Содержание
Содержание статьи: Достаточно актуален вопрос о том, с какого возраста начинать воспитывать ребенка. Многие родители считают, что развивать малыша нужно после того, как он заговорит и будет понимать, о чем рассказывают ему. Однако это мнение ошибочно. Воспитание ребенка до 3 лет, когда у него формируются психические и физические функции, очень важно для его личностного и когнитивного (развитие мыслительных процессов) развития. Занимаясь воспитанием малыша раннего возраста, родители способствуют нормальному развитию его организма и нервной системы.
Особенности развития детей раннего возраста
В процессе воспитания ребенка следует учитывать его возраст и особенности развития. Особенности развития детей от рождения до 3 лет: • Быстрое развитие организма, рост. В раннем дошкольном возрасте активная фаза развития сменяется спокойной. • Начинает развиваться речь. • Малыш приобретает основные рефлексы, учится познавать мир сенсорно (через органы чувств). Совершенствуются двигательные функции. • Малыш начинает осознавать себя, как часть мира, который его окружает, учится с ним взаимодействовать. • Стремительно развиваются способности, новые умения. • Кроха учится переживать свои эмоции. Дети раннего возраста очень активны, поэтому родители должны следить за его безопасностью. Они учатся обращаться с разными предметами. С рождения до 3 лет развивается вербальная речь крохи. Чтобы ускорить процесс, нужно почаще называть предметы и действия, которые можно совершать с ним. Так развивается понятийный аппарат. Малыш познает мир через игру, во время которой он узнает новые слова и учится использовать предметы. Сначала кроха просто манипулирует предметом, а со временем у него появляется сюжет. Так он копирует жизненные ситуации, за которыми наблюдает. Игра формирует первые навыки самообслуживания. Заканчивается этот период кризисом 3 лет, который возникает из-за педагогической перемены социального окружения. В этот период малыш начинает посещать детский сад. В этот сложный период нужно уделить крохе внимание, чтобы он развивался гармонично. Физическое, психическое и умственное развитие ребенка связано. Если малыш здоров физически, то у него лучше протекают психические процессы. Физическое здоровье зависит от того, насколько уверен и спокоен ребенок, легко ли ему контактировать с другими малышами, чувствует ли он любовь и заботу родителей. К тому же, детское восприятие настроено на окружающий мир. Именно через тесный контакт с ним малыш получает большую часть знаний.
Задачи и средства воспитания
Правильное воспитание предполагает физическое, интеллектуальное психическое, нравственное, эстетическое развитие. Чтобы малыш физически развивался, нужно создать ему комфортные условия, выработать у него привычку заниматься спортом, вести активный образ жизни, правильно питаться, соблюдать режим дня. Родители должны научить ребенка правилам гигиены, которые он должен соблюдать. Кроме того, ребенка нужно закалять, делать ему массаж, выполнять гимнастику. Основные цели умственного развития: • Совершенствовать память, наблюдательность, привить способность воспринимать информацию. • Развивать восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, цвет, размер, положение в пространстве, запах, вкус и т. д.). Сенсорное развитие – это важный способ получения информации из окружающего мира. • Развивать логическое мышление, способность анализировать, обрабатывать информацию. Важно научить малыша сравнивать предметы и явления, искать похожие и отличительные их признаки. К основным средствам интеллектуального развития относят общение родителей с ребенком во время деятельности последнего, игры, бытовые ситуации. Задачи нравственного воспитания: • Формировать положительные отношения с родителями. • Воспитывать положительные черты: доброту, отзывчивость, дружелюбие, инициативность, находчивость, умение преодолевать трудности, доводить дело до конца. • Воспитывать дружеские отношения между детьми, чтобы они могли играть рядом, делиться игрушками, сочувствовать друг другу и т. д. • Прививать положительные привычки: здороваться при встрече, благодарить, убирать за собой вещи. • Формировать навыки трудовой деятельности, например, помогать взрослым поливать цветы, сервировать стол, мыть посуду и т. д. Для формирования нравственности нужно показывать малышу личный пример, одобрять хорошие поступки, читать книги, побуждать кроху совершать добрые дела. Культурное воспитание заключается в развитии музыкальных навыков, экологическом воспитании (обучение любить природу и заботиться о ней), развитии творческих способностей. Для этого нужно почаще гулять на улице, изучать объекты природы, включать ребенку музыку (классику или веселые и поучительные детские песни), петь с ним песенки, рисовать, лепить, читать сказки, потешки, стихотворения. В раннем возрасте эти задачи зависят только от родителей, когда ребенок пойдет в детский сад, то часть обязанностей возьмут на себя воспитатели.
Развитие и воспитание детей от рождения до 3 лет
Появление на свет – это большой стресс для новорожденного. На него обрушивается огромный объем информации, из-за чего он чувствует страх и растерянность. Ощущения в мамином животе и окружающем мире совершенно разные, именно поэтому малыш в первое время много спит, а слух и зрение работают не в полную силу. Однако среди всех звуков он сразу узнает голос мамы, а потом папы. Сразу после рождения он ищет их поддержку, сигнализируя об этом криком. Однако плач не всегда свидетельствует о том, что ему плохо, возможно, он просто хочет поговорить с родителями. Чтобы успокоить кроху, берите его на руки, пойте песенки, поглаживайте тело, обращайтесь к нему по имени. Вся полученная информация будет храниться в его подсознании. В этот период нужно пополнять словарный запас крохи. Для этого показывайте ему предмет и называйте его. Окружите интересными вещами, например, повесьте мобиль над кроваткой, прицепите к нему интересные вещи (погремушки, ленточки, трубочки, игрушки), периодически заставляйте их двигаться. Обновляйте вещи через каждые 14 дней. Если мобиль не интересует малыша, то повесьте над кроваткой картину с лицом или нарисуйте его самостоятельно. Именно круг и овал раньше всего усваивает кроха. Чтобы грудничок развивался физически, делайте ему массаж, перед кормлением выкладывайте на живот, помогайте ему удержать головку. Начиная с 3 месяцев ребенок хочет, чтобы его носили на руках и рассказывали о предметах. Родители должны поддержать это стремление крохи, чтобы заложить в нем основы дальнейшего интеллектуального развития. Главный источник информации в 3 месяца – звук. Кроме того, следует научить малыша следить взглядом за предметом. Для этого возьмите яркую погремушку, погремите ею, чтобы он повернул голову, а потом погреметь ею с другой стороны. Так вы развиваете произвольное внимание. С 3 до 6 месяцев стремительно развиваются речевые способности ребенка. Чтобы ускорить этот процесс, почаще с ним беседуйте, читайте стишки, рассказывайте, что вы сейчас делаете. Тренировать речь нужно каждый день. С 3 месяцев время выкладывания на животик увеличивается. Можно положить перед ним игрушку, а потом немного отодвинуть. Возможно кроха захочет за ней поползти. Любую двигательную активность ребенка нужно поощрять. Развешивайте над кроваткой игрушки, чтобы малыш мог их потрогать. Только следите, чтобы расстояние между ними и глазами было не менее 30 см. В противном случае может развиться косоглазие. Периодически меняйте игрушки, чтобы развивать долговременную память. Учите кроху выполнять простые движения, например, дать ручку, помахать, поиграть в «ладушки». С 6 месяцев поддерживайте стремление ребенка ползать, но не заставляйте его сидеть, так как это чревато проблемами с позвоночником. Помогите ему, когда кроха захочет этого сам. Побуждайте ребенка говорить, для этого читайте ему сказки, стишки, потешки, нежно говорите с ним. С 6 месяцев до 1 года учите малыша говорить простые слова, например, «мама», «папа». Показывайте ему игрушки, называя их, а с 10 месяцев для этого можно использовать картинки с уже знакомыми игрушками. Играйте с крохой в кубики, пирамидку, формочки. В этот промежуток времени многие дети учатся ходить, а потом опять возвращаются к ползанью. Однако не стоит переживать, это временное явление. Не ограничивайте кроху в передвижении, но контролируйте его, чтобы избежать травм. Ребенок с 6 до 12 месяцев любит копировать взрослых. Его память хорошо развита, он может найти свою игрушку, которую где-то забыл, или вспомнить, какие картинки он видел. Он помнит названия некоторых предметов, имена своих близких. Годовалый ребенок обожает исследовать окружающую обстановку, для этого он вытаскивает вещи из шкафа, пробует на вкус различные предметы, складывает кубики, а потом их разбрасывает. Так кроха познает мир. Продолжайте общаться с вашим чадом, но постепенно приучайте его играть с другими детьми. В 1 год у ребенка наступает кризисный период, тогда он капризничает, закатывает истерики. Это связано с тем, что возникают противоречия межу желаниями малыша и его возможностями. Чтобы успокоить его, смягчите свои запреты, позвольте ему исследовать мир, но будьте рядом, чтобы помочь в нужную минуту. С 2 лет расширяйте словарный запас крохи прилагательными и другими частями речи. Разговаривайте с ним правильно, не сюсюкайте, говорите простые, но правильные слова, которые малыш сможет повторить. Развивайте мелкую моторику, которая влияет на развитие и формирование речевых навыков. Занятия проводите в игровой форме, чтобы процесс проходил легче, и малыш без труда усваивал знания. Упражнения для развития мелкой моторики: • Покатать камушек или бусинку пальцем. • Постучать по столу ладошками. • Сжать и разжать кулачки. • Двигать в воздухе только пальцами. • Хлопать в ладоши в разном темпе. • Складывать и раскладывать матрешку. • Размять пальцами пластилин или глину. Играйте с малышом в сюжетные игры, используйте в процессе различные игрушки (животные, куклы, мячи, транспорт). Учите кроху отличать предметы по цвету, форме, величине. Совершенствуйте ходьбу ребенка для этого учите его ходить по наклонности, через преграды, бегать. Установите правила поведения для малыша, но при их нарушении не наказывайте его, так как это вызовет агрессию. Просто побеседуйте с ним, объясните, что так поступать нельзя. В 3 года кроху можно учить рассказывать простые стишки, петь песни, танцевать. Пополняйте словарный запас крохи, создавайте ситуации, в которых он будет получать новые знания и впечатления. Показывайте ребенку картины, описывайте, что на них изображено, читайте сказки. Ребенок в младшем дошкольном возрасте очень любознательный, поэтому будьте готовы к тому, что новые игрушки будут разобраны или поломаны. Не ругайте кроху, ведь ему просто интересно, что у них внутри. Чтобы избежать неприятных последствий, купите малышу разборные игрушки. Побуждайте малыша общаться с другими детьми, учите его знакомиться, представляясь при этом по имени. Любую свою игрушку ребенок в 3 года воспринимает как часть себя. Поэтому дети в этом возрасте становятся «жадинами». В этот возрастной период ребенок переживает новый кризис под названием «Я сам!» Он стремится все делать самостоятельно, а когда что-то не получается – расстраивается. Задача родителей – не мешать ему, а при необходимости объяснить, как и что сделать. Даже если вы очень злы на малыша, ни в коем случае ему не говорите, что вы его не любите. Родители – это центр Вселенной для ребенка, его опора и защита, поэтому подобное заявление очень ранит кроху, что грозит психологической травмой. Как видите, воспитывать ребенка нужно с самого рождения. Поначалу вся полученная информация сохраняется в подсознании крохи, но со временем он начнет осознанно усваивать новые знания и умения. В раннем возрасте почаще беседуйте с малышом, позже проводите занятия в игровой форме, постепенно усложняя их. Будьте терпеливы, любите своего ребенка, позвольте ему делать свой выбор, быть самостоятельным, но при этом контролируйте его и поддерживайте. Если он сделает что-то не так, то простоя побеседуйте с ним и объясните, а лучше покажите, как нужно действовать.