Содержание
Содержание статьи: Дошкольники в отличие от детей школьного возраста и взрослых запоминают информацию механически. Увиденное, услышанное или тактильно ощутимое, а также знания о предметах сохраняются в памяти без применения специальных приемов запоминания или логического осмысления информации. Так происходит до тех пор, пока родители или педагоги не научат малыша управлять своей памятью. Если процесс развития основных психических функций прошел правильно, то ребенку будет намного проще во взрослой жизни.
Что такое память
Память – это сложный механизм, который отражает прошлый опыт. Он основа на 3 процессах – запоминание, сохранение, воспроизведение. Запоминание – это процесс образования и закрепления в нервных клетках головного мозга информации, которая передается в виде нервных импульсов по отросткам клеток друг другу. Как следствие, устанавливаются новые пути поступления и извлечения информации. Во время запоминания устанавливается связь межу новыми и уже существующими путями. Ассоциация – это связь между отдельными событиями, фактами, предметами, явлениями, которые отражаются в сознании и закрепляются в памяти. Без ассоциации невозможна нормальная психическая деятельность, в том числе запоминание. Информация, которая поступает в головной мозг, сохраняется там в виде памятного следа (энграмма). Она очень устойчива, однако ее извлечение (воспоминание о чем-либо) сопряжено с большими трудностями. Но при регулярных тренировках памяти количество связей между нервными клетками увеличивается, они становятся устойчивыми, что облегчает извлечение энграммы. Сохранение памяти состоит из 2 важных компонентов – сохранение энграммы и связей в мозге. Запоминание и сохранение помогает быстрее вспомнить и воспроизвести информацию. Воспроизведение – это процесс появления в сознании ранее усвоенной информации и выполнение заученных движений. При воспроизведении образы, закрепленные в памяти, быстро «оживают». Например, когда человеку объясняют, как пройти куда-либо, то кроме адреса ему сообщают, что на пути находится магазин, светофор и т. д. Когда он отправится туда в очередной раз, то находит объект без дополнительной информации. Это хорошая память. Но для того, чтобы информация автоматически воспроизводилась, нужно неоднократно ее повторять. Для этой цели используют различные методики развития памяти.
Виды памяти
Мало кто задумывался над тем, что существует несколько видов памяти. Обычно у человека какой-то вид более развит, чем другие, и это нормально явление. Память бывает произвольной и непроизвольной. У дошкольников преобладает второй вид. Это значит, что дети 4 – 6 лет запоминают информацию механически, без каких-либо усилий. Произвольная память характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель запомнить определенную информацию. Этот вид памяти более развит у школьников и взрослых людей. В зависимости от психической активности выделяют следующие виды памяти: • Зрительная. Если ребенок быстро запоминает лица людей, которых он видел 1 раз в жизни, то у него преобладает образная память. Или, например, малыш запомнил какой-нибудь запах или образ до самых мелких деталей, то это тоже свидетельствует о зрительной памяти. Ею могут обладать дошкольники и дети старшего возраста. • Словесная. Если ребенок легко запоминает простые стишки и может пересказать сказку, то он обладает словесно-логическим типом запоминания. Такой кроха может запомнить разговор практически слово в слово. • Двигательная. Если малыш быстро запоминает движения танца, который он увидел 1 раз, или прекрасно вышивает, то он обладает развитой двигательной памятью. • Эмоциональная. Дети с этим видом памяти хорошо запоминают информацию, которая вызвала у него определенные эмоции. Кроме того, существует вкусовая, осязательная, обонятельная память. Однако эти виды являются дополнительными, а не основными.
Факторы, влияющие на развитие памяти
Во время занятий следует учитывать особенности развития памяти детей разного возраста. На запоминание влияют разные факторы, например, возраст. Чем старше ребенок, тем лучше у него работает память. Это связано с тем, что школьник лучше применяет технику применения памяти, чем дошкольник. Дети 4 – 6 лет запоминают информацию, не прилагая усилий, основываясь на естественные способности. А дети постарше связывают новую информацию с уже имеющимся опытом, образуют ассоциации, готовят заметки и т. д. Кроме того, большое значение имеет багаж знаний. При увеличении объема знаний ускоряется развитие памяти. Также на запоминание влияют интеллектуальные способности. Чем больше ребенок знает, чем активнее размышляет, тем больше материала он способен запомнить. Нередко появляются проблемы развития памяти детей. Нарушение памяти у младших школьников могут быть отдельным дефектом формирования психических функций или входить в целый их комплекс. У ребенка со слабой памятью появляются проблемы с усвоением школьного материала, он может нарушать дисциплину, а это грозит тем, что у него могут появиться проблемы с успеваемостью. Нарушения памяти приводят к тому, что ребенка считают ленивым или плохо мотивированным. Проблемы с образной памятью проявляются тем, что он плохо запоминает последовательность слов, медленно приобретает навыки чтения. Чтобы оценить зрительную или слуховую кратковременную память, ребенок должен воспроизвести только что полученную информацию. Для оценки долговременной памяти проверяют объем активного словарного запаса и умение воспроизводить общие сведения.
Возрастные особенности развития памяти
У детей от рождения о 1 года формирует моторная память, которая выражается первыми условными рефлексами. В этом возрасте кроха запоминает движения, которые он выполняет. Лучше всего запоминаются действия, которые сопровождались определенным результатом и получили эмоциональное подкрепление. С 1 по 2 года малыш учится узнавать родных (кроме родителей). В этот период активно развивается нервная система, лучше усваивается информация. Ходьба и другая физическая активность обогащает опыт ребенка. Ближе к 2 годам начинает формироваться зрительная память, поэтому первые осознанные воспоминания относятся именно к этому периоду. С 2 до 4 лет преобладает механическое запоминание. Малыш учится мыслить логически, запоминает сложные слова. При этом у него сохраняются воспоминания из раннего детства. В этом возрасте ребенок усваивает базовые двигательные функции. Родителям следует учитывать особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. С 4 до 6 лет доминирует непроизвольный характер запоминания. То есть ребенок запоминает информацию независимо от желания и волевого усилия. Он запоминает материал, выполняя определенное действие. Малыш может запомнить что-то увлекательное, интересное, на что он обратил внимание в процессе деятельности.
Методы развития памяти у дошкольников
Родители должны запомнить, что чем меньше ребенок, тем тяжелее ему что-нибудь запомнить. Это связано с тем, что его мозг устроен по-другому: он запоминает только ту информацию, которая ему нравится. Поэтому постарайтесь заинтересовать малыша. Начинать тренировать память можно после того, как ребенок произнес свои первые слова: • Описывать увиденное, делится впечатлениями. Попросите малыша рассказать, что он видел во время прогулки, чем он занимался утром, что ел на завтрак, какими игрушками играл, что ему больше всего понравилось в этом дне. Сначала все эти перечислять будут родители, но со временем кроха подключится к диалогу. • Пересказывать услышанное. Почаще читайте ребенку книги, а потом просите рассказать, что он запомнил, но не будьте слишком напористы. • Заучивать стишки. Стих для развития памяти тренирует мышление, внимательность, концентрацию, развивает творческие способности и т. д. Но выбирайте для занятий простые, понятные и веселые стишки, смысл которых ребенок понимает. Чтобы ускорить запоминание, нарисуйте иллюстрации для стишков. Также можно учить веселые песенки. • Запоминать важную информацию. Ребенок должен выучить имена близких, адрес проживания, дни рождения мамы, папы, бабушки и т. д. Чтобы закрепить знания, периодически спрашивайте у малыша эти данные. Также можно разгадывать загадки, головоломки, ребусы. Очень эффективны игры на развитие памяти: • Найди игрушку (10 месяцев – 1.5 года). На глазах ребенка кладут игрушку под 1 из 2 пеленок. Малыш должен вспомнить под какой пеленкой она находится. Если он угадает, не забудьте его похвалить. • Прятки (8 – 10 месяцев). Самый простой вариант – набросьте на лицо пленку и спросите: «Где мама?» Потом откройте лицо или дайте крохе самостоятельно стянуть платок. Для детей старше года можно усложнить задачу – спрячьтесь на несколько секунд за кресло или спинку дивана. Ничего страшного, если кроха не сможет вас сразу найти, зато он поймет, что мама никуда не делась. Со временем он поймет суть игры. • Чего не стало (2 года). Поставьте на стол несколько предметов. Пусть ребенок посмотрит на них 2 минуты, а потом отвернется. Тогда взрослый прячет 1 предмет, а малыш должен вспомнить, какого из них не стало. Постепенно задание можно усложнить, убрав 2 и более предмета. Существует другой вариант этой игры – взрослый расставляет игрушки в определенном порядке, а кроха должен его запомнить. Затем мама или папа нарушают этот порядок, а малыш должен вернуть предмет на место. • Ящик. Развитие памяти детей 4 – 5 лет можно проводить с помощью этой простой игры. Ящик состоит из маленьких коробочек, которые ставятся попарно, а потом склеиваются. Их количество постепенно увеличивается (для старших дошколят – 12 штук). В одну из на глазах малыша взрослый прячет предмет, а потом ящик закрывают на некоторое время. Ребенок должен найти предмет. Эти простые упражнения для развития памяти рекомендуется проводить ежедневно по 10 минут. Так кроха не устанет от процесса и каждый день будет тренировать мозг. Развитие памяти у детей дошкольного возраста обязательно должно происходить в форме игры. Так процесс пройдет легче и не будет вызывать проблем и трудностей.
Развитие памяти в начальной школе
Родителям старших дошкольников нужно позаботиться о развитии долговременной памяти, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого применяют следующие упражнения: • Сравнение нескольких предметов, нахождение схожих и отличительных особенностей. В качестве учебного материала можно использовать картинки или таблицы. • Ассоциации. Это приятный и простой способ развития памяти детей 6-7 лет. Начинайте играть в ассоциации со слов, позже переходите к словосочетаниям и предложениям. • Пересказ увиденного, услышанного, прочитанного. Ребенок с энтузиазмом перескажет вам сюжет любимого мультфильма или интересной сказки. Не забывайте расспрашивать кроху, что он делал сегодня в детском саду. Поначалу задавайте побольше наводящих вопросов, а позже кроха сам будет делиться впечатлениями после пережитого дня. В 1 классе многие родители сталкиваются с тем, что из-за плохой памяти ребенок отстает от своих сверстников. Чтобы этого не случилось, нужно регулярно с ним заниматься. Развитие памяти у детей младшего школьного возраста можно проводить с помощью следующих упражнений: • Таблица Шульте. Это таблица с цифрами, буквами, изображениями, которые школьник должен запомнить, а потом воспроизвести. • Рисунки. Нарисуйте ребенку 3 одинаковых животных в разных позах или разные геометрические фигуры и т. д. Предложите ему их рассмотреть на протяжении 1 – 2 минут, а потом спрячьте и попросите нарисовать сначала первую, потом вторую и третью картинку. • Воспроизведение композиции. Возьмите игрушки, палочки и другие мелкие предметы и расположите их в произвольном порядке. Но учитывайте возраст: чем младше ребенок, тем меньше предметов нужно брать. Попросите его запомнить композицию и воспроизвести (не обязательно очень точно). Уже через месяц регулярных занятий мозг школьника будет функционировать намного эффективнее. Но чтобы сохранить и улучшить результат, нужно продолжать развиваться.
Тренировки разных видов памяти
Для развития зрительной памяти у детей 3 – 6 лет можно использовать игру под названием «Найди сам». Для этого склейте 3 – 4 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получилось 2 башни. Сначала в 1 из коробков кладут мелкий предмет, например, пуговицу, а кроха должен сказать, в какую башню и какое отделение положили предмет. Потом в разные отделения одной башни прячут 2 предмета. На третьем этапе предметы кладут в разные башни, а малыш вспоминает, что где лежит. Чтобы развить кратковременную память, ребенок открывает отделения сразу или через несколько минут. Старшие дошкольники могут открыть отделения башен только на следующий день. Для детей очень важна тактильная память – запоминание ощущения от прикосновения к предметам с различной текстурой. Если у ребенка развит этот вид памяти, то он реже испытывает трудности во время обучения в школе. Для развития тактильной памяти можно использовать игру «Узнай предмет». Ребенку завязывают глаза, а потом поочередно кладут в его руку разные предметы, а он должен назвать его. После того, как он угадает 3 – 10 предметов, нужно, чтобы он назвал их в той последовательности, в которой они попадали ему в руку. Таким образом ребенок выполняет 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание. Для развития двигательной памяти используют игру «Делай, как я». Сначала взрослый встает за спиной малыша и делает несколько движений его телом (поднимает руки, ноги, разводит их в стороны и т. д.), а потом малыш должен повторить эти действия. Потом взрослый показывает ему несколько движений, а он повторяет их. Затем можно поменяться местами, тогда ребенок сам показывает взрослому определенные действия, а он их воспроизводит. Игра «Чудесные слова» тренирует слуховую память. Нужно подобрать 20 слов, которые связанные по смыслу, чтобы получились пары. Например, вилка – еда, банан – клубника, кошка – собака. Потом взрослый читает их ребенку, при этом пары нужно выделять интонацией. Через несколько минут родители повторяют только первые слова пар, а вторые должен вспомнить малыш. Так тренируется кратковременная память. Чтобы совершенствовать долговременную память, ребенок повторяет слова через 30 минут и более. Так происходит развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Как видите, развитие памяти – это важнейший этап общего развития. Важно начинать занятия уже с раннего детства. Достаточно 10 – 15 минут в день, чтобы ваш малыш полноценно развивался. Если у родителей не хватает времени на регулярные занятия с ребенком, то на помощь придут курсы по развитию памяти для детей. Опытные педагоги подберут упражнения в соответствии с возрастом и психическими особенностями ребенка. После регулярных упражнений ваш ребенок будет демонстрировать хорошие результаты в учебе и взрослой жизни.