Содержание
Содержание статьи: Довольно часто родители дошкольников задаются вопросом о том, как научить ребенка считать в уме. Многие молодые мамы думают, что это несложно, однако для крохи это достаточно трудно. Дело в том, что маленькие дети запоминают только то, что им интересно. Поэтому сначала взрослому нужно увлечь малыша, тогда процесс пройдёт намного легче. Важно развивать тягу к знаниям у ребёнка с раннего возраста, в противном случае это грозит неудачами в освоении материала, а именно математики. Школьники, которые не поняли принцип устного счёта, не смогут решать даже простые задачи по физике, химии, а контрольные по математике будут вызывать у них стресс. Поэтому родителям нужно заняться обучением малыша с помощью современных методик.
Особенности занятий с детьми разного возраста
Первые навыки по устному счёту получает младенец ещё в возрасте 1 года. Мало кто знает, что в качестве первых упражнений можно использовать простые игры, например, «Сорока-ворона», «Вышли пальчики гулять». Эти пальчиковые игры развивают у ребёнка образное мышление и помогают воспринимать числа объектов. Когда малыш достигает 2 – 3 лет, он начинает проявлять повышенное внимание к играм с пирамидками и кубиками. Чтобы подтолкнуть кроху в нужном направлении, объясните ему, что сначала нужно надевать 1 кольцо на стержень, потом добавлять второе, третье и т. д. Благодаря подобным занятиям у ребёнка появляется желание посчитать. Некоторые дети в 2 – 3 года уже знают цифры, любят пересчитывать окружающие предметы (посуду, игрушки, ступеньки и т. д.). Таких успехов кроха достигает только благодаря поддержке родителей, которые занимаются с ним и всячески поощряют его. Тогда у малыша увеличивается «математический» энтузиазм, и он радуется своим успехам. Чтобы ребёнок в этом возрасте освоил счёт до 5 – 10, рекомендуется обратить внимание на развивающие мультфильмы «БебиЭнштейн – Первые цифры» и «Маленький гений». Чтобы научить считать ребенка в 4 – 5 лет, нужно познакомить его с составом числа и такими понятиями, как «меньше», «больше», «поровну». Для занятий используют игрушки и другие предметы, главное, чтобы их размер отличался. Если маленький ученик научиться сравнивать, то он быстрее освоит устный счёт. Для уроков можно взять «кассу цифр» или яркие карточки, с помощью которых малыш научиться разным способам разложения цифр. Пятилетние дети с лёгкостью выполняют простые арифметические действия с помощью счётных палочек. Не стоит насильно отучать ребёнка некоторое время пользоваться окружающими предметами или пальчиками во время счёта. Это нужно делать постепенно. Научить считать ребенка 6 лет можно с помощью карточек и таблицы Н. Зайцева. Так малышу будет легче визуализировать числа и усвоить представления о числовом ряде. Благодаря этим предметам он будет воспринимать урок, как игру. Рекомендует проводить занятия не дольше 15 минут. Самое сложное для дошкольников разобраться, что такое «состав числа». Чтобы упростить задачу, родителям предлагается использовать игрушки и специальные пособия авторов методик раннего развития. С помощью наглядных примеров ребёнок поймёт, что, например, 5 – это 1+4, 4+1, 2+3, 3+2 и т. д. Для вашего чада будет открытием, что после того, как поменяешь числа местами, сумма не меняется. Первое важное достижение дошкольника – это когда он научился складывать в уме числа из десятка. Но на этом не стоит останавливаться, ведь это только первый этап устного счёта.
Учимся считать до 20
Когда ребёнок научился считать десятки, то он может перейти к более сложным понятиям. При этом необходимо время от времени закреплять и проверять пройденный материал. Перескакивать не рекомендуется, даже если на изучение вы потратите 1 неделю. Схема действий: 1. Выучите названия чисел второго десятка. 2. Подготовьте набор одинаковых кубиков. 3. Предложите малышу выложить в ряд 10 предметов (слева направо). 4. Объясните, что 10 – это десяток, назовите его «дцать». 5. На первый ряд кубиков выложите ещё один. В итоге вы имеете – 11 или 1+ «дцать». 6. Потом положите 2, 3, 4 предмета на «дцать». Получается 3 на «дцать», 4 на «дцать» и т. д. Таким образом вы научите дошкольника считать в пределах 20. Если юный математик запомнил схему построения чисел от 11 до 19, то переходите к новому этапу.
Методика устного счёта до 100
Если ребёнок хорошо усвоил образование чисел до 20, то он быстро поймёт, как считать двузначные числа до 100. Алгоритм действий: 1. Это занятие начинается, как и предыдущее. Ребёнок выкладывает 10 кубиков, которые называются десяток или «дцать». 2. Рядом с первым рядом поставьте второй из такого же количества предметов. Назовите его 2 + «дцать», 3 + «дцать». 3. 40 и 90 отложите на потом, объяснив это тем, что эти круглые цифры имеют другое название. Расскажите, что десяток всегда заканчивается 0, поэтому число круглое, а также, что к нему добавляют цифры 1, 5, 8 и т. д. 4. 50, 60, 70, 80 ребёнку будет просто запомнить. Поинтересуйтесь у малыша о том, сколько десятков в 50. Чтобы ему было проще запомнить, пусть он скажет первую цифру и добавит «десят», так получается пятьдесят. Когда дошкольник разберётся в принципе образования десятков, спросите о том, сколько десятков находиться в 60, 70, 80. Таким способом ваш ребёнок научиться считать до 100.
Считаем до 20 без перехода через десяток
Перед обучением счёта по этой методике малыш должен понимать, что такое десятки и единицы в двузначном числе, и отличать понятия «лево – право». Инструкция по обучению: • Достаньте набор кубиков, попросите кроху выложить ряд из 10 предметов. • Затем поставьте на первый ряд ещё 2 кубика (слева направо). В итоге получилось 12. • По этому же принципу сложите 15. • Объясните ребёнку, как быстро построить 12 и 15. Добавьте 1 + 1 десяток, в итоге вы получаете 2 десятка или двадцать. • Добавьте единицы, например, 2 + 5 = 7, то есть 27 (двадцать и семь). • Предложите ученику пересчитать кубики, чтобы проверить, действительно ли там 27 штук. • Для закрепления знаний пробуйте разные варианты, чтобы дошкольник понял принцип. Так вы освоите сложение, после которого можно приступать к вычитанию по тому же принципу. Через 10 можно переходить только после того, как ребёнок полностью усвоил материал с числами от 10 до 100.
Правила устного счёта с переходом через десяток
Для следующих упражнений рекомендуется использовать таблицу, которая показывает состав числа. Это необходимо, чтобы ребёнок понял, как получить 1 цифру разными методами (например, 8 = 3 + 5, 4 + 4, 6 + 2, 7 + 1, 8 + 0). Если малыш не умеет быстро считать, не освоил сложение и вычитание в пределах десятка, то он не решит более сложные задачи. Родители должны объяснить маленькому ученику, что число нужно разложить на 2, чтобы получилась цифра 10, а потом прибавить остаток. Наглядный пример поможет запомнить это правило. Усвоить этот урок малышу поможет следующая задача: 1. Предложите малышу узнать, сколько будет 18 + 6. 2. Объясните, что 18 – это 10 и 8. 3. Запишите по-другому (10 + 8) + 6. 4. Поинтересуйтесь у вашего ученика, сколько от 6 не хватает до 10, чтобы прибавить к 8. 5. Если малыш замешкается, то предложите ему воспользоваться таблицей «Состав чисел». Это поможет ему ответить, что не хватает 2. 6. Потом запищите 6 по-новому (2 + 4). Теперь задача выглядит следующим образом: 10 + 8 + 2 + 4 или 10 + 10 + 4. Отсюда: 2 десятка + 4 единицы = 24. Когда дошкольник усвоит сложение, объясните ему вычитание по этому же принципу. Чтобы ученик не терялся и быстрее ориентировался, напоминайте ему о таблице «Состав чисел». Родители интересуются вопросом о том, как научить ребенка считать примеры, чтобы лучше усвоить состав чисел. Чтобы достигнуть этой цели, нужно постоянно тренироваться между занятиями. Например, расставьте 3 тарелки на столе слева, а потом ещё 3, но уже справа, поинтересуйтесь у малыша о том, сколько предметов на столе. Через некоторое время поставьте 2 тарелки справа и 4 слева и т. д.
Устный счёт в 1 классе
Когда ребенок идёт в 1 класс, у него формируется основа будущих знаний. В этот период малыш меняет деятельность, но как прежде хочет познавать всё в форме игры. Он примеряет на себя роль ученика и формирует навыки самоорганизации. Ребёнок должен научиться планировать свою работу, оценивать поступки, общаться с однолетками и учителями. Много времени первоклассникам нужно уделить самостоятельной работе. Чтобы научить детей устному счёту и закрепить полученные ранее знания, учителя применяют следующие методики с игровым уклоном: • Кубики Зайцева – это отличный способ для первоклашки научиться быстро считать. Дети с интересом участвуют в игре с применением кубиков и в то же время получают основные знания. Во время занятий педагоги используют таблицы, благодаря которым ученики легче усваивают материал и обучаются простым арифметическим действиям. Как упоминалось ранее, этот метод часто применяют родители для обучения дошкольников устному счёту. Кроме набора кубиков Зайцева в комплект входит обучающее пособие и диск с песнями. Так ребёнок легче и быстрее приобретает новые знания. • Методика Г. Домана. Во время уроков используются специальные карточки, на которых нарисованы точки. С помощью карточек у ребенка развивается зрительная память, и он учиться считать количество предметов. Педагоги используют разные методики для обучения устному счёту, поэтому родителям рекомендуется заранее ознакомиться со школьной программой. Это необходимо, чтобы малыш достигнул высоких результатов во время уроков. Учить ребёнка математике с применением разных методов не рекомендуется.
Учимся считать во 2 классе
Следующий важный период – это поступление во 2 класс. Многие учителя проводят уроки чисто по школьной программе и не уделяют особого внимания процессу обучения детей. Поэтому часто ученики просто заучивают простые арифметические действия (сложение, вычитание), не понимая, как из одного числа получается другое. Чтобы ваш ребёнок понимал, как это происходит, рекомендуется соблюдать последовательность действий и время от времени тренировать память. Только в таком случае он сможет без труда считать двузначные числа устно. Если ребёнок получает плохие оценки по математике, то родители должны заниматься с ним в домашних условиях. Для дополнительных занятий можно использовать следующие примеры: • Предложите школьнику сложить в уме двузначные числа, например, 20 + 24. Чтобы облегчить задачу можно разделить второе число на 2 и 4. Старайтесь тренировать зрительную память вашего чада во время выполнения повседневных дел. • Предложите ребенку выполнить сложение, например, 50 + 45. Если у него не получается, то предложите решить задачу в обратную сторону. Для этого округлите меньшее число до ближайшего десятка: 50 – 50. А потом просто отнимите лишнюю часть: 100 – 5 = 95. • Регулярно тренируйте школьника складывать и вычитывать простые числа. К примеру: 2 + 2 или 2 + 3. Потом слегка усложните задание: 3 + 6 = 9, 10 – 3 = 7, 10 – 9 = 1. Если ребёнок без труда будет решать такие задачи, то арифметические действия с двузначными и трёхзначными числами ему будут под силу. • Если ваше чадо обладает богатой фантазией, то предложите ему пересчитать предметы или животных в уме. Важно иметь индивидуальный подход к своему ребёнку и подбирать методику, согласно его интересам. Дети в 8 лет умеют считать в столбик, а чуть позже составляют уравнения и пропорции. Однако эти важные знания они получают только после усвоения простых способов устного счёта.
Тренировки для развития устного счёта
Чтобы развивать способности к математике, тренируйте память ребёнка независимо от того, где вы находитесь: • Занятия можно проводить даже во время прогулки. Сделайте вид, что вы забыли, как считать, и попросите у малыша сказать сколько животных или птиц возле дома. • Чтобы научить кроху сложению и вычитанию через десяток, поиграйте дома в кафе или магазин. Добавляйте к 10 рублям 1, 2 или 5 рублей, так ваш малыш поймёт, что состав числа 15 – это 10 и 5, а 20 – 10 и 10 и т. д. Вырежьте из картона бумажные карточки и кружки, это и будут ваши купюры и монеты. Нарисуйте на них 1, 2, 3, 4 и другие числа, которые можно добавлять к 10. • Также можно поиграться в школу, при этом ваше чадо будет выступать в роли учителя, а вы будете учеником. Решайте простые арифметические задачи, но иногда ошибайтесь, чтобы во время проверки «учитель» исправлял вас. Если ребёнок сам ошибся, то подскажите ему, но не высмеивайте кроху. Для проверки правильности задачи используйте различные предметы: кубики, яблоки, счётные палочки и т. д. • Правильно складывать числа в пределах 20 помогут специальные пособия, счётные палочки, кубики. Чтобы выучить числа от 0 до 100 используйте метр для шитья. Ребёнок увидит все числа, и поймёт, что то, которое левее, меньше того, что справа (например, 13 меньше за 15). • Познакомьте кроху с понятием «плюс» и «минус» после того, как он усвоил правила сложения и вычитания до 10. • Во время решения задачи объясняйте каждое слово, чтобы малыш понял все условия. Для этой цели можно использовать специальные учебники или придумывать задачки самостоятельно. Если у вас возникли осложнения, то обратитесь к репетитору. При этом важно, чтобы учитель разбирался не только в математике, но и в детской психологии. Он должен наладить контакт с маленьким учеником и расположить его к лёгкому усвоению материала.
Полезные советы родителям
Чтобы дети без труда научились считать в уме, родители должны соблюдать следующие правила: • Проводить уроки в форме игры. Не используйте во время занятий скучные задачи и невыразительные картинки. • Приводите простые примеры, используйте понятные ребёнку персонажи для счёта. Малыш должен знать, какое животное изображено на предмете, например, кот, собака подходят для этого, а дикобраз – нет. Это обусловлено тем, что многие детишки не узнают это животное и отвлекаются от упражнений. Также можно использовать картинки с фруктами, например, яблоко, груша. От киви, папайи тоже лучше отказаться. • Математические игры помогают развивать навыки устного счёта. Для этой цели можно использовать домино, лото, лабиринт, по которому путешествуют с помощью фишек или кубиков. Карточки для игр можно сделать своими руками. • Объясняйте ребёнку, как важно уметь считать во время выполнения повседневных дел. Предложите ему пересчитать ступеньки в доме, стулья возле стола, машины определённого цвета. Во время похода в супермаркет попросите подать его 1 пакет кефира, 2 булочки и т. д. Положите в корзину 4 банана и спросите малыша, сколько будет бананов, если добавить ещё 1. • Как можно чаще тренируйтесь между делом. Например, во время сервировки стола проговаривайте сколько тарелок и вилок вы кладёте на стол. Предложите малышу пересчитать посуду, так как вы не уверены в своей правоте. Тогда ребёнок поймёт, что количество посуды на столе может быть разным. • Проводите занятия регулярно и настойчиво. Каждый день тренируйтесь, придумывайте задачи с интересным сюжетом, чтобы вашему чаду было интересно. Таким образом, научить ребёнка устному счёту не так уж сложно, главное отнестись к этому ответственно. Проявляйте терпение, любовь к вашему малышу, и непременно хвалите его за достижения. Тогда он будет с нетерпением ждать ваших занятий и развивать свои навыки ежедневно.