Адаптация ребенка к школе

image

Содержание статьи: Рано или поздно приходит момент, когда наступает прощание с детским садом, и впереди ждет школа. Открывается совершенно другая жизнь. Здесь все не так, как в детском саду. Новые задачи, проблемы, в конце концов, новые педагоги и друзья ребенка. Все его дальнейшее пребывание в школьных стенах зависит от первых шагов ученика пока в неизвестном ему школьном мире. Адаптация ребенка к школе является первостепенной задачей педагогов и родителей ученика.

Что такое адаптация?

Если отталкиваться от более широкого понятия этого термина, то адаптацию можно определить, как привычку, связанную с новыми условиями жизни. Когда ребенок только приходит в школу, это время для него сопряжено с определенными трудностями. Причин этому несколько. В детском саду перед выпуском он был самым старшим, и среди всех остальных маленьких обитателей дошкольного учреждения, если не все, то умел делать многое. Придя в школу, он становится самым маленьким из учеников и пока еще абсолютно ничего не умеет делать. Ему еще только предстоит научиться всем школьным премудростям. Даже атмосфера меняется с приходом в школу. В детском саду он был в составе группы, теперь он стал членом такой ячейки, как класс. В стенах школы его окружает большое количество детей разного возраста. Ко всему этому ему предстоит привыкнуть. Наконец, меняется и вид деятельности ребенка. Если она в основном в саду имела игровой характер, то здесь она сменяется школьной деятельностью. Надо приложить немало усилий, чтобы прошла успешная адаптация ребенка к школе. image

Психология и адаптация

Отправиться в учебное заведение ребенок может с удовольствием, а готовить домашнее задание для него может быть только в радость и он это будет делает с охотой. В этом случае правомерно утверждение, что психологическая адаптация ребенка к школе прошла успешно. Но направленность реакций может носить и обратный характер. Тогда принято говорить, что психологическая адаптация находится на низком уровне. Ребенку в этом случае явно необходима помощь. Папа и мама должны поинтересоваться, почему их чадо ведет себя именно так, вникнуть в самую суть проблемы. Нельзя это дело пускать на самотек, иначе потом придется решать многие серьезные проблемы. Причины можно выяснить как у самого ребенка, так и отправиться на разговор со школьным учителем. Этот период для ребенка очень сложный и ответственный при нахождении в школе. Общаться с ребенком надо, ни в коем случае, не повышая на него голос. Если родители начинают его стыдить и высмеивать, то ни к чему хорошему это не приведет. Не надо сравнивать ребенка с другими учениками, проводя между ними не зримую параллель. Нельзя хвалить Иванова Мишу или Петрову Машу, и при ребенке говорить, что они очень хорошие ученики, в отличие от него. Ничего этим родители не добьются. Ребенок совсем замкнется и уйдет в себя. После подобных действий ребенок никогда не расскажет о своем самом сокровенном, о том, что его заставляет переживать. Адаптация ребенка в 1 классе предполагает общение с ним в спокойном тоне. Общение родителей с учеником должно строиться на основе поддержки и похвалы, если, конечно, ученик заслужил ее. Пусть даже его успехи будут самыми незначительными по своей величине. Родители должны в этот период совершенно забыть такие фразы, как «мне сейчас очень некогда», «потом посмотрю, что ты сделал». Если ребенок добивается пусть даже самых незначительных успехов в чем-либо, его надо обязательно за это хвалить. Если ученику сделать что-то трудно, и он проявляет признаки того, что не справляется с поставленной задачей, то ему необходимо непременно помочь. Надо непременно найти время для объяснения и демонстрации чего-либо. Но вот домашнее задание за ребенка делать ни в коем случае нельзя. Требуется приучить ребенка к самостоятельности. image

Адаптация и физиология

Под этим аспектом понимают то, как проходит привыкание в физическом плане. Ведь, попав в школьные стены, ребенок испытывает влияние новых ритмов и нагрузок. В этом плане период адаптации ребенка к школе проходит несколько этапов: 1. Признаки физиологической бури. Она наблюдается в период двух-трех недель. Все системы организма отвечают напряжением на величины новых нагрузок. Все процессы сопряжены с тратой значительного количества энергии. Это объясняет то обстоятельство, что первоклассники в начале учебного года начинают часто болеть. 2. Нестойкость приспособления обусловливает поиск организмом наиболее оптимальных реакций в ответ на наличие новых условий. 3. Время, связанное с устойчивым приспособлением. В этот период реакция на изменения характеризуется меньшей напряженностью. Нередко, как родители, так и педагоги, к сожалению, недооценивают физиологию адаптации к школе. По данным врачебных осмотров в самом начале обучения многие учащиеся теряют в весе, показывают более высокие цифры артериального давления, некоторые начинают жаловаться на головную боль. Нельзя проходить мимо всего этого. Однозначно все это говорит о том, что налицо все признаки, связанные с переутомлением. Трудности адаптации детей к школе проявляются и в том, что они начинают капризничать. О том, что имеет место успешная адаптация ребенка к школе, свидетельствуют следующие критерии: • Ребенок полностью доволен учебой. • Нет проблем в успешном овладении программой. Но бывает и так, что даже при наличии традиционной программы, ребенку трудно дается учеба. Со стороны родителей должна быть оказана всесторонняя поддержка. Зачастую, даже требуется консультация специалиста психологического профиля. • Какой самостоятельностью обладает ученик, выполняя домашнее задание. Иногда родители проявляют явно чрезмерное усердие, ежедневно готовя уроки вместе с учеником. Такая привычка совместной подготовки домашнего задания может у него укрепиться надолго. • Вполне удовлетворительный характер межличностных отношений. Речь идет о контакте с учителями, одноклассниками. Этот момент является очень важным, и способен сформировать у ребенка желание учиться. image

Влияние стресса

В адаптационный период многие первоклашки подвергаются влиянию стресса. Более отчетливо это проявляется у тех детей, которые перед школой не посещали детский сад. Влияние стресса проявляется в трех видах: 1. Стрессовые явления социального плана. Формой их проявления являются взаимоотношения с товарищами по классу и педагогом. 2. Стресс интеллектуального характера. Его проявление связано с интеллектуальными нагрузками и усвоением нового учебного материала. 3. Иммунологические проявления стресса. В возрасте 7 лет организм ребенка связан с физиологическими изменениями. Это уже само по себе может спровоцировать утомляемость и изменчивость настроения. Болеть могут даже крепкие и здоровые дети. Их могут просто заразить бактериальной инфекцией. Для минимизации их влияния педиатрами и педагогами разработана памятка для родителей по адаптации ребенка к школе. Она включает в себя следующие моменты: • Продолжительность сна. В возрасте 7 лет ребенок должен спать не менее 10-11 часов. Хорошо, если в режиме дня первоклассника будет присутствовать дневной сон. • Сочетание прогулок с физическими нагрузками. Не секрет, что лучшим отдыхом являются мероприятия, направленные на смену деятельности. Умственная активность должна умело сочетаться с двигательными функциями. Пусть ребенок занимается плаванием в бассейне, посещает спортивную секцию. Можно родителям записать его в какой-либо кружок. Все эти мероприятия предполагают условия успешной адаптации ребенка к школе. Минимально ребенок должен находиться на свежем воздухе два часа в день. • Необходимо правильно организовать подготовку уроков. Каждые 30 минут занятий должны чередоваться с отдыхом в течение четверти часа. Активность мозга находится на пике в период 9-12 и 16-18 часов. Организуя режимные занятия, это необходимо обязательно принимать во внимание.

Дети с ограниченными возможностями

Независимо от того, в какой школе учится ребенок, общеобразовательной или специальной, задача педагогов состоит в подготовке детей к самостоятельной жизни. В этом плане большое значение приобретает социальная адаптация детей с ОВЗ в школе. Главной задачей воспитания детей, у которых имеет место нарушение интеллектуальных способностей, является развитие их потенциальных возможностей познавательного процесса и максимальное формирование полноценной личности. Процесс социальной адаптации даже у обычных первоклассников проходит с трудом, не говоря уже о детях, возможности которых ограничены. Но именно в этот период закладывается основа того, как ребенок будет относиться к школе в дальнейшем. Процесс адаптации к школе является многоплановым процессом. В ее основу заложена физиология ребенка и социальная психология. По мнению ученых-дефектологов, социальная адаптация детей с ОВЗ определяется характером дефекта, уровнем работы, которая направлена на коррекцию и воспитание, состоянием семейного микроклимата. Требуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку. Требуется учитывать структуру дефекта и на этой основе строить нужно методы и приемы воспитательной работы. Неплохо адаптируются школьники, имеющие не осложненный тип олигофрении. Чуть хуже адаптируются дети, имеющие в анамнезе осложненную олигофрению, где, наряду с недоразвитием познавательной деятельности имеет место утомляемость, снижение работоспособности. Адаптация олигофреников с эмционально-волевыми нарушениями, как правило, носит неудовлетворительный характер. Нельзя допускать перегрузок первоклашек. Для этого во время уроков устраивают физкультминутки. Продолжаются они 1-2 минуты и за весь урок их устраивают дважды. Это делается с целью релаксации, необходимость проведения которой трактуется физиологическими особенностями организма семилетнего ребенка. В течение всего учебного года в таких школах домашних заданий первоклассникам не задают. Вместо этого родителям рекомендуется проводить с такими детьми индивидуальные занятия Ребенок при этом может читать вслух, рисовать или составить какой-либо рассказ. К учебе ребенок будет испытывать желание, если атмосфера на уроке будет доброжелательной по своему характеру. Хорошим мотивационным фактором является поощрение детей за что-либо. Включение в учебный процесс дидактических игр будет развивать познавательные интересы. Определенную помощь в этом окажут кроссворды, загадки, ребусы. Требуется проведение формирования навыков общения. Первоклассники объединяются в небольшие группы, состоящие из 3-4 человек, и проверяют друг у друга правильность выполнения задания. image

Дети-мигранты

Бывает так, что в общеобразовательной школе учатся дети, мигрировавшие в нашу страну из других государств. Здесь на первый план выступает адаптация детей мигрантов к школе. Проблема усугубляется тем, что количество таких детей с каждым годом только растет. Основным моментом здесь является языковая адаптация, проще говоря, насколько хорошо такие дети владеют русским языком. Для решения этой проблемы в школе могут устраиваться индивидуальные либо групповые языковые занятия. Не менее распространенным вариантом является такой случай, при котором в обучении используется стандартная программа, но выделяются дополнительные занятия по языку. Время периода адаптации для детей мигрантов может занимать период от года до 4 лет. В течение первого года обучения такие учащиеся начинают поверхностно говорить на русском языке. Некоторым для этого требуется даже меньше времени. Но еще есть проблема и письменной речи. Ее решение должно проводиться систематическими целенаправленными дополнительными занятиями. Более серьезную и глубокую нишу занимает социокультурная адаптация ученика мигранта. В обучении такой ученик сталкивается с непониманием культуры. Трудно дается изучение ее смысла и особенностей.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Запишитесь на прием+7 (9882) 91–50–45
Отправьте письмо[email protected]
ПриходитеМахачкала, Гамидова, 52 "а"