Содержание
Содержание статьи: Начинать подготовку ребенка к школе нужно с раннего возраста, особое внимание нужно уделить совершенствованию высших психических функций. Одна из них – это внимание. Обучение изменяет психологические процессы и требует умения концентрировать внимание. Школьник должен уметь сосредоточится на содержании урока, словах учителя, собственных действиях, чтобы занятия были эффективными. Существует большое количество упражнений для развития этой важной психической функции. Однако во время выбора средств следует учитывать возрастные особенности психического развития ребенка. При регулярных тренировках школьник сможет полноценно учиться и справляться с поставленными задачами.
Свойства внимания
Внимание в научном понимании – это избирательная направленность восприятия на определенные объекты. Это состояние, при котором ребенок сосредотачивает познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость. Внимание позволяет ребенку отбирать информацию, поступающую через органы чувств, при это одна информация принимается к сведению, а другая – нет. Чтобы занятия по развитию внимания были эффективными, родители и педагоги должны знать основные свойства данного психического процесса. Обладая этой информацией, они смогут правильно расставить акценты при воспитании. Свойства внимания: • Объем. Если он недостаточный, то малыш не может одновременно сконцентрироваться на разных предметах и удержать их в уме. • Концентрация и устойчивость. При недостаточном развитии этих свойств ребенок не может долго сохранять устойчивое внимание, не ослабляя его и не отвлекаясь. • Избирательность. Если это качество развито слабо, то дети не способны сосредоточиться на нужной информации, которая нужна для решения определенных задач. • Переключаемость. При недостаточном развитии ребенок не может быстро переходить с одного вида деятельности на другой и теряется. • Распределение. Без этого качества дети не могут одновременно выполнять несколько дел. • Произвольность. Если это свойство плохо развито, то ребенку тяжело сосредоточиться, если от него не потребуют этого. Все вышеперечисленные качества нужно усиленно развивать. Программа для развития внимания включает специальные методики, упражнения, игры. Чтобы не нарушать процесс развития внимания, категорически запрещено отвлекать ребенка, когда он сосредоточен. Внося замечания, подсказывая, вы мешаете ему выполнить поставленную задачу и заставляете концентрироваться на ваших словах, а только потом на работе. Это приводит к тому, что ребенок быстро устает и теряет интерес к процессу. Важно проводить занятия с учетом возраста ребенка. Если одно из свойств памяти недостаточно развито, то нужно провести организованную работу, подключая специалистов.
Виды внимания
Существуют следующие виды внимания: • Пассивное или непроизвольное – это способность концентрироваться на объекте, который выделяется определенными особенностями. Например, предметы, вызывающие яркие эмоции, которые затрагивают эмоциональный фон, интеллектуальные и моральные чувства (яркие цвета, приятные запахи), привлекают внимание на уровне рефлексов. Причины пассивного внимания: резкий звук, вспышка света, новый предмет, движение, контрастные цвета, формы, размеры предметов. Этот вид внимания характерен для дошкольников и частично зависит от усвоения и дифференциации новой информации. • Активное или произвольное внимание формируется вне личности ребенка. Оно развивается в результате общения со взрослыми. Произвольное внимание, как и непроизвольное, связано с увлечениями, ощущениями и определенным опытом малыша. Оно возникает, когда ребенок прилагает усилие воли, чтобы сосредоточиться на предмете или действии. Если ребенок перевозбужден или у него плохое настроение, то ему тяжело сосредоточится. • Послепроизвольное внимание возникает, когда ребенок увлеченно выполняет какое-нибудь действие. Оно не требует волевого напряжения, и кроха не заставляет себя что-то делать, занятие становится увлекательным и выполняется без затруднений. Последний вид внимания является наиболее продолжительным и эффективным, так как ребенок не напрягается, не устает, он сосредотачивается на занятии, не теряя целенаправленность.
Особенности развития внимание у детей разного возраста
Психологи выделяют следующие этапы развития внимания у детей разного возраста: 1. От 0 до 3 лет: • Кроха еще не умеет управлять вниманием. • Направить внимание с помощью слов тяжело, для того чтобы малыш переключился, нужно повторять информацию вновь и вновь. • Объем внимания включает около 5 предметов. • Длительность концентрации около 5 минут. • Преобладает непроизвольное внимание. • Устойчивость зависит от вида деятельности, ее нарушает импульсивность ребенка, его желание сейчас же получить нужный предмет, сделать что-нибудь, ответить. 2. 3 года: • Развивается первоначальная форма активного внимания. • Распределить внимание меду 2 объектами или действиями очень тяжело. • Внимание проявляется в определенных психических процессах: кроха всматривается, вслушивается, хочет отгадать загадку, пытается читать тест, играет и т. д. 3. 4 года: • Проявляется способность направлять внимание на определенный объект или действие по просьбе взрослого. • Начинают формироваться все свойства памяти. 4. 5 – 6 лет: • Начинает развиваться полноценное произвольное внимание. • Ребенок с удовольствием участвует в играх на развитие внимания, памяти, выполняет все задания. • Малыш способен составить простейшую инструкцию для собственного внимания и соблюдать ее. • Устойчивость формируется во время активной деятельности, манипуляциях с предметами, играх. 5. 6 – 7 лет: • Преобладает непроизвольное внимание. • Объем внимания ограничивается 2 – 3 объектами. • Младший школьник с трудом распределяет внимание. • Произвольное внимание развито слабо, что приводит к поверхностному восприятию. Во время занятий следует учитывать особенности развития внимания детей разного возраста.
Методы развития внимания у детей 3 – 4 лет
Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуется проводить игры для развития внимания и памяти, так как эти функции тесно связаны. Занятия в форме игры облегчат процесс обучения и помогают формировать важные качества. Упражнения для развития внимания у ребенка 3 – 4 лет: • Интересная прогулка. Когда вы гуляете с малышом, описывайте ему всякие предметы, которые попадаются на пути до мельчайших деталей. Например, расскажите какие яркие лепестки у цветка, какое красивое платье у куклы, какие пышные усы у кота и т. д. Старайтесь почаще разговаривать. • Комментатор. Предлагайте крохе комментировать каждое его действие. Интересуйтесь, что он делает пальчиками во время лепки или как рисует веточки на дереве. Поначалу комментировать придется родителям, но со временем ребенок привыкнет и будет это делать самостоятельно. • Маленький сыщик. Родители подробно описывают малышу предмет, который находится в комнате, но не называют его. Он должен сам его найти по признакам, которые озвучивает мама или папа. Начинайте с общих качеств, которые могут объединять данный предмет с другими, постепенно сужая круг признаков. Чем раньше ребенок догадается, о каком предмете идет речь, тем лучше у него развито внимание. • Посмотри на меня. Это увлекательная и веселая игра на внимание. Ребенок на протяжении 20 – 30 секунд смотрит на маму, а потом отворачивается и отвечает на вопросы, связанные с ее внешностью. Например, «Какого цвета платье?», «На мне есть браслет?», «Накрашены ли у меня губы?». Потом ребенок может поменяться ролями с мамой. • Мешай мне. Эта игра сложная, но очень увлекательная. Она помогает концентрироваться на основном задании. Ребенок рассказывает стих, а взрослые пытаются ему всячески помешать, задавая вопросы, рассказывая что-то свое. Если малыш ни разу не сбился, то у него отлично развито внимание и концентрация. Вышеописанные упражнения отлично развивают все свойства внимания, что повысит его успешность в школе и сделает более уверенным.
Игры для дошкольников
Развитие внимания у ребенка 5 – 6 лет требует постепенного усложнения поставленных задач. Если ребенок не может выполнить какое-нибудь задание с первого раза, то нужно разделить его на несколько этапов. Для каждого этапа нужно подготовить словесную инструкцию, которая поможет малышу справиться с задачей. Когда у ребенка будет получаться, усложните действия и увеличьте объем информации. Чтобы дошкольнику удалось удержать инструкцию в памяти, нужно несколько раз ее повторить (взрослому или малышу). После этого он запомнит алгоритм действий и сможет контролировать выполнение задачи. Если что-то не получается, то нужно провести дополнительный инструктаж. Проговаривание инструкции сопровождается действиями. Важно сформировать самоконтроль у дошкольников. Для этого ребенок во время выполнения задания должен периодически проверять себя, комментировать действия. Например, он рисует ом, сравнивает его с рисунками других малышей, находит у себя недочеты и исправляет их. Такая работа стимулирует ребенка, возникает дух конкуренции, и ему хочется выполнить задачу лучше всех. Развивать внимание у детей дошкольного возраста можно с помощью игр: • Пуговички. Игра совершенствует внимание, мышление, память, пространственное восприятие. Для игры понадобится 2 листа бумаги в клетку и 2 одинаковых набора пуговиц. Один ребенок выставляет на листе бумаги 3 пуговки, а второй должен запомнить, какие предметы из набора использованы, и как они расположены. Через несколько секунд первый игрок закрывает свой лист бумаги вторым листком, а второй участник должен выставить пуговицы в точности, как на игровом поле конкурента. Для усложнения задания количество пуговиц на листе увеличивают. • Найти букву. Это упражнение совершенствует навык переключения и распределения внимания у детей, которые знакомы с алфавитом. Игрок смотрит на небольшой текст в книге или журнале, а потом вычеркивает во всех строчках 1 букву, например, «К». Воспитатель или родители фиксируют время, проверяют работу, исправляя ошибки. Чтобы усложнить задание, предложите ребенку вычеркнуть 2 буквы, например, «К» и «А». • Кто где живет? Эта игра развивает сосредоточенность и концентрацию. Для занятия нужно взять рисунок, где изображены животные и их домики, соединенные спутанными линиями. Дошкольник должен разобраться, где, какое животное живет. Если кроха не может определить домики визуально, то позвольте ему воспользоваться карандашом или пальцем. Также можно использовать игры-лабиринты, где изображены известные герои мультиков или сказок. Существует еще много увлекательных игр для развития внимания у детей дошкольного возраста. При систематических занятиях начинает развиваться активное внимание.
Упражнения на развитие внимания у младших дошкольников
Развитие внимания у детей школьного возраста направлено на совершенствование навыка восприятия деталей на общем фоне. Постоянные занятия позитивно сказываются на успеваемости школьников и их способности к концентрации. Игры для развития внимания у ребенка 7 – 8 лет: • Помню все. Это упражнение для 3 – 4 детей. Игроки должны запомнить слова в строгой последовательности, а воспитатель контролирует весь процесс, записывая цепочки слов. Чтобы ребенок не устал, нужно использовать слова одной тематики: фрукты, овощи, города и т. д. Например, «Яблоко» – говорит первый ребенок, «Яблоко, слива» – говорит второй, «Яблоко, слива, банан» – произносит третий и т. д. Участник, который перепутал последовательность слов или забыл одно из них, выбывает из игры. Побеждает тот, кто назвал всю цепочку без ошибки. • Найди слова. Игру можно проводить во время уроков русского языка. Школьник должен найти в буквенном ряду слова и выделить лишнее по определенному признаку: часть речи, род, число, падеж. Например, РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ (собаки – это лишнее слово, так как является существительным множественного числа). • Назови цвет. Школьник должен безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Побеждает тот, кто дал больше ответов. Упражнение развивает концентрацию внимания, так как участник сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове. • Найди отличия. Ребенок должен найти отличия между двумя похожими рисунками. Эта игра подходит учащимся 1 – 4 классов. Сложность картинок отличается. Для первоклашек больше подойдут простые изображения с небольшим количеством крупных фрагментов, а для детей постарше – яркие картинки с множеством мелких деталей. Упражнения для развития внимания делают школьников более дисциплинированными, ответственными, аккуратными. Как видите, внимание – это важное качество для ребенка, развивать его нужно с раннего возраста. Проводите занятия в форме игры, чтобы процесс прошел легко и весело. Регулярные тренировки помогут малышу достигнуть успехов в школе и будущей жизни.