Эстетическое воспитание детей

image

Содержание статьи: Многие родители хотели бы воспитать своего ребенка творческой личностью, с развитой фантазией и отличным эстетическим вкусом. Эстетическое воспитание – это одно из важных направлений педагогики, которое учит человека видеть и ценить прекрасное в окружающем мире. Полноценное развитие невозможно без этой важной составляющей. В процессе воспитания применяются разные методы нравственно-художественного развития.

Цели и задачи эстетического воспитания

image По сути, эстетика – это чувственное восприятие окружающего мира. Это учение о внешней форме и внутреннем содержании объектов природы, социальной жизни, внутреннего мира человека. В процессе эстетического воспитания ребенок учится воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в обычной жизни и искусстве. Основная цель эстетического воспитания – формирование в человеке эстетической культуры, которая состоит из следующих компонентов: • Восприятие. Ребенок учится видеть прекрасное в природе, искусстве, взаимоотношениях между людьми. • Чувства – эмоциональная оценка прекрасного. • Потребность. Ребенку прививают желание и необходимость получать эстетические переживания, когда он видит, анализирует или создает прекрасное. • Вкусы. Малыш учится оценивать и анализировать объекты окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам. • Идеалы. У ребенка формируются личностные представления о прекрасном в природе, людях, искусстве. Родители и педагоги должны изучить основные задачи эстетического воспитания детей. Важно сформировать в дошкольнике гармоничную личность, способность видеть и ценить прекрасное, заложить идеалы, выработать эстетические вкусы, побудить к развитию творческих способностей.

Средства приобщения к прекрасному

image Чтобы развить в ребенке тягу к прекрасному, нужно использовать средства эстетического воспитания детей. Для этого можно использовать изобразительное искусство (живопись, скульптуру), драматургию (театр), архитектуру, литературу, телевидение, СМИ, музыку, природу. Основные методы эстетического развития – это личный пример, беседы, занятия в детском саду, кружках, секциях, уроки в школе. Чтобы приобщить ребенка к прекрасному, нужно водить его на экскурсии, посещать театр, вставки, музеи, фестивали. Также для этой цели подойдут праздники в учебных заведениях. Самый эффективный метод развития тяги к прекрасному является личный пример родителей или педагогов. Это первые воспитатели, помогающие сформировать тот идеал, который потом является базой всего художественного сознания. Под личным примером подразумевают манеру поведения, нормы общения, внешний вид, моральные качества.

Эстетическое воспитание детей

image Как уже упоминалось, эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста должны заниматься не только воспитатели и учителя, а и родители. Этот процесс начинается в семье, а потом продолжается в детском саду и школе. Родители должны показывать малышу, как себя вести, общаться с окружающими людьми, петь песни, колыбельные, рисовать, читать книги, рассказывать сказки. Мать и отец должны беседовать с крохой, демонстрировать, как себя правильно вести в быту. Важно создать оптимальные условия для эстетического воспитания детей в семье: • Благоприятная обстановка в семье. Члены семьи должны опрятно выглядеть, уважать друг друга, проявлять искренность, выражать свои чувства словами, соблюдать дисциплину и правила поведения. Это основные компоненты, на которых строится эстетическое сознание ребенка. • Воспитание музыкального вкуса. Важно петь малышу колыбельные, веселые песенки, потешки. Побуждайте ребенка подпевать вам. • Умение оценивать произведения искусства. Предлагайте малышу рисовать с помощью карандашей, красок, фломастеров, знакомьте его с цветами, их сочетаниями, учите видеть форму и содержание. • Чтение книг. Сказки помогают малышу понять богатство родного языка, научиться правильно выражать свои эмоции. • Беседы. Родители должны отвечать на вопросы крохи в процессе познания мира, научить отличать прекрасное от безобразного, гармонию от хаоса, возвышенное от низменного. • Эстетика в быту. Важно красиво оформить детскую комнату и дом, повесить картины на стенах, поставить живые цветы, соблюдать порядок. Все вышеописанные компоненты помогают сформировать в малыше чувство прекрасного, которое потом будет выражаться в эстетическом сознании. Эстетическое воспитание детей в детском саду осуществляется с помощью игр, праздников, экскурсий, творческих занятий. Так ребенок быстрее и легче учится видеть прекрасное в окружающем мире и людях. Как утверждают психологи, практически каждый школьный урок содержит эстетические элементы. Но больше всего на развитие эстетических вкусов влияет урок русского языка и литературы, музыки и рисования. Русский язык и литература знакомят детей с родной речью, помогают овладеть словом, учат ценить произведения мировых классиков. Музыкально-эстетическое воспитание детей осуществляется на уроках музыки. Во время занятий дети развивают голос и слух, учатся правильно оценивать музыкальное произведение с эстетической точки зрения. Урок изобразительного искусства способствуют выработке художественного вкуса. Ребенок изучает творения классиков мировой живописи, скульптуры. Важное значение в эстетическом воспитании имеют мероприятия в библиотеке. На занятиях дети среднего и старшего школьного возраста учатся уважительно относиться к книгам. Педагоги рассказывают о ценности книг, бережном отношении к ним, демонстрируют тематические книжные выставки, устраивают дни «Приведи друга», которые побуждают детей записаться в библиотеку. Учителя устраивают литературные и поэтические вечера, которые посвящаются творчеству определенного поэта или писателя. Открытые уроки используются как средство передачи позитивного опыта в эстетическом воспитании школьников. Как правило, подобные мероприятия проводят педагоги с высоким уровнем квалификации, которые используют оригинальные обучающие методики. Особой ценностью обладают открытые уроки по художественно-прикладному искусству (рисование, труд), музыке, русскому языку, литературе. Педагоги могут проводить беседы на тему эстетического воспитания во время классных часов или свободных уроков. Беседу можно приурочить ко дню рождения писателя, поэта, композитора, международному дню музыки и т. д. На свободных уроках учитель с детьми может обсуждать то или иное произведение (урок литературы), событие (урок истории или обществознания). Во время занятия проводиться дискуссия, а учитель направляет мысль детей, мягко формируя правильное представление.

Советы по нравственно-художественному развитию

image Художественно-эстетическое воспитание детей играет важную роль в формировании характера, нравственных качеств и развитии хорошего вкуса. Методы воспитания для детей разного возраста отличаются. Принципы нравственно-художественного развития дошкольников включают создание эстетической обстановки, самостоятельную художественную деятельность, занятия с воспитателем. Чтобы создать эстетическую обстановку вокруг детей, нужно обдумать цветовое решение комнат и классов, использовать живые растения, оформить мебель, наглядные пособия, поддерживать чистоту в учебных помещениях. Важно организовать детям уроки свободного творчества, во время которых ребенок будет выполнять задания, руководствуясь собственным представлением. Такие занятия развивают воображение, активируют зрительную память, учат оценивать качество работы. Занятия с воспитателем помогают сформировать эстетический вкус, идеалы, критерии оценки прекрасного. Младшие школьники уже умеют анализировать и логически мыслить, эти качества нужно использовать в процессе художественно-эстетического воспитания. Для этого проводят уроки, классные часы, тематические праздники, экскурсии, конкурсы рисования, пения, творческие домашние задания. Проблемы эстетического воспитания детей появляются в подростковом возрасте. Это связано с тем, что основные идеалы и критерии у ребенка уже сформировались. Для художественно-нравственного воспитания проводят открытые уроки, беседы, дискуссии, классный час, экскурсии изобразительного искусства. Детей водят в театр, филармонии, привлекают в секции и кружки (живопись, конструирование, сценическое искусство, танцы). Педагоги проводят литературные конкурсы, где победитель получает подарок за лучшее произведение или декламацию стихотворения. Школьники пишут сочинения на тему прекрасного, возвышенного. Исходя из всего вышесказанного, эстетическое воспитание – это длительное мероприятие. Родители должны формировать тягу к прекрасному у ребенка с первых дней жизни, а воспитатели детских садов и педагоги продолжат развивать в детях художественный вкус, нравственность, любовь к объектам, явлениям природы, людям, литературе, произведениям искусства и т. д.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Запишитесь на прием+7 (9882) 91–50–45
Отправьте письмо[email protected]
ПриходитеМахачкала, Гамидова, 52 "а"