Содержание
Содержание статьи: Неопытные родители часто интересуются, как научить ребенка читать по слогам? В домашних условиях, без помощи квалифицированного педагога справиться с сложно, но можно. Для этого необходимо лишь знать секреты обучения. Обязательные элементы для достижения успеха в этом деле: терпение, настойчивость и понимание потребностей ребенка. Как научить ребенка быстро читать расскажет данная статья.
С какого возраста начинать учить ребенка читать?
Нельзя сказать точно во сколько лет учить ребенка читать лучше всего. Все зависит от самого ребенка и его готовности к учебе. Если малышу не интересны буквы в книжке, он не желает сидеть за ними и пяти минут, активно сопротивляется, то не стоит его заставлять. В противном случае можно нанести непоправимый вред желанию малыша учиться и познавать мир. Как определить готов ли ребенок к началу обучения? Для этого существует несколько признаков, среди которых можно выделить следующее: – связная и продолжительная речь ребенка. Он четко изъясняет свои мысли целыми предложениями и может составить небольшой рассказ; – четкое произношение букв и звуков. Малыш не должен картавить и шепелявить. Если наблюдаются логопедические проблемы, то следует обратиться к специалисту, который поможет исправить речь ребенка. Стоит отметить, что до 5 лет обращаться к услугам логопеда не рекомендуется, так как зачастую кроха сам со временем начинает правильно говорить; – для ребенка не составляет труда ориентировка в пространстве – он понимает где верх, низ, право и лево; – заинтересованность крохи в книгах. Если ребенок любит, когда ему читают книжки, сам берет их с полки и без труда вспоминает прочитанное мамой, то это верный признак того, что ребенок захочет учиться читать. Обратите внимание! Малыша проще научить читать, если родители показывают личный пример. Если мама или папа часто читают книгу или журнал с яркими картинками, то ни один карапуз не устоит перед соблазном узнать, чем же так увлечены родители. Книжки-малышки с красочными иллюстрациями, панорамные книги обязательно должны быть дома – любознательный дошкольник заинтересуется ими.
Подготовительный этап
Подготовка карапуза к чтению начинается задолго до изучения букв. Так как у крохи должны быть развиты чувство ритма и фонематический слух, то необходимо заранее их развивать. В этом незаменимы будут прослушивание музыки и танцы под нее. Включив веселую музыку можно просто начать танцевать, а малыш начнет подражать взрослому и улавливать заданный ритм. Таким образом, можно не только хорошо провести время с сыном или дочкой, но и положить начало к подготовке к чтению. Фонематический слух заключается в способности малыша узнавать и правильно произносить звуки. В этом поможет ряд игровых упражнений: – взрослый называет ребенку слово, а кроха должен угадать, на какой звук оно начинается и заканчивается. Конечно, с первыми двумя-тремя словами следует помочь малышу, чтобы он точно знал, что от него требуется; – взрослый предлагает ребенку придумать слова, начинающиеся на сказанный звук. Для этих целей прекрасно подойдет всем известная игра в «Города», только с тем учетом, что на последний звук можно называть любое подходящее слово; – еще одна игра на поиск звуков: ребенок и взрослый заранее договариваются о том, какой именно звук он будет искать в словах. Затем родители называют разные слова, а ребенок, услышав знакомый звук, громко оповещает их об этом условным знаком, например, хлопком, топотом или стуком.
Как научить ребенка читать с нуля?
Чтобы научить ребенка читать по слогам следует запомнить пять простых правил, которые помогут достичь успеха: – обучение должно начаться в подходящий момент. Психологическая готовность к обучению не менее важна, чем знание букв алфавита. Естественно, родителей, ищущих способы, как научить ребенка читать в год, ждет неудача, так как в этом возрасте малыш физически и психологически не готов к обучению. Можно попробовать заниматься с трех- четырехлетним ребенком, однако это должны быть ненавязчивые предложения почитать. Заставлять учиться категорически нельзя, так как слишком настойчивые попытки отобьют желание читать, спровоцируют конфликт; – книга для обучения чтению должна быть яркой, красочной и интересной. Многие педагоги образовательных центров, родители рекомендуют букварь Н.С. Жуковой и А.Н. Ткаченко, в котором классические методы перекликаются с логопедическим наполнением и уникальными авторскими разработками. Однако можно подобрать и другую подходящую книгу, так как книжные магазины предлагают широкий ассортимент детской учебной литературы; – занятия должны быть систематическими. Мини-уроки должны длиться до 15 минут, но проходить регулярно. По поведению, интересу ребенка нужно определиться проводить уроки чтения ежедневно или через день. Все дети индивидуальны, и если одним крохам нравятся занятия, и они сами просят самостоятельно «что-нибудь почитать» каждый день, то других приходится заинтересовывать, что не всегда может быть успешно; – нельзя требовать от малыша невозможного. Завышенные требования, которые сложно выполнить, быстро отобьют желание и сделают чтение в ранг ненавистного занятия; – категорически запрещено сравнивать своего ребенка с чужими детьми, которые достигли успеха. Детская обида на родителей, комплексы, сознание ущербности помешают личностному развитию и серьёзно понизят самооценку в дальнейшем.
С чего начинать учить ребенка читать?
Школьная программа предполагает обучение детей по одной системе, которая основана на фонетическом методе: сначала ребенок изучает звук и лишь потом учит его графическое обозначение – букву. Сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. При этом следует сразу мотивировать кроху, а потом уже заниматься. Мотивацию можно провести в виде игрового момента, который вызовет интерес к тому, что будет происходить. Можно показать ему игрушку или кадр из мультфильма, дать послушать песенку и т.д., то есть нужно привлечь внимание малыша к конкретному предмету. Например, угостить ребенка апельсином (при изучении буквы «а»), дать посмотреть мультфильм про ослика (при изучении буквы «о»), показать уточку и попускать ее плавать в миске (при изучении буквы «у»). После этих действий следует задать малышу вопрос (что он съел, с чем играл и т.д.), а затем попросить еще раз повторить название предмета. На следующем этапе нужно выделить в слове первый звук. Для этого взрослый проговаривает слово и протягивает первый звук, при этом его следует произнести громче и отчетливее других. Ребенок должен повторить за взрослым. Он должен определить и назвать, какой первый звук в слове услышал. Потом нужно «поиграть» с этим звуком, например, произносить с разной силой голоса (тише — громче), пропеть, проговорить с разной интонацией. При этом важно обратить внимание на артикуляцию звука. Следует рассказать малышу, как получается произносить данный звук, в каком положении находятся губы, зубы и язык. Для этого можно предложить ему наблюдать за собой перед зеркалом. При изучении гласных звуков рекомендуется показать малышу соответствующие демонстрационные картинки. После этого можно переходить к изучению буквы. Можно предложить ребенку найти на кубиках или в книге нужную картинку (например, апельсин при изучении буквы «а»). Затем нужно объяснить ребенку, что название нужного предмета начинается на заданный звук, поэтому возле картинки написали букву, обозначающую его. Малышу нужно внимательно рассмотреть букву, определить из каких частей она состоит (палочек, овалов, крючков). Затем можно подумать, на какой предмет похожа буква. Специалисты рекомендуют использовать специальные картинки, на которых буква изображена в виде реального предмета. Также нужно попросить малыша написать букву, необязательно ручкой в тетради, можно использовать мел и доску или палец и песок. Также можно слепить букву из пластилина, скрутить из проволоки или выложить пуговицами. В видео представлено пошаговое руководство о том, как научить ребенка читать в 6 лет:
Авторские методики для обучения чтению
Прекрасной альтернативой фонетическому методу обучения являются авторские методики, которые позволяют научить ребенка читать в 3 года и старше. Рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день методики: – кубики Зайцева учат слоговому чтению — малыш заучивает буквосочетания, а затем составляет из них слова; – методика Домана — предлагает запоминать написание целых слов; – шершавые буквы Монтессори помогают изучить алфавит через сенсорные способности. Каждая из этих методик имеет свои плюсы и минусы. Поэтому лучше использовать их как способ дополнить и разнообразить занятия по звуко-буквенному методу. Очень важно научить ребенка читать по слогам, так это умение развивает память, внимание и усидчивость. Но взрослым следует соблюдать меру и порядок обучения, нужно знать, как научить ребенка читать в 5 лет в домашних условиях. В раннем возрасте достаточно понимания букв, слогов и их соответствия. Главными правилами обучения являются игровая методика проведения занятий и родительские поддержка и пример. Не стоит ждать, что ребенок возьмет книгу и сам станет читать. Можно предложить ему вместе почитать и посмотреть картинки. Совсем скоро все, что малыш делал вместе с родителями он сможет делать сам, без помощи взрослых.