Содержание
Содержание статьи: Многие родители считают, что их ребёнок уже достаточно взрослый, чтобы играть самостоятельно. Однако это мнение не всегда совпадает с реальностью, и кроха постоянно ходит за мамой и папой, требуя их внимания. Поэтому взрослые должны знать, в каком возрасте развивать у своих чад самостоятельность, и что для этого нужно сделать. Здесь всё индивидуально, поэтому необходимо прислушаться к своему ребёнку, чтобы знать, какую игру ему предложить, чтобы он увлёкся без участия взрослых. Да, конечно, есть дети, которые целыми днями играют в своей комнате, не отвлекая родителей от своих дел. Однако навык самостоятельной игры нужно развивать в малыше. Мама и папа должны научить его этому, а для этого необходимо запастись терпением и включить фантазию.
Когда ребенок приобретает навыки игры
Некоторых родителей интересует вопрос о том, почему кроха в 1 год не гуляет самостоятельно. Ответ простой – он не умеет. Взрослые должны развивать в нём навык к игре, точно так же, как умение есть ложкой или ходить на горшок. Сюжеты первых игр годовалых детей напоминают действия родителей, за которыми он активно наблюдает. Поэтому первые любимые игрушки в этом возрасте – это кухонная утварь и различные бытовые предметы. Мама может показать новорожденному отличный пример, как играть во время выполнения домашних дел, после чего ваш кроха с удовольствием будет играть ложками, ковшиками, кастрюлями самостоятельно. Главное, чтобы взрослые наблюдали за ним. Ближе к 18 месяцам фантазия ребёнка включается, и он может замещать привычные предметы другими. Например, кроха представляет, что вместо палочки у него ложка, а вместо крышки – тарелка. Достаточно актуален вопрос о том, как научить ребенка играть самостоятельно в 2 года. Спустя 24 месяца ваше чадо учиться ролевой игре. Поэтому это отличный период для родителей, чтобы познакомить его с различными персонажами (из книг, мультфильмов), показать, как они взаимодействуют во время совместной игры. Также малышу можно объяснить сюжет популярной игры «Дочки и матери», где роль дочек выполняют любимые игрушки (куклы, мягкие игрушки и т. д.), а роль матери – сам ребёнок. Расскажите крохе, как они общаются, какие диалоги ведут. Поначалу нужно поиграть с ним, чтобы он понял, как строится сюжет игры. Понятно, что сразу ребёнок не сможет играть сам и всячески будет привлекать вас к взаимодействию. Не отказывайте ему в этом, и со временем он проникнется ролью и сможет играть без вашего участия. Ближе к 3 годам у малыша включиться воображение, и он сможет моделировать поведение людей на игрушках. Например, начнёт кормить куклу из ложечки, покатает медведя на машине или положит зайчика под одеяло. Кстати, вместо ложки можно использовать палочку, автомобиль можно заменить коробкой, а одеяло – носовым платком. Родители должны объяснить это крохе. Как правило, дети в 2 – 3 года могут самостоятельно играть около 20 минут. Однако оставайтесь рядом с вашим чадом, так как ему может понадобится ваш совет или поддержка. Однако не пытайтесь влезть в игру без его просьбы, так как он уже хочет быть самостоятельным. С 3 до 5 лет дети с удовольствием наблюдают за сверстниками, следят, чтобы они играли по правилам, и сами пытаются следовать сюжету определённой игры. В этот период у них активно работает фантазия, они способны придумать игру просто на ходу. Родители должны участвовать в развитии детей в этом возрасте. Они могут разыграть сюжет любимой сказки или мультфильма, устроить мини-театр. Можно поиграть в семью, магазин, больницу и т. д. После подобного времяпровождения с родителями кроха будет более опытным в играх со сверстниками или спокойно может заиграться сам.
Игрушки и окружающее пространство
Родители должны подумать не только об игрушках, но и о том, что окружает малыша: лёгкие устойчивые табуретки, маленький стул возле раковины, невысокие шкафчики для вещей, нескользкий пол и т. д. Нужно понимать, что кроха будет исследовать всё пространство, поэтому нужно обустроить комнату так, чтобы гарантировать его безопасность и сохранить ценное имущество. Не полагайтесь на запреты, так как маленький ребёнок их может забыть,а на детей постарше они плохо влияют, так как мешают быть активными и самостоятельными. Поэтому взрослым лучше усвоить, что во время игры малыш может что-то сломать или разбить. Кроме того, следует подумать о хранении игрушек. Малыш должен их сам доставать и ставить на место. Отлично, если родители раскладывают игрушки, так, что у крохи сразу возникает желание ими поиграть. Например, стол накрыт, стулья расставлены, гости рассажены и т. д. Ещё одно важное правило – игрушек не должно быть много. Постоянно убирайте те предметы, которые уже надоели малышу, возвращайте старые. Тогда ребёнок не будет постоянно требовать новые куклы или машинки, а будет с удовольствием играть старыми. Для самостоятельных игр лучше использовать следующие игрушки: • Игрушечные наборы инструментов, которые помогают знакомиться с разными профессиями (например, набор юного техника, доктора или парикмахера). • Игры, с помощью которых ребёнок познаёт мир и его свойства: предметы для занятий с водой или песком. • Любимые куклы или мягкие игрушки, которых малыш воспринимает как живых существ и своих друзей. Он с удовольствием будет брать их с собой в кроватку, на прогулку, не оставит во время обеда. • Использованные чистые упаковки, коробки, лоскутки ткани, палочки и т. д. С помощью этих вещей можно оживить игру, быстро создать дом, пошить платье и т. д. • Палатки для детей или самодельные домики из стола, стульев и покрывал. • Разнообразные транспортные средства: каталки, коляски, машинки на верёвке. • Мячи разного размера и другой спортивный инвентарь для детей. • Игры, которые хорошо освоил малыш, но до сих пор ими интересуется. Не спешите покупать интерактивные игрушки, они затормаживают развитие воображения, без которого самостоятельная игра невозможна. Если ребёнок обладает хорошей фантазией, то даже простой предмет может приобрести совсем другой смысл, например, лента превратиться в змею, а пустая коробка – в корабль или машину.
Сюжеты игр
Как уже упоминалось, в 2 – 3 года ребёнок овладевает сюжетно-ролевой игрой. Родители должны подсказать ему варианты игр и ролей, которые он может примерить на себя (доктор, парикмахер, водитель и т. д.). Примеры ролевых игр для малышей до 3 лет: • Магазин, где ребёнок будет продавцом, а игрушки покупателями. • Больница, где кроха вживётся в роль заботливого доктора, который ухаживает за больными (игрушки). • Парикмахер, строитель, полицейский, пожарный, учитель и т. д. • Очень популярна среди детишек этой возрастной категории игра в семью или детский сад. • Машинки помогут выучить правила дорожного движения. Также малыш может испытать на себе роль таксиста или поиграть в грузоперевозки. • С помощью плюшевых игрушек можно поиграть в зоопарк или цирк. • Спортивные игрушки могут исполнять роль спортсменов или тренеров. • Если у ребёнка есть фигурки персонажей любимых сказок или мультфильмов, то они могут отобразить любимые сюжеты на свой лад. Родители должны находиться поблизости, чтобы при необходимости поучаствовать в игре или посоветовать крохе, как поступить в той или иной ситуации. Главное, не навязывать свои правила!
Что делать, если ребенок не умеет играть самостоятельно
Если ребёнок в 4 – 5 лет не может самостоятельно играться на протяжении хотя бы 1 часа, то причины могут быть следующие: • Малыш не умеет создавать сюжеты индивидуальных игр, потому что родители не научили его этому. В таком случае взрослым необходимо срочно наверстать упущенное. При этом не стоит скупиться на похвалу или лакомства, когда у крохи начнёт получаться. Поддержите его стремление, и он станет более самостоятельным и изобретательным. • Ребёнок не хочет играть наедине. В этом случае малыш умеет создавать сюжеты игр, однако он хочет играть вместе с вами. Как правило, такое поведение свидетельствует о том, что ему не хватает внимания родителей. Не стоит отказывать ребенку, отложите свои дела, и побудьте с ним хотя бы полчаса. Придумайте вашу общую игру, в которую потом он сможет поиграть уже без вашего участия. Если малышу не удаётся сложить конструктор, пазлы или сделать причёску кукле, то у него исчезнет интерес к игре. Постарайтесь ненавязчиво помочь крохе, обязательно похвалите его за успехи, тогда его интерес возобновиться. Если ребёнок старше 5 лет и не может самостоятельно играть, то срочно отведите его к специалистам.
Навык самостоятельной игры – зачем он нужен
Самостоятельность ребёнку нужна не для того, чтобы родители отдохнули от него. Это умение помогает крохе развивать мышление, речь, адаптироваться в социуме. Поэтому родители должны обращать внимание не только время самостоятельной деятельности, но и на разнообразие сюжетов и сложность игр. Во время индивидуальной игры у малыша развивается терпение, усидчивость, инициативность, целеустремлённость. Во время самостоятельной деятельности кроха должен ощущать радость, а не смирение или скуку. Поэтому родители должны поддержать его, а не оказывать помощь до того, как он попросит или навязывать свои правила. Случается так, что ребёнок играется сам, но при этом он нуждается в присутствии взрослого. Стоит только родителям уйти из поля зрения, как он бежит за ними. Поэтому важно не только научить его самостоятельно проводить время, но и оставаться ненадолго наедине. Привыкнуть к этой мысли может помочь популярная игра «Прятки». После неё малыш поймёт, что взрослый, которого он не видит, очень скоро вернётся. Если маме во время ролевой игры нужно отлучиться на кухню, то она должна придумать причину. Если вы играете в магазин, то объясните малышу, что вам нужно получить товар, но вы сейчас вернётесь. Сначала уходите на короткое время, и старайтесь возвращаться раньше, чем ребёнок вас потеряет. Взрослые должны понимать, что они нужны свои детям, они должны уметь выслушать, дать совет, поддержать или порадоваться вместе с ним. Если малыш вас зовёт, то отзывайтесь сразу же, не игнорируйте его вопросы, тогда кроха будет более уверенным и дольше сможет играть самостоятельно.
Полезные рекомендации
Чтобы развитие навыка самостоятельно игры проходило легко для ребёнка, родители должны соблюдать советы специалистов: • Индивидуальная деятельность допускается только когда малыш сыт, здоров, а в хорошем настроении. • В комнате для игр должно быть безопасно и комфортно. • Не запрещайте крохе нарушать правила, и устанавливать свои. • Почаще хвалите ребёнка за его успехи, например, сделайте выставку из его работ на видном месте. • Малыша нужно научить игре, точно так же, как и есть ложкой или одеваться. • Чем дольше вы играете со своим чадом, тем больше он увлекается этим процессом, после этого он с удовольствием продолжит без вашего участия. Даже если кроха уже достаточно самостоятельный и развлекает себя сам, уделяйте ему побольше внимания и разделите это увлечение с ним. Во время совместной игры дети очень сближаются с родителями, чувствуют их любовь и уверенность в себе.