Содержание
Содержание статьи: Первая среда, в которую попадает малыш после появления на свет, – это семья. Поэтому основы нравственности, морали и воспитания у него закладывают родители. А мама и папа – это первый образец подражания. Ребенок от них усваивает нормы общения, на которых он будет строить свою жизнь, взаимоотношения с окружающими людьми.
Определение понятия нравственности, ее важность
Чтобы выбрать правильную позицию воспитания, родители сами должны знать, что означает нравственность, мораль, воспитание. Воспитание – это усвоение определенных навыков общественного поведения, которое прививают родители, педагоги, окружающая среда. Эти навыки ребенок используется в общественной жизни. Например, он изучает правила поведения в школе, на отдыхе и т. д. Нравственность – это моральные качества человека, которые устанавливают определенные границы поведения, духовные качества, необходимые для адаптации в социуме. Говоря простыми словами, нравственность – это черта, которую человек никогда не переступит. Без нравственности человек практически не отличается от животного, которым руководят только инстинкты. Нравственность – это целый комплекс убеждений, чувств, поведения. Это качество сначала проявляется в форме отзывчивости, сочувствия. Чуткость к чужим переживаниям и эмоциям у ребенка заложена природой. Однако это качество нужно развивать, чтобы он начал постепенно замечать и уважать чувства близких. Ведь со временем, когда кроха станет взрослым, он будет заботиться о своих родителях, родственниках, детях. Если с детства он будет сосредоточен на своих потребностях, то в зрелом возрасте он не научится заботиться и сотрудничать, не сможет получать удовольствие от жизни среди других людей. Если же родители будут развивать это качество у малыша, то со временем он вместе с поступками сможет переживать и нравственные чувства. Например, ощущать удовольствие от того, что поделился игрушками, помог другу или маме и т. д. Эти эмоции и являются установкой на добро, которое нужно прививать малышу. Жизнь периодически разными способами подкидывает испытания детям, чтобы научить их принимать сложные решения в пользу сиюминутной выгоды или дружбы, жадности или щедрости, трусости или смелости и т. д. А родители должны всегда быть рядом, разговаривать с ним о добре и зле, чтобы помочь ему определиться с основными принципами поведения, вдохновить на поступки, которые принесут ему и окружающим удовольствие.
Этапы социально-нравственного воспитания
Грамотное социально-нравственное воспитание детей в семье состоит из нескольких этапов. Их нужно пройти, чтобы воспитать личность, которая будет устойчива к негативному действию со стороны. Этапы развития нравственности: 1. Мотивация. У ребенка нужно сформировать потребность развития, стремление познать нормы, правила морали. 2. Эмоции и чувства. Родители должны правильно воспитать эмоции и ощущения малыша. Важно развивать такие чувства, как жалость, сострадание, сопереживание, отзывчивость. 3. Рациональность. Маленький человек уже обладает определенными знаниями, нормами поведения, моральными принципами. Он учится отличать аморальное поведение от нравственного. Пройдя эти 3 этапа, ребенок усвоит основы нравственности, морали и воспитания.
Воспитание нравственности у детей разного возраста
Формировать навыки морали у ребенка нужно с раннего возраста, а продолжать это делать до тех пор, пока он вырастет. Воспитание проводят с учетом возрастных особенностей и способностей малыша воспринимать информацию. Формирование и совершенствование нравственности у детей разного возраста: • До 12 месяцев ребенок чувствует себя центром Вселенной, ведь о нем постоянно заботятся родители, которые всячески оберегают и любят его. В этом возрасте у него формируются чувства и эмоции, которые станут базой дальнейшего воспитания. • От 1 до 3 лет кроха начинает понимать, что вокруг находится много людей, которые имеют свои желания и потребности. На этом этапе малыш уже не может делать все, что ему хочется, учится выполнять правила, которые установили родители. И это правильно, ведь малыш в таком возрасте ее не понимает, какие поступки хорошие, а какие плохие. Именно в этот период в нем необходимо заложить основы воспитания и морали человека. • От 3 до 6 лет многие детишки начинают посещать детский сад, тогда их круг общения расширяется. Теперь на них влияют не только родители, но и воспитатели, а также другие дети. Каждый день ребенок получает информацию от своего коллектива, из телевидения, и не всегда она положительная. На этом этапе ключевую роль играет общение с близкими, которые должны прививать крохе семейные ценности, помогут отличить плохое от хорошего. Дошкольники во всем берут пример с родителей, бабушек, дедушек. Дети считают, что их поведение – это норма, поэтому на этом этапе взрослые должны контролировать себя показывать хороший пример. • У школьников всегда есть свое мнение, которое часто не совпадает с мнением родителей. На этом этапе дети сами начинают устанавливать правила поведения в коллективе и тщательно следят за их соблюдением. У младших школьников остро развито чувство справедливости, они всегда протестуют против ущемления своих прав. Авторитетом для них являются родители и любимые педагоги. Важно рассуждать с детьми на тему нравственности, оценивать их поступки. Легче всего это делать на примере литературных или киношных героев. • Подростки сами стремятся стать авторитетом, им очень важно, чтобы их сверстники их уважали. На первый план выходит мнение друзей, а не родителей или педагогов. Дети с 12 лет часто попадают под влияние окружающих. Поэтому родители должны быть терпимыми к своим детям, чтобы сохранить доверительные отношения. Важно понимать, что у них сейчас сложный период, который им нужно помочь пережить. Тяжелее всего воспитывать нравственность у подростков, поэтому важно остаться им другом, а не быть авторитарным наставником.
Роль семьи в формировании нравственности
Семья играет ключевую роль в развитии нравственности и морали у детей. Только от отца и матери зависит, насколько просто пройдет этот процесс. Чтобы воспитать высоконравственных людей, родители должны соблюдать такие правила: • Развивайте лучшие качества ребенка. Во время воспитания категорически запрещено проявлять насилие, важно учитывать желания и способности ребенка. В противном случае можно вызвать у малыша агрессию злость и протест ко всем вашим словам и действиям. Нужно рассмотреть лучшие качества ребенка и развивать их. • Личный пример. Всем известно, что дети всегда копируют поведение взрослых, поэтому важно не только говорить, но и действовать, демонстрировать малышу нравственность в поступках. Старшие дошкольники уже могут понять, когда взрослые их обманывают. Если взрослые рассказывают о честности, а потом обманут ребенка, то они потеряют авторитет в их глазах. • Свобода выбора. Родители должны объяснить детям, что они могут поступать не так, как они им говорят. Но при этом важно донести малышу, что за любой поступок он будет нести ответственность сам. Тогда ребенок поймет, что никто не будет исправлять последствия его поведения, он станет более осторожным в поступках. • «Кнут и пряник». Взрослые не смогут сформировать нравственность у ребенка только с помощью строгости и наказания. Однако давать ему полную свободу тоже не стоит, это негативно отражается на дальнейшей жизни малыша. Объясните крохе, что каждый человек должен соблюдать определенные правила поведения, которые нужно выполнять даже если не хочется. Проявить строгость и жесткость можно только в тех случаях, когда ребенок хочет проявить насилие, обмануть или агрессивно себя ведет. Во время воспитания следует учитывать возраст ребенка, чтобы он смог усвоить информацию, которую дают ему взрослые. Не вынуждайте детей делать нравственные поступки, просто подведите их к тому, чтобы они поступали честно и справедливо. Учите их делать хорошие дела не только для близких, но и для чужих людей. Родители, которые не разрешают свои чадам делиться игрушками или угостить друзей сладостью, никогда не воспитают нравственного человека. Ни в коем случае не платите ребенку деньгами или подарками за хорошую учебу и нравственные дела. Соблюдая эти правила, родители воспитают воспитанного и высоконравственного человека, которым они будут гордиться.