копилки, среди них нужно выбрать одну, в которой больше денег. Определившись с выбором, ребенок нажимает мышкой по нужной копилке. При правильном ответе он получает очки и проходит дальше. • Буквы и цифры. На игровом поле находится объект и задается вопрос. С помощью кнопки «да» или «нет» школьник выбирает правильный ответ. Если выбор правильный, то он набирает очки и проходит дальше. • Упрощение. На экране изображен ученик у доски, ему нужно решить математическую задачу. Внизу даны 3 варианта ответа, ребенок должен посчитать и нажать на нужное число мышкой. Существует еще огромное количество увлекательных игр для учащихся начальной школы. Все они развивают мышление, память, внимание, зрительную память, скорочтение и т. д. Эти интересные упражнения помогают закрепить пройденный материал и получить новые знания. Как видите, интеллектуальное развитие – это совместная работа родителей, воспитателей и детей. Начинайте развивать малыша с раннего возраста, не ограничивайте его двигательную активность, но при этом контролируйте его передвижения. Помните, что дети лучше воспринимают информацию в игровой форме. Начинайте с простых заданий, постепенно усложняя их. Не перегружайте ребенка и обязательно делайте паузы во время занятий.