Развитие письменной речи

image

Содержание статьи: Речью, как средством общения ребенок овладевает к 5 годам. В этом возрасте его словарный запас уже достаточно богатый для того, чтобы строить основные грамматические конструкции, использовать речь для самовыражения. В начальной школе перед учеником встанет новая, очень сложная задача: научиться все это делать на письме. В последнее время наблюдает тенденция к снижению грамотности у детей, что очень беспокоит родителей. Речь для человека – это способ общения и самовыражения. Письменная речь тоже должна быть таким инструментом. Ребенок должен научиться формулировать свои мысли в письменной форме, а также понимать мысли, изложенные другими людьми. Каллиграфия и орфография важны в начальной школе, но в данном случае они являются вспомогательными.

Этапы развития письменной речи

image Письмо – это навык, который нужно сформировать, он проходит в своем развитии несколько этапов. В добукварный период ребенок учится анализировать речевой поток. Воспитатели и родители учат малышей анализировать предложения на слова, из которых они состоят, составлять слова из звуков и слогов. Потом нужно отработать навыки написания букв и слогов. На следующем этапе ребенок учится слитному написанию слогов в слова. Главная цель этого периода – закрепить умение соединять буквы правильно (с помощью верхнего и нижнего соединения букв). Скорость письма на этом этапе увеличивается. На заключительном этапе ребенок уже умеет быстро писать отдельные слова. Пишет он без отрыва руки, одним движением. Однако это еще не скоропись, не письмо взрослого человека. Во время письма ребенок решает 2 задачи: выражает свои мысли и преобразует звуки в буквы.

Навыки письменной речи

image Педагогам и родителям важно понимать, что для того, чтобы ученик успешно овладел речью, у него должны быть сформированы следующие навыки: • Внимание, память, мышление. • Зрительно-пространственные функции. То есть ребенок должен узнавать буквы, запоминать их, делать их зрительный анализ. • Умение различать звуки на слух, правильно их произносить. Если один из этих навыков не сформирован, то процесс письма нарушается. На раннем этапе развития зрительно-пространственные функции тесно связаны с деятельностью ребенка. Уже с первых месяцев жизни новорожденный способен фиксировать пространство взглядом, но к 3 – 4 годам оно воспринимается дробно. Примерно в 5 лет ребенок начинает воспринимать взаимосвязь отдельных предметов в пространстве. В 6 – 7 лет он приближается к адекватному отражению пространство. Это становится основой к развитию пространственного мышления, которое необходимо для понимания счета, письма, чтения. Для развития письменной речи очень важно уметь различать звуки на слух. У некоторых дошкольников даже при нормальной остроте слуха задерживается формирование слуховых восприятий (фонематический слух), а это очень важно для правильного понимания и произношения речи. Хорошо говорит тот, кто различает отдельные звуки, слова. Если ребенок правильно произносит звуки, то он быстрее освоит письмо. Если присутствуют нарушения артикуляции, то дошкольнику будет тяжело овладеть этим навыком. В таком случае необходимо развивать звукопроизношение, учить ребенка правильно произносить звуки. Таким образом, чтобы дошкольник освоил письмо, с ним должны заниматься воспитатели и родители. Проводить профилактику нарушений письма нужно еще до начальной школы.

Развитие письменной речи у детей 3 – 6 лет

image Дети в раннем возрасте часто рисуют, таким образом у них развивается самосознание. Он выражает свои чувства и мысли через рисунок, так как языка для самовыражения ему пока не хватает. Со временем малыш находит сходства своего рисунка с реальными предметами. Чуть позже детский рисунок превращается в целую историю, он дорисовывает новые детали, что-то зачеркивает, закрашивает. Таким образом он перекладывает свою речь на бумагу. Именно в этот период родители должны проявлять интерес к творчеству малыша, побуждать его рассказывать свои истории. В раннем возрасте, когда родители читают крохе сказку, он смотрит на картинки и думает, что вы читаете именно их. Ближе к 3 годам они обращают внимание на текст. Они еще не знают букв, не различают звуков, но уже понимают, что звучащее слово можно записать этими непонятными знаками. Тогда малыш начинает подражать взрослым и пытается записать свою речь. Эти каракули мало похожи на буквы, но располагаются на листке, как строчки в книге. И опять крохе нужна поддержка взрослых, попросите его написать вам записку или даже свою историю. При письме и чтении звуки речи обозначаются буквами, ребенку нужно установить соответствие между ними. Ему нужно научиться слышать, как звучит слово, для этого можно использовать слова, где нет расхождений между звучанием и написанием. Игра для развития слухового и визуального восприятия звуков: • Перед ребенком раскладывают знакомые предметы: машина, домик, заяц, ножницы, ложка и т. д. Сначала он должен назвать эти предметы. Потом взрослый предлагает поиграть в угадайку: Это слово начинается на «М» – машина, на «Л» – ложка и т. д. Вариаций этой игры много: на звук в конце, середине слова, сортировка предметов в зависимости от места расположения определенного звука. Также во время занятий рекомендуется использовать изображения каждой буквы, чтобы ребенок, угадывая, смог ее рассмотреть, пощупать, запомнить. Учиться писать ребенок 3 – 6 лет может с помощью движущегося алфавита. Они созданы из дерева, малыш может их ощупать, покрутить, расставить по порядку. Во время работы дошкольнику легче выучить знаки, он запоминает их ориентацию в пространстве, учится соотносить последовательность букв с последовательностью звуков. Предложите ребенку подписать предметы, например, дом, кот, стул, слон и т. д. Чтобы дошкольнику было легче освоить письмо, нужно всячески побуждать его писать, регулярно с ним заниматься, поддерживать, не исправлять ошибки, чаще с ним разговаривать грамотным литературным языком.

Виды работы над предложением

image Для повышения уровня речевой культуры детей в начальной школе рекомендуется выполнять упражнения над предложением: • Ребенок должен давать полные ответы на вопросы, связанные с определенным предложением. • Распространять предложения по вопросам и без вопросов. • Составлять словосочетания разного типа, включать их в предложения. • Составлять предложения на заданную тему (школа, природа, книги и т. д.). • Создавать предложения по картинкам, прочитанному тексту, по наблюдениям за природой, животными. • Составлять 2 – 3 простых предложения в одно сложное или простое с однородными членами. • Перерабатывать предложения, заменяя оно слово другими, изменяя одни грамматические формы на другие (существительные на местоимения: дети – ребята – они). • Восстанавливать деформированное предложения, в котором слова в беспорядке или в начальной форме. Их нужно расположить в нужном порядке и согласовать межу собой. С помощью этих упражнений развитие письменной речи младших школьников пройдет легче. Главное – проводить занятий в игровой форме, пробудить в детях азарт, чтобы они выполняли упражнения с удовольствием.

Виды работ над текстом

Школьникам нужно научиться глубже осознавать содержание текста, который они слышат или читают, находить связь между его частями, чтобы в будущем укрепить навык последовательности его изложения. Чтобы научиться находить границы предложения в собственной речи, школьник должен научиться делить сплошной текст на предложения. Это упражнение помогает развивать и совершенствовать умение устанавливать логическую связь межу частями рассказа, правильно делить его на абзацы, составлять план рассказа. Ребенок должен научиться составлять связной текст из данных предложений. Во время составления рассказа школьники учатся последовательно излагать свои мысли. Со временем школьник научится составлять связной текст из деформированных предложений. После занятий он усвоит порядок слов в простом предложении, а предложений в тексте. Он овладеет навыком строить краткие предложения, которые точно выражают мысль. Свободные диктанты – это подготовительный этап к изложению. Во время работы дети учатся совершенствовать речевые навыки, выделять главное в содержании. Сначала школьники знакомятся со всем текстом, потом учитель читает отдельные абзацы 2 раза, а учащиеся воспроизводят текст свободно, пытаясь передать основной смысл. Рассказы с элементами описания учат ребенка указывать на отельные признаки предмета и явления. Во время работы дети обращают внимание на значение этого описания для выражения главной мысли рассказа. Это важное упражнение, так как школьники часто упускают описания, редко используют их в сочинениях и изложениях. Для развития письменной речи педагоги используют следующие упражнения: • Выборочное выписывание из текста по заданию. Ребенок должен ответить на вопрос отрывком из текста, который он должен найти и выписать. • Составление краткого рассказа. Школьник слушает текст, который читает учитель, а потом кратко записывает услышанное, не упуская главную мысль. • Замена в тексте лица рассказчика. Учащийся входит в роль одно из героев рассказа и записывает события, которые с ним происходили • Ребенок составляет текст по опорным словам, по данному началу или концу. Творческое изложение вырабатывает навык самостоятельно излагать свои мысли, является первой ступенькой к сочинению. Сочинение – это письменная школьная работа, во время которой учащийся излагает свои мысли, знания на определенную тему. Эта работа требует от ребенка самостоятельности, активности, увлеченности, внесения чего-то личного в текст. Такая работа способствует установлению личности ребенка. Как видите, развитие письменной речи – это долгая и кропотливая работа педагогов и детей. Важно проводить занятия систематически, начиная от простых упражнения, заканчивая более сложными. Важно заниматься развитием ребенка с раннего возраста, тогда его речь быстрее обогатиться, ускорится умственное развитие, и он без проблем сможет выражать свои мысли в письменной форме.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Запишитесь на прием+7 (9882) 91–50–45
Отправьте письмо[email protected]
ПриходитеМахачкала, Гамидова, 52 "а"