Содержание
Содержание статьи: Четкая и обогащенная синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольников встречается очень редко. Стоит отметить, что овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет очень важное значение, ведь в этот период ребенок наиболее восприимчив к ее усвоению. Какие особенности развития речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста? Об этом расскажет данная статья.
Проблемы развития речи у дошкольника
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, современные родители в ритме современной жизни часто забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Малыш проводит недостаточно времени в обществе взрослых, а его досуг занят современными гаджетами или своими игрушками. Кроха редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в первый класс возникает множество проблем. Чтобы занятья развитием речи своего дошкольника, прежде всего нужно знать какие проблемы в этой области возникают чаще всего. К типичным проблемам развития речи дошкольника можно отнести следующее: – ситуативная речь – ребенок разговаривает односложными простыми предложениями. Кроха не может грамматически правильно построить распространенное предложение; – недостаточный словарный запас; – использование в речи сленговых слов, употребление нелитературных слов и выражений. Зачастую это результат просмотров телевизионных передач и роликов в интернете; – бедная диалогическая речь. Ребенок неспособен грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; – неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. До поступления в первый класс приобрести этот навык просто необходимо; – отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; – неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи; – проблемы речи логопедического характера.
Уровни развития речи детей дошкольного возраста
Особенности развития речи детей дошкольного возраста позволяют выделить несколько этапов речевого развития. К ним относятся: – подготовительный – с момента рождения до года. Первоначально голосовые реакции ребенка ограничены плачем и криком, их функция заключается в подготовке речевого аппарата к освоению произношения отдельных слов. Уже к двум-трем месяцам жизни у крохи появляются новые звуки, то есть лепет, а ближе к пятимесячному возрасту ребенок начинает пытаться повторять за взрослыми отдельные звуки и их сочетания. В этот период на четкость речи негативно сказывается излишнее сюсюканье карапуза; – преддошкольный – длится с года до 3 лет. Примерно к году ребенок овладевает произношением отдельных слов, далее до 2-3 лет происходит активное накопление словарного запаса, а также формирование грамматического строя речи. Специалисты в области исследования детской речи отмечают, что до 3 лет ребенок понимает в речи окружающих больше, чем способен произнести самостоятельно; – дошкольный – период с 3 до 7 лет. В 3 года речь ребенка активно развивается, он может охарактеризовать предметы и даже выстроить небольшой рассказ по картинке. Главная задача родителей в этот период – терпеливо отвечать на все вопросы ребенка, а также использовать игровое взаимодействие для дальнейшего развития речи ребенка. В 4-5 лет нормой развития речи считается, если рассказ ребенка понятен не только его родителям, но и посторонним людям. Помимо этого, ребенок должен уметь не только произносить слова и предложения, но и имитировать интонации других, а также голоса животных.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Первый этап развития речи у ребенка длится с момента рождения и до трех лет. В этом возрасте малыш готовится к овладению речью, а крик и плач являются ее предвестниками, способствующими развитию речевого аппарата. В двухнедельном возрасте малыш начинает реагировать на голоса взрослых людей. Он перестает плакать и прислушивается, лучше всего кроха реагирует на дитя голос мамы. Ближе к месяцу его можно успокоить мелодичной колыбельной. Следующий этап развития речи младенца — поворачивание головки в сторону говорящего. Ребенок начинает реагировать на интонации речи, с которой к нему обращаются, например, на ласковый голос мамы он оживляется и даже улыбается, а на резкий и строгий тон может плакать. Приблизительно в два месяца ребенок начинает гулить, а с трех месяцев – лепетать. Это звуки угу и тя-тя, агу, ба-ба и другие. В пятимесячном возрасте малыш хорошо слышит все звуки и наблюдает за артикуляцией произношения слов взрослыми. Он пробует копировать эти движения, что укрепляет двигательный навык. К полугоду кроха произносит некоторые повторяющиеся слоги. Это тя-тя, ма-ма-ма, па-па-па и другие. Затем малыш начинает перенимать не только артикуляцию, но и ритм, темп, интонацию речи. Уже в 7-9 месяцев дети повторяют за папой и мамой разнообразные сочетания звуков. В 10-11 месяцев у них появляются свои реакции на слова, независимо от интонации говорящего. В 11-12 месяцев ребенок начинает произносить первые самостоятельные слова. Главным условием формирования правильной речи крохи является четкая речь папы и мамы, бабушки и дедушки, а не сюсюканье, которое только тормозит формирование навыков четко говорить. Малышу на втором и третьем году жизни характерно активное накопление и словарного запаса. Согласно данным специалистов, 1,5 года кроха должен знать 10-15 слов. За второй год жизни эта цифра возрастает до 300, а за третий год – до тысячи слов. В три года малыш уже должен строить грамматически правильные предложения. Родители уже прекрасно понимают эти не совершенные обращения и должны корректировать речь ребенка. В этом заключается их главная задача по формированию правильной и грамотной детской речи.
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста
Средним школьным возрастом считается период с трех до пяти лет. Начиная с 3 лет речь ребенка интенсивно развивается. Задача родителей поддержать интерес ребенка к своей речи и развивать ее с помощью игровых методик. В 3 года ребенок должен рассказать о себе связную информацию и ответить на вопросы взрослого. По предложенному изображению он должен рассказать известную сказку, которую ранее читали с мамой. Накопленный жизненный опыт помогает ребенку обогащать свою речь определениями, например, охарактеризовать предмет по форме, размеру, вкусу (если речь о еде). До четырех лет ребенок уже знает назначение предметов и различает степени сравнений (маленький и самый большой), определяет роли в семье, понимает времена глаголов, используя настоящее и прошедшее время. Это возраст почемучек, когда дети задают множество вопросов, а взрослые должны терпеливо отвечать на все вопросы. Поэтому важно играть с малышом в игры со словами, обсуждать различные темы и пробовать сочинять стихи или небольшие рассказы. Важно учитывать, что развитие речевой функции зависит от развития мелкой моторики рук. Поэтому необходимо заниматься с карапузом и предлагать ему задания на шнуровку и сбор пирамидки, выкладывания картинки мозаикой и игры с игрушками-сортерами. Отличным вариантом для развития мелкой моторики является перебирание крупы с мамой на кухне. Познавательна активность малыша и развитие у него речевой функции базируется на игровой деятельности. В игре усваиваются новые знания и добывается новая информация, познаются свойства и качества предметов. Согласно условным нормам от 4 до 5 лет малыш должен говорить так, чтобы его понимали не только папа с мамой, а и посторонние. Он должен понимать в чем состоит отличие человека от животных, легко превращать единичное число предметов во множественное (например, дерево-деревья, ребенок-дети и т.д.). также он должен легко находить предмет по его описанию и сам может описать самые простые предметы обихода, продукты, животных.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Период старшего дошкольного возраста длится с 5 до 7 лет. Особенности развития речи детей дошкольного возраста требуют коммуникативного подхода (в том числе игровые методики) к обучению крохи. В этот период процесс развития речи предусматривает обучение диалогических и монологических навыков. Главным средством развития речи детей старшего дошкольного возраста является общение со взрослыми и сверстниками. Зачастую малышу сложнее участвовать в диалоге, чем строить свой монолог. Это связано с тем, что в диалоге следует не только обдумывать свои реплики, но и слушать и воспринимать речь собеседника. Что касается монологических высказывания ребенка, то они должны быть связными и последовательными. Поэтому родители должны учить кроху четко задавать и более точно отвечать на вопросы (в этом случае эффективно действует по-разному отвечать на один и тот же вопрос), внимательно слушать и не перебивать собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей, четко выражать свои мысли. С этой целью следует постоянно разговаривать с ребенком на темы прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и просто о том, как прошел его день. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен не только пересказывать прочитанные сказки, просмотренные фильмы, но и составлять небольшие рассказы описательного характера и повествования на основе личного опыта. Задача родителей научить детей развивать сюжет в логической последовательности, четко его излагать, уметь его завершить и озаглавить.
Программа развития речи детей дошкольного возраста
Методика развития речи детей дошкольного возраста, которая предусмотрена программой развития речи дошкольников, включает в себя три категории занятий: – наглядные – направлены на накопление словарного запаса. Занятия по этому методу включают в себя рассказы по картинкам, сопровождение словами бытовых действий и т.д. Главная цель этих занятий заключается в том, что ребенок должен уловить взаимосвязь между действием и словом; – словесные – направлены на выработку связности речи и логичности в построении фраз. Включают в себя художественное чтение, прослушивание песен и стихов; – практичные – направлены на выработку навыка четкого произношения и преодоление логопедических проблем. Занятия включают в себя дидактические игры, разучивание скороговорок и сказок, игры-драматизации и т.д. Как развивать речь ребенка по методике Ушаковой можно узнать из видео: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста — это постоянный динамичный процесс. Не нужно впадать в уныние, если у ребенка что-то не получается. Стоит проявить немного упорства и внимания со стороны родителей, а также системно проводить занятия на развитие речи ребенка и результат не заставит себя ждать!