Содержание
Содержание статьи: В современном мире прогресс стремительного развивается и все острее встает проблема глобальной техногенной катастрофы. Людям стало очевидно, что пока каждый человек не начнет внимательно относиться к окружающему нас миру, не будет сохранять чистоту и первозданность природы, то человечество может запросто погубить себя. Чтобы подобное не произошло, нужно четко осознать полезность воспитания экологической культуры у детей. Данная статья расскажет о методах экологического воспитания детей в семье. Прививать хорошие привычки и давать нужные знания необходимо с самого раннего возраста, чтобы у детей сформировались четкие убеждения и представления о важности сохранения природы. У ребенка должно быть сформировано осознанное восприятие ценности окружающей природы, а также необходимости ее сохранения, целесообразности использования ее богатств и приумножения ресурсов.
Живой уголок для маленького натуралиста
Прививать любовь к природе и формировать потребность сохранять окружающую среду поможет домашний уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения. Здесь могут быть растения, выращенные ребенком самостоятельно или вместе с родителями, а также купленные в цветочном магазине. Помимо растений в таком уголке должны быть все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.). Таким образом ребенок приучится не только сохранять природу, но и заботиться о «братьях наших меньших». Если живой уголок снабдить необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско-природоведческой деятельности детей, то можно развивать стремление и интерес к научной деятельности. Для этого понадобятся инструменты для работы с землей, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т. д. Ребенок в живом уголке может заниматься выращиванием, пересадкой, лечением растений, наблюдением за их развитием. Результаты своих исследований можно записывать в отдельную тетрадь, а затем делать анализ записей и соответствующие выводы.
Совместные походы на природу
Правильно поступают те родители, которые с первых лет жизни приобщают детей к природе. Походы за грибами, ягодами, на рыбную ловлю и просто прогулки в природу, благотворно влияют на ребенка, вызывают ощущение радости общения с природой. Помимо этого, такие походы существенно укрепляют отношения между детьми и родителями и восстанавливают между ними доверие. При подготовке к прогулке совместно с ребенком определяется маршрут и задача похода (что увидим, куда пойдем, что будем делать). Также необходимо заранее подготовить игры для отдыха и обсудить их с ребенком. Отправляясь в поход, обязательно нужно взять предметы для сбора коллекций (банки, сачок, коробки, пакеты). Во время поездки в лес следует обратить внимание ребенка на погоду, описать ее (небо, свет, настроение, растения), а также понаблюдать за изменением местности (что видим вокруг, характер дороги, повороты, смена пейзажей, рельефа). Непосредственно при прогулка в лесу на опушке нужно обратить внимание на настроение и чувства, запахи, общий вид леса: какие видим деревья, траву, цветы, тропинки, оттенки зелени, окружающую местность. По мере продвижения — послушать шум, пение птиц, наблюдать изменение картины в разных участках леса. Можно останавливаться у интересных деревьев, пеньков, растений, наблюдать за птичками, бабочками, муравьями, рассматривать их сравнивать и подчеркивать красоту в окружающих явлениях. В лесу следует найти красивую полянку и организовать место для отдыха. Расположившись, вместе с ребенком нужно рассмотреть полянку, кустарники и деревья с разных мест, затем организовать сбор коллекций листиков, растений или камешков. После следует организовать активные игры. Для возвращения из леса лучшевыбрать другую дорогу, желательно с водоемом или рекой, где можно купаться или наблюдать за водными растениями, берегом, течением воды, ее цветом, красотой, запахами. По дороге домой, пока впечатления еще сильные и чувства переполняют ребенка, полезно организовать беседу: Что понравилось? Почему? Что больше запомнил? Что удивило? Что нового увидел? Какая погода? Животные? Растения? Воздух? Где было красивее? Что делали? Что собрали? Как менялось настроение? Как шумит лес? Какие запахи?
Дополнительные методы экологического воспитания
Если ребенку постарше интересна тематика фотографии, то можно с помощью взрослых искать и фотографировать красивые пейзажи или, наоборот, места, в которых человечество проявляет крайнее неуважение к природным ресурсам — неубранный мусор после отдыха, свалки и т. д. Сделанные фотографии можно отправлять на экологические форумы в интернете и привлекать внимание общественности к данной проблеме. Также незаменимы в экологическом воспитании журналы и книги о родной природе: сказки и эпосы, пословицы, загадки и поговорки, предания и былины. Очень полезны поездки в зоопарк, ботанические сады, парки, водоемы. О других методах экологического воспитания детей можно узнать из видео: