Содержание
Содержание статьи: Насколько быстро ребенок адаптируется к социуму зависит от того, как он умеет владеть своими чувствами. От этого умения во многом зависит его место в кругу сверстников. Если малыш научился контролировать эмоции, то ему будет легче общаться со взрослыми, что необходимо в школе и будущей жизни. Дети обычно стесняются проявлять свои чувства. Это связано с тем, что многие родители осуждают их за проявление эмоций. Ребенок соотносит замечания родных, насмешки друзей, и у него формируется стойкая мысль, что проявлять чувство плохо. Если вы заметили подобное за своим чадом, то нужно срочно исправить ситуацию. Важно объяснить ребенку, что выражать свои эмоции нужно, чтобы научиться их контролировать. Заниматься воспитанием чувств у малыша нужно с раннего возраста.
Эмоциональное развитие детей грудного возраста
Первые чувства ребенок выражает сразу после появления на свет, они вызваны физиологическими причинами. Негативные эмоции он выражает с помощью крика, плача, с помощью которых малыш хочет донести матери, что он голоден, ему плохо и т. д. Задача взрослого – отреагировать на них и обеспечить благоприятные условия для жизни. Развитие положительного или отрицательного мироощущения происходит через эмоции. Развиваться ему помогает любопытство, общительность, контакт с предметами, повышенная чувствительность к другим людям. Поведение ребенка зависит от того, что он ощущает в данный момент. Положительные эмоции детей имеют огромное значение, они необходимы, как качественная пища, воздух. Во время грудного кормления мать не только дает малышу питание, а и устанавливает с ним неразрывную эмоциональную связь. Материнские чувства передаются крохе, формируются новые отношения, которые способствуют полноценному развитию личности. После 3 недели жизни ребенок начинает улыбаться в ответ на ласковый мамин голос. В 3–4 месяца кроха активно реагирует на голоса родных, активно двигается, смеется, когда с ним играются. Так он ощущает радость, которая положительной влияет на его физическую активность, способствует сенсорному и двигательному развитию. Еще до понимания речи ребенок становиться чувствительным к эмоциям матери, он ощущает, когда она спокойна или напряжена. В этот момент он четко ощущает эмоциональную обстановку в семье и при этом испытывает различные чувства. С 6 – 7 месяцев проявления чувств детей становятся более выраженными. Таким образом ребенок сообщает родным о своем состоянии. Если родители отвечают на эти реакции, то в будущем малыш будет их использовать при общении. Психологи выделили эмоциональные реакции ребенка первых месяцев жизни на родителей: • Улыбка, смех, активные движения руками и ногами. • Эмоциональная реакция на лицо или голос мамы. • Появляются избирательные эмоции. Ближе к 8 месяцам у ребенка появляется страх перед посторонними, эта эмоция исчезает к 1.5 – 2 годам, при условии, что родители чутко относились к нему. Исходя из этого эмоциональный багаж малыша в первую очередь зависит от родных. Начиная с 6 месяцев дети демонстрируют близким обиду, недовольство, гнев. В этот период они начинают различать положительные и отрицательные оценки своего поведения со стороны взрослых. Это связано с тем, что у ребенка повышена чувствительность к эмоциональным проявлениям. Поведение крохи зависит от того, в какой атмосфере он живет. Его эмоции еще нестабильны, а настроение быстро меняется. Однако в этот период у детей формируется любовь и симпатия.
Потребность ребенка в любви и гордости
Малыши раннего и дошкольного возраста больше всего нуждаются в любви. Именно это чувство формирует весь багаж эмоций. Родители должны удовлетворить эту потребность ребенка, научить его выражать свои чувства. Важно создать такую обстановку в семье, где все относятся друг к другу с нежностью, тогда у ребенка сформируется доброжелательное отношение к окружающему миру. Так происходит воспитание у детей добрых чувств. Взрослым следует учитывать, что эмоциональное насыщение может истощать малыша. Из-за этого он устает и перестает адекватно оценивать все происходящее. Это выражается в отказе от выполнения элементарных правил, сопротивлении указаниям родителей. Тогда взрослые должны дать крохе эмоционально отдохнуть. Родители – это пример для детей, которые оценивают себя так, как их оценивают близкие. Важно показать ребенку, что вы его любите, даже когда у вас плохое настроение. Родители должны демонстрировать ребенку не только свою любовь, но и гордость. Поэтому обязательно поощряйте кроху за его достижения, будь то рисунок, выполненное дело или простая вежливость. Ребенок чувствует любовь родителей, когда они к нему прикасаются, разговаривают с ним, наблюдают или слушают, что он рассказывает. Кроме того, дети любят, когда родители рассказывают им сказки о них самих. И ни в коем случае нельзя говорить подобные фразы: «Я перестану тебя любить, если ты…» или «Я буду тебя любить, если ты…». Если вы рассердились на малыша, то скажите ему об этом, объясните почему. Дети крайне чувствительны к эмоциям близких, а поэтому могут подумать, что они виноваты в происходящем даже если это не так. Но если вы действительно рассержены на кроху, то ему нужно знать об этом, как и о том, что это не навсегда. При этом следует объяснить, что вы все равно его любите.
Негативные эмоции, как инструмент эмоционального воспитания
Дети с раннего возраста чему-то учатся, а поэтому избежать момента, когда они потерпят поражение невозможно. Ребенок раннего возраста чувствует разочарование, когда учится ходить или держать предмет в руках. Тогда он начинает плакать, злиться и вести себя плохо. Важно помочь крохе справиться с задачей, тогда он успокоится. Негативные эмоции ребенка дошкольного возраста могут быть вызваны многочисленными раздражителями. Это связано с тем, что малыш уже более тесно контактирует с окружающим миром, где часто что-нибудь происходит не так, как бы ему хотелось. Чтобы лучше понять эмоции ребенка, родители должны представить, что он ощущает в той или иной ситуации, а потом объяснить, как справиться с проблемой. Важно называть его эмоции словами: я расстроен, злюсь, мне обидно, я разочарован, раздражен, мне грустно и т. д. Маленьким детям называйте самые простые чувства. По мере взросления малыш научится отличать оттенки эмоций. Предложите крохе рассказать, что он сейчас чувствует. Так он увидит, что его состояние вам не безразлично, а это очень важно. Объясните ему, что плакать не стыдно, так он получает эмоциональную разрядку. Кроме того, необходимо рассказать, что многие люди чувствуют злость или обиду, но при этом они не причиняют вред окружающим или самому себе. Достаточно просто «разрядиться».
Повышение самооценки
Если у человека нормальная самооценка, то он уверен в себе и своих силах. Способность ребенка к управлению своими чувствами зависит от самооценки. Поэтому задача родителей – создать среду, в которой он будет расти. Для этого необходимо давать малышу посильные задачи, а после их выполнения обязательно хвалить его. Например, подставьте стульчик к умывальнику, чтобы кроха самостоятельно почистил зубы или помыл руки, или подберите для него такую обувь, которую он сам сможет надеть и т. д. Важно помочь ребенку что-то сделать самостоятельно, без вашей помощи. Даже если у него не получится выполнить задачу не так хорошо и быстро, как надо, зато после он испытает чувство глубокого самоудовлетворения. Начинайте с простых действий, постепенно их усложняя. Позже можно будет составить план действий на день вместе с ребенком, чтобы он знал, какие задачи ему предстоит выполнить сегодня. Так происходит воспитание у детей чувства ответственности. Но обязательно после выполнения дел говорите малышу, что так хорошо вам бы никто не помог, тогда его самооценка повысится, и он станет более уверенным в своих силах. При этом важно планировать дела так, чтобы у вас был запас времени на выполнение самостоятельных действий ребенка. Важно находиться возле него, чтобы оказать помощь, когда он попросит. Родители должны дать своему чаду свободу выбора в зависимости от возраста. Например, отказаться от нелюбимого овоща во время обеда, выбрать вещь для прогулки или выбрать кашу на завтрак. Если ситуация позволяет, то дайте малышу самостоятельно распоряжаться собой. Конечно, поначалу у него не все будет выходить, но так, методом проб и ошибок, он научится принимать правильные решения. Предлагайте крохе высказывать свое мнение, когда вы принимаете какое-нибудь решение. При этом воспринимайте его слова серьезно. Иногда дети удивляют неожиданными идеями и способами решения проблемы. Обращайтесь с ребенком вежливо и уважительно, тогда в будущем он так же будет обращаться с вами. Демонстрируйте хорошие манеры, чтобы внушить ребенку самоуважение и задать стандарт отношений, которые он будет применять в будущем.
Эмоциональная связь с ребенком
Родители должны полноценно общаться и качественно проводить время с ребенком, чтобы установить с ним прочную эмоциональную связь. Для этого нужно показывать малышу свое хорошее отношение, проводить с ним больше времени, найти общие занятия. И отец, и мать должны сочувствовать своему чаду. Для этого нужно не только понять, что он чувствует, но и представить его эмоции. Если он веселый, то радуйтесь вместе с ним, а если грустный, то разделите и это чувство с ним. Например, ребенок 5 лет проснулся в слезах. Мать взяла его на руки и спросила: «Почему ты плачешь? Ты испугался?» Но кроха не отвечал и продолжал плакать. Тогда мама сказала: «Я вижу, тебе страшно. Я с тобой». Она еще некоторое время подержала его на руках, после чего он успокоился и начал играться. В этом примере мать признала чувства ребенка. Она не сказала ему, чтобы он перестал плакать, а объяснила свои поступком, что он имеет право выразить свои эмоции. А кроха увидел, что не сделал ничего плохого, понял, что в следующий раз за испуг и слезы его ругать не будут, и успокоился. Также родители могут разделить радость своих детей. Например, когда ребенок обрадовался, что начинается его любимый мультфильм, он сделал звук на телевизоре очень громко и начал танцевать. К нему пришла мама и начала плясать вместе с ним. А потом обняла кроху и убавила звук. В этом примере мать разделила восторг малыша вместо того, чтобы отругать его за шум или проигнорировать этот эпизод. Произошедшее только укрепило связь между матерью и ребенком, который почувствовал, что его любят и понимают. Воспитание у детей гуманных чувств можно проводить с помощью книг, персонажи которых испытывают разные эмоции или совершают поступки. После прочтения какой-нибудь сказки важно обсудить сюжет вместе с малышом, чтобы с помощью вопросов выяснить, понял он суть или нет. Можно задавать разные вопросы, которые касаются чувств, например: «Что ощущал герой, совершая поступок?», «Почему ты так думаешь?», «Какие поступки персонажа ты одобряешь, а какие нет?», «Почему именно эти чувства?», «Как бы себя повел на его месте?», «Что бы ты ощущал, совершая такие же поступки?» и т. д. Полезно беседовать с малышом о его чувствах. Для этого нужно выделить несколько эмоций, которые по мнению родителей слабо развиты у ребенка, и заняться их развитием. Можно поговорить, например, о ревности, злости, несдержанности, гордости и т. д. Подобрать сказки, где описаны эти эмоции, и почитать их вместе. После можно обсудить сюжет, предложить малышу нарисовать самые яркие для него моменты или героев. Как видите, эмоции имеют важное значение в жизни, поэтому заниматься его воспитанием с раннего возраста. Показывайте пример ребенку, ведь вы являетесь для них образцом. Научите кроху справляться с негативными эмоциями: покажите, как относиться к поражениям, вести себя во время конфликта, устранить раздражение. Развивайте это умение с детства, чтобы вашему ребенку было легче преодолевать трудности в будущем.