Развитие речи у детей младшего школьного возраста

image

Содержание статьи: Когда ребенку исполняется 7 – 8 лет, он идет в первый класс. Дети в этом возрасте не очень усидчивые, им нужно постоянно менять деятельность. Внимание младших школьников недостаточно устойчиво. По-прежнему основным способом получения и усвоения информации остается игра. Ребенок лучше запоминает то, что вызывает у него определенные эмоции. Родители заботятся о его образованности и успеваемости. Развитие речи у младших школьников – задача педагогов, они применяют разные методики для расширения словарного запаса ребенка и расширения его кругозора. В начальной школе необходимо заняться развитием устной речи детей. Ребенок еще не умеет излагать свои мысли в письменной форме, поэтому он должен научиться красиво рассказывать, строить грамотные предложения, культурно выстраивать речь, уметь дать развернутый ответ на вопрос. Учителя будут руководить этим процессом в школе, подсказывать, как правильно это сделать. Родители же должны заниматься пополнением словарного запаса школьника в домашних условиях.

Основные правила развития речи в начальной школе

image В современной педагогике существуют особенности развития речи детей младшего школьного возраста, которые применяются для таких целей: • Научить школьника грамотно и правильно говорить. • Развить умение сформировать свою мысль. • Подержать беседу, стать интересным собеседником уже в начальных классах. Реализовать эти цели не так уж просто, но старание и целеустремленность педагогического состава помогут достигнуть их. Чтобы научить ребенка правильно и красиво разговаривать, нужно запомнить основные правила, на которых следует акцентировать внимание. Достигнуть цели можно только при совместной работе учеников, педагогов и родителей. Правила развития речи: • Всестороннее развитие речи. Школьник должен мыслить широко, не ограничиваясь несколькими темами для разговора. Ребенку необходимо вербально (письменная и устная речь) и невербально (обмен информацией без помощи слов) познавать мир, постоянно расширять свой словарный запас, расширять кругозор, стремиться познать что-то новое. Чтобы достигнуть этих целей, с учеником нужно больше разговаривать, во время диалогов затрагивать интересные ему темы. • Содержательность речи. Это свойство определяется количеством выраженных в ней мыслей и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Ребенок не должен использовать в разговоре односложные предложения, использовать одни и те же словесные обороты, слова-паразиты, нецензурную лексику, однообразные прилагательные, повторы. Такое общение свидетельствует о бедности речи ребенка. Для ученика это неприемлемо, так как с каждым годом педагоги требуют от него все больше слов, умений выражать свои мысли, отстаивать мнение. Это важные качества, без которых успеваемость школьника (особенно по гуманитарным дисциплинам) будет низкой. • Грамотность речи. Сейчас речь идет не об орфографических и пунктуационных ошибках, которые жестко контролируют педагоги. Ребенок должен уметь правильно выражать эмоции, следить за интонацией произношения, уметь лаконично завершить предложение, заинтересовать собеседника. Тогда окружающие поймут, что монолог окончен, после чего вступают в диалог со школьником. • Орфографическая грамотность. Это еще один очень важный компонент культурной речи. Если ученик научится правильно говорить, то и с написанием слов, которые он произнес, не должно возникнуть проблем. Конечно, в русском языке много правил и исключений из них, однако об этом ребенок узнает позже. Школьнику младших классов достаточно иметь общее представление об орфографии. Если ученик начальной школы правильно формулирует мысли, дает развернутые ответы на вопросы педагогов, цитирует свои же фразы и понимает, о чем он говорит, то это свидетельствует о его качественной подготовке и высоком профессионализме педагогов. При отсутствии вышеописанных качеств с ребенком нужно будет проводить дополнительные занятия по развитию речи, так как могут возникнуть проблемы со всеми базовыми предметами.

Уровни речевого развития

image Развитие речи будущего школьника зависит от индивидуальных особенностей, условий проживания и людей, которые его окружают. Особенно тяжело в начальной школе приходиться детям с общим недоразвитием речи, вызванном разными причинами. Существует много различных методик для развития речи ребенка. Их выбор зависит от расстройств, которые нужно скорректировать и возможностей самого школьника. Уровни развития речи детей младшего школьного возраста: 1. Задержка речевого развития в результате осложнений неврологического или физиологического характера. Словесные средства общения практически отсутствуют или их развитие медленное. Ребенок использует звукоподражания, практически не применяет фразы, дополняет слова мимикой и жестами. 2. Слабый уровень речевого развития. Речевая активность ученика более высокая. Он использует фразы, но допускает большое количество фонетических и грамматических ошибок. Ребенок не понимает значения многих слов, широко использует жесты. Причины слабого речевого развития: социально-педагогическая запущенность, по типу восприятия ученик относится к крайним визуалам (воспринимает информацию с помощью зрения), кинестетикам (восприятие информации через обоняние, осязание, с помощью движений), имеет ригидный тип личности, обладает слабой речевой памятью и т. д. 3. Среднее речевое развитие. Этот уровень подходит для обучения по общеобразовательной программе. Школьник применяет развернутую речь без грубых отклонений. Однако он неточно использует слова, делает ошибки в согласовании и управлении, ему трудно произносить некоторые звуки. Ребенок не всегда может выразить свою мысль, не полностью понимает прочитанный текст. 4. Хороший и высокий уровень речевого развития. Неявно выраженные нарушения можно выявить только при детальном исследовании с помощью специальных заданий. Все вышеописанные недостатки требуют своевременной коррекции. В противном случае школьник будет испытывать трудности в обучении и общении со сверстниками. Именно поэтому недостаточное развитие детей в начальной школе провоцирует психологический дискомфорт. В особо тяжелых случаях необходимо как можно раньше обратиться к специалистам, которые помогут решить проблему.

Работа над словарем

image В процессе развития речи у школьников рекомендуется использовать словарь. Такая работа позволяет ученику усваивать лексику, связанную с математикой, изучением природы, музыки, общественной жизнью и т. д. По статистике дети 7 лет, которые поступают в 1 класс, имеют в словаре от 3000 до 7000 слов, а к концу начальной школы он составляет около 15000 слов. Исходя из этого каждый день ученик узнает 5 – 8 новых слов. Более половины слов ребенок получает с помощью уроков русского языка (чтение, грамматика). Поэтому, чтобы обогатить речь ученика, ему нужно каждый урок работать с 3 – 4 новыми словами и их значением. Во время подготовки к работе учитель должен выявлять те слова, которые войдут в словарь учащихся в результате чтения, пересказа, беседы, а также использовать различные приемы работы над их значением. Проще всего показать предмет или действие обозначаемым словом. Например, во время изучения сказки «Лиса и тетерев» нужно показывать школьникам изображения животных: • Кто пришел к нам в гости? (Лиса и тетерев). • Опишите лису в сказке. (Хитрая, умная, коварная). • Кто такой тетерев? (Большая лесная птица). Также следует объяснить значение слов: аршин, четверть, показать их наглядно, закрепить их значение во время прогулок. Чтобы объяснить значение слова «кабы», нужно ввести его в предложение: «Если бы по-старому, тебе бы уходить надо». Значение некоторых слов объясняется через анализ их морфологической структуры. К примеру, от слова «звезда» образовали слово «звездочка», а слово «односельчане» означает, что люди живут в одном селе.

Работа над словосочетаниями и предложениями

image В речи словосочетание используется только через предложение. Чаще всего ученики допускают ошибки именно в словосочетании (ошибки в управлении и согласовании). Во время урока учитель выделяет словосочетание в предложении, устанавливает связь между словами с помощью вопросов. Затем предлагает детям составить самостоятельные словосочетания во время изучения частей речи. В работе над словосочетаниями стоит учитывать: • Структуру, то есть слова, которые входят в его состав, вопрос от главного слова к зависимому, а также формы согласования (падеж, число, употребление предлога). • Семантику (значение, смысл) словосочетания, которая выражает единое, но расчлененное значение. Такая работа поможет не только развивать речь, но и изучить грамматику, ясно понимать внутренние связи в предложении. Это поможет учащимся в будущем ориентироваться в структуре простых и сложных предложений, а также правильно расставлять знаки препинания. Упражнение со словосочетанием: 1. Постановка вопроса к зависимым словам от главных. 2. Схема связи между словами в предложении. 3. Объяснение значений словосочетаний. 4. Составление словосочетаний с новыми словами. 5. Объяснение фразеологизмов, образных выражений. 6. Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи: • существительное + прилагательное; • существительное + глагол; • местоимение + глагол (или наоборот). Умение строить разнообразные типы словосочетаний и предложений – это основа развития речи младших школьников.

Текстовое представление ученика

Устная речь – это такое же текст, который учащийся может запомнить, пересказать или сочинить. Все люди говорят на уровне «текста» – это и есть основная сущность данной методики развития речи у школьников. Ниже можно ознакомиться с несколькими вариантами проверки и развития речи ребенка без особых усилий: • Учитель читает несложный текст, призывая к вниманию детей. Они должны прослушать содержание, а потом попытаться пересказать его своими словами. Таким образом педагог проверяет слуховую память учеников и тренирует их мозг. После урока учитель делает выводы об уровне речевого развития детей. • Учитель читает текст, дети его внимательно слушают, а потом он предлагает им придумать интересную концовку. Это упражнение тренирует абстрактное мышление, формирует и развивает свободную речь, проверяет общительность и кругозор школьника. После урока учитель делает выводы о навыках речи своих подопечных, после чего пытается потянуть его «слабые места». • Педагог предлагает школьникам вместе создать текст на вольную тему, при этом каждый ребенок должен по очереди ставить свое предложение. Текст должен быть связным, соответствовать теме, после чего его можно записать на бумагу и прочитать в конце урока. Это упражнение тренирует мышление, которое заставляет работать устную речь, как следствие, расширяется кругозор. • Дети должны составить рассказ о любом предмете, который принесет на урок учитель. Это отличная возможность для учеников потренироваться в разнообразии эпитетов и написать лучшее сочинение. Главное – заинтересовать школьников, вызвать в них азарт. Во время чтения текста дети пополняют словарный запас, слушая своих одноклассников. • Учитель предлагает ребенку рассказать свою любимую сказку, а потом придумать для нее неожиданную концовку. Однако тему финала задает педагог, который потом наблюдает, справится ли его подопечный с заданием или нет. Такие интересные и несложные задания можно проводить не только в школе, но и дома. Эта программа развития речи очень эффективна. После регулярных занятий ребенок будет удивлять своих учителей и родителей новыми навыками и творческими способностями.

Упражнения для ускорения развития речи

Многие педагоги уже в 1 классе требуют, чтобы школьник запомнил и пересказал текст, убрал лишние предложения, добавил что-то от себя по заданной теме. Однако не все дети могут справиться с такими задачами. Существуют эффективные методы развития устной речи: • Учитель называет слово, а ребенок придумывает к нему синоним или антоним, дает лексическое обозначение. Сначала используются простые слова, отдельные фразы, но постепенно уровень сложности повышается. • Педагог учит детей правильно произносить звуки уже в первом классе. После таких упражнений у школьника формируется культура речи, он допускает минимально количество орфографических ошибок. Кроме того, детям нужно поработать над интонацией, чтобы у них не было проблем с пунктуацией. • Учитель читает предложение 2 раза, а потом предлагает детям выбрать 2 – 3 главных слова, которые отображают суть. Поначалу ученикам будет непросто, но регулярная практика поможет сделать правильный выбор. • Педагог дважды читает предложение, а потом предлагает школьникам убрать из него лишние слова. Ребенок должен на слух определить слово, которое не соответствует содержанию и удалить его. Чтобы кругозор школьника расширялся, он должен чаще читать. Если родители будут регулярно заниматься с ребенком дома (даже по несколько минут), то результаты не заставят себя ждать. Занятия рекомендуется проводить утром и вечером. Родители и учители должны объяснить первокласснику, зачем ему нужно пополнять словарный запас, тогда он охотнее будет заниматься. Чтобы не отбить у ребенка желание учиться, уроки нужно проводить в легкой ненавязчивой форме, чтобы у него не пропал интерес к учебе. При возникновении ощутимых проблем с устной речью родителям стоит обратиться к специалисту, который будет заниматься с ним во внеурочное время, вызовет в нем интерес больше знать и уметь.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Запишитесь на прием+7 (9882) 91–50–45
Отправьте письмо[email protected]
ПриходитеМахачкала, Гамидова, 52 "а"