Как научить ребенка говорить букву C правильно

image

Содержание статьи: Большинство детей испытывают те или иные трудности с произношением некоторых звуков. Чаще всего по мере взросления ребенка артикуляционные проблемы исчезают сами по себе, так как к 5-7 годам укрепляется речевой аппарат. Однако, если проблеме звукоизвлечения вовремя не уделить должного внимания, то неправильное произношение может сохраниться на всю жизнь. В этом случае придется потрудиться, чтобы исправить ситуацию. Поэтому, родители должны понимать, чем раньше начать коррекцию артикуляции, тем быстрее кроха начнет говорить правильно. В данной статье речь пойдет о том, как самостоятельно научить ребенка говорить букву C.

Важность исправления логопедических нарушений

Существуют разные нарушения извлечения звука С, но чаще всего логопеды фиксируют такие: – сигматизм – кроха искажает звук С, например, произносит его как СЬ; – парасигматизм – замена свистящего звука на другие, например, шипящие. Процесс постановки любого звука в логопедии является особым, так как направлен на одновременное развитие зрения, ЦНС и мелкой моторики. Методики постановки звука С не исключение, так как направлены на то, чтобы малыш автоматически произносил этот свистящий и в разных сочетаниях, и изолированно. Очень важно научить ребенка правильно выговаривать букву C, так как любые речевые отклонения негативно влияют на центральную нервную систему. В частности, проблемы со звукоизвлечением могут вызвать такие заболевания: – дислексия – расстройство чтения. Ребенок не понимает, как можно сложить буквы в связной текст; – дисграфия – расстройство письменной речи, перестановка или замена букв по время написания слов; – дислалия – серьезные логопедические нарушения произношения звуков. image

Артикуляция звука С

Чтобы правильно произнести данный звук необходимо языковой мускул ставить в правильное положение. Правильная артикуляция звука С состоит в следующем: – расслабленный язык, губы слегка растянуты в легкой улыбке; – зубы немного разомкнуты (зазор между ними не должен превышать 2 мм); – боковые края языка прижаты к зубам; – середина языковый мышцы приподнята к твердому небу; – мягкое небо слегка приподнято и перекрывает носоглотку; – языковой кончик упирается в передние резцы нижней челюсти; – связки расслаблены, голосовая вибрация отсутствует; – подача воздушного потока. Делать это нужно с усилием, ощущая, как воздух двигается по впадинке на языке. Чтобы проверить правильность артикуляции, достаточно поднести ладонь к области рта. Если все сделано правильно, то на ладони ощущается прохладное дуновение воздуха. В правильном артикуляционном положении язык приобретает бугорок по серединке и ложбинку вблизи резцов. Если кроха долго не мог расстаться с пустышкой или бутылочкой, то, скорее всего, его язык будет более плоским со слабо выраженной ложбинкой. В этом случае, а также, если ложбинки нет вообще, воздушная струя не появляется, и у ребенка наблюдаются логопедические нарушения свистящих звуков. image

Как научить ребенка выговаривать звук С

Упражнения на развитие фонематического слуха позволяют научить ребенка выговаривать букву C. Правильно подобрать задания для этого поможет квалифицированный логопед. Помимо этого, квалифицированный специалист сделает заключение готов ли ребенок к занятиям или нет. Чтобы кроха произносил звук С, он должен различать такие звуки, как Д, Т, В, Ф. Чаще всего логопед рекомендует развивать фонематический слух с помощью звукоимитирующих упражнений. Суть задания состоит в следующем: ребенку предлагается несколько изображений: – душ; – проколотая автомобильная шина; – воздушный шарик, с которого спускается воздух. Кроха должен воспроизвести звуки, которые ассоциируются у него с картинками. Изображения нужно подбирать с учетом возрастной категории ребенка. Все изображенные предметы должны быть привычны и понятны малышу. Это простое упражнение доступно показывает малышу отличие звуков: твердого С и мягкого СЬ. На подготовительном этапе потребуется отработка упражнений, которые тренируют навык выпускать воздушный поток с усилием. Для этого кроха должен набрать как можно больше воздуха, сложить губы в трубочку и с усилием подуть. В младшем возрасте ребенок может контролировать воздушную струю с помощью кусочка ваты или перышка, а старшие дети – ладонью. После овладения умением контролировать поток воздуха, нужно научить ребенка чувствовать языковую мускулу, какое положение она занимает при произношении звука С и звука СЬ. Для этого подойдут упражнения, тренирующие гибкость и подвижность языковой мышцы, например, такое: – выдвинуть язык вперед и уложить его на нижнюю губу; – на место канавки вдоль языка уложить спичку или небольшую палочку и надавливать на нее до тех пор, пока не появится желобок. Выполняя это упражнения необходимо широко открывать рот и округлять губы. Можно попробовать усложнить задание, например, в таком положении с усилием выпустить воздушный поток или выполнить упражнение без палочки. Закрепить результат поможет системное и длительное повторение упражнений. Если у ребенка после выполнения подготовительных упражнений не получается правильно произносить звук С, то необходимо снова проконсультироваться с логопедом, повторно выполнять подготовительные упражнения и только после этого можно переходить к упражнением на автоматизацию звукоизвлечения. image

Постановка звука С методом подражания

При незначительных логопедических нарушениях произношения свистящих звуков можно попробовать метод подражания. Зачастую дети повторяют звуки, которые издают взрослые или животные, поэтому весьма эффективным методом научить ребенка выговаривать С может оказаться подражание. Необходимо усадить ребенка возле зеркала и показать ему как двигаются органы артикуляционного аппарата во время звукоизвлечения твердого С и мягкого СЬ. Пусть кроха повторит все действия взрослого и попробует самостоятельно произнести звуки. Частое повторение упражнения на подражание поможет поставить сложновыговаривыемые звуки.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука С

Выполнение этой части занятий является очень важным для правильного произношения трудных звуков, так как это позволяет укрепить артикуляционный аппарат крохи и быстрее достичь желаемого результата. Логопеды предлагают следующие упражнение на развитие артикуляции: – широкая улыбка, как при произнесении звука И – губы растянуты, зубы разомкнуты; – свист – зажать зубы, вытянуть губы в трубочку и с усилием пустить воздушный поток. Со временем можно ритмично чередовать широкую улыбку и свист. Это позволит лучше контролировать речевой аппарат; – чистим зубы – растянуть губы в разомкнутой улыбке, кончиком языка поводить сразу по верхнему ряжу зубов, затем по нижнему ряду. Водить нужно снизу-вверх, затем влево-вправо; – маятник часов – разомкнуть губы в улыбке и кончиком языка совершать маятниковые движения к уголкам рта, при этом нижняя челюсть должна быть неподвижной; – качели – язык расслабить и максимально пытаться достать кончика носа, а после – подбородка. При этом важно следить за тем, чтобы язык оставался плоским, а губы не натягивались. Это упражнение тренирует высокую подвижность языковой мускулы. image

Автоматизация звука С

Для того, чтобы ребенок по требованию мог автоматически извлекать звук С, необходимо постепенно его вводить в детскую речь: сразу в слоги, затем в простые слова, и только потом в сложные слова и полные предложения. Начинать необходимо с многократного произношения звука С, при этом важно контролировать движение артикуляционного аппарата. После того, как кроха научится правильно выговаривать данный звук, можно переходить к выговариванию слогов, содержащих букву С, например, СО, СЭ, СЫ, СА, АС, ЭС, ЫС, ОС и т.д. Важно включать в занятие слоги не только на твердую С, но и на мягкий звук СЬ – СЮ, СЕ, СИ, ЮС, ЕС, ИС и т.д. Следующий этап – произношение или чтение слов, начинающихся на звук С (от простых к сложным), например, сок, сад, сова, сода, сотка, сокол, самолет, собака и т.д. После освоения предыдущего этапа можно переходить к произношению или чтению слов, в которых звук С содержится в середине, например, усы, оса, носок, гуска, фасоль, посуда, колбаса, посылка и т.д. Отдельно нужно выделить слова со звуком С в конце (нос, лес, волос, космос, абрикос и т.д.), а также слова, в которых С сочетается с другими согласными звуками (лист, мост, станция, ласточка и т.д.). Когда ребенок научится правильно произносить звук С независимо от его расположения в слове, необходимо читать или повторять за взрослым словосочетания, а затем предложения, например: – свежий салат; – высокий стул; – Настя, насыпь суп в супницу; – У Светланы светлые волосы. На следующем этапе нужно учить с ребенком стишки, песни или скороговорки на букву С, например: – оса боса и без пояса; – у маленького Сани санки едут сами. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать задания на развития речи, например, прочитать текст, пересказать его и придумать продолжение. Основные логопедические упражнения на постановку звука С представлены в сюжете: Все этапы постановки звука очень важны и дополняют друг друга. Подготовительные упражнения позволяют развить и натренировать речевой аппарат, задания на постановку звука научат правильно выговаривать звук, а автоматизация С в речи ребенка позволит привыкнуть говорить правильно в повседневной жизни. Решение логопедических проблем позволяет не только научиться правильно выговаривать звуки, но и разрушает неправильные условные рефлексы, что улучшает работу ЦНС ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Запишитесь на прием+7 (9882) 91–50–45
Отправьте письмо[email protected]
ПриходитеМахачкала, Гамидова, 52 "а"