Содержание
Содержание статьи: Дети с трудным характером, с желанием делать все по-своему, непослушные очень часто ставят своих родителей в тупик. Как правильно себя вести и воспитывать проблемных детей разного возраста? Об этом расскажет данная статья.
Откуда берутся трудные дети?
Какой он, трудный ребенок, – шумный, капризный, балованный или же какой-то иной? Это – ребенок с особыми потребностями. Характер такого дитя нельзя определить однополярно – спокойный или активный, он у него просто непредсказуемый, из-за чего взрослому очень трудно просчитать мотивы поведения и результат действий своего чада. Это идет в разрез с устоявшимся укладом жизни родителей. Трудный ребенок в семье – не приговор для родителей, это непаханое поле, на котором, если приложить усилия, вырастет райский сад. У каждого человека свой характер, каждый является индивидуальной личностью и требует особого отношения к себе. Ребенок — это маленький человек, в котором уже заложена частичка его характера при рождении. Взрослея, уже будучи индивидуальностью, ребенок формирует оставшуюся часть своего характера. Осуществляется это в процессе познания окружающего мира. Одним детям это дается легко и быстро, другим же для этого нужно больше времени и помощь родителей. Если же этой помощи они не получают — дети начинают капризничать и становятся непослушными. Воспитание трудных детей становится легче, когда родители понимают причину, которая поспособствовала возникновению этой ситуации. 
Как воспитать трудного ребенка 5-6 лет?
Чтобы правильно воспитывать малыша, следует разобраться, что стоит за его плохим поведением. Сразу следует оговориться, что отличий между плохим поведением детей разных полов не существует, как правило, причины непослушания всегда одни и те же. В психологии есть такое понятие, как «фрустрация», характеризующее такое психическое состояние, при котором все желания человека (в данном случае, ребенка) не могут быть удовлетворены в полном объеме. Понимая, что не все ему позволено, не все он может подчинить своим желаниям, чему-то он должен подчиниться, ребенок взрослеет. Каждый чуткий родитель, имеющий склонность к рефлексии и наблюдательности, хорошо понимает своего ребенка и чувствует, когда он капризничает с целью чего-либо добиться для удовлетворения своих желаний или причина непослушания кроется в чем-то другом, например, недомогание, проблемы в детском саду, о которых малыш боится рассказать дома и прочее. Рассмотрим подробнее, почему малыш может капризничать и проявлять непослушание. 
Как воспитать трудного ребенка 7-8 лет?
Поведение ребенка младшего школьного возраста связано с двумя основными изменениями в психическом развитии ребенка. Во-первых, ребенок больше не путает свою точку зрения и точку зрения других. Он становится способным к рассуждению. Вместо импульсивного поведения дошкольника ребенок 7-8 лет обычно анализирует всю ситуацию, перед тем как действовать. Во-вторых, происходят изменения в социальной позиции ребенка. Возникает ряд сложных образований, это самолюбие, самооценка, обобщение чувств, уровень запроса к самому себе. Причинами плохого поведения в этом возрасте являются утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных «странностей». В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая–то вертлявость, паясничанье, клоунада, ребенок может строить из себя шута. Что делать родителям «трудного» ребенка, который достиг этого возрастного этапа? Отношение ребенка к школе транслируется родителями. Если мама и папа негативно относятся к школе, то не стоит ждать восторгов и от ребенка. Паника, раздражительность к школьным заданиям, сетования на сложность программы, разговоры о том, что раньше в школе учили детей, а сейчас не учеба, а одни «мучения» — все это рано или поздно приводит к тому, что ребенок будет рассуждать точно так же. Родителям необходимо уважительно отзываться об учителях, не произносить что-то вроде: «Да там одни недоучки!», «Учителя ничего не понимают!». Очень важную роль в мотивации к предмету играет авторитет и личность учителя. Родительское воспитание должно помогать учителю обучать детей. Чем раньше мама и папа начнут приучать ребенка к требованиям учителя, школьным правилам, тем в дальнейшем ему будет проще принимать правила общества, в котором ему жить. Восприятия ребенка таким, каков он есть. Не нужно пытаться переделать ребенка и подогнать его под некий идеальный образ. Ребенок только сел за парту, а родитель уже буйно фантазирует, как чадо растет отличником, в голове рисуются идиллические картинки прилежного дитя, который гениально схватывает все на лету, не устает, не болеет, не ленится, легко поступает в институт и получает красный диплом, а затем становится известным нобелевским лауреатом. Конечно, лавры достанутся и родителю – ведь это только благодаря вашему воспитанию вырос гений! На самом же деле это один из мифов, от воспитания зависит многое, но далеко не все. Нормальный ребенок не может быть роботом и время от времени устает, капризничает, без фанатизма собирается в школу. Следует быть ближе к реальности, ведь идеальных людей – как родителей, так и детей – не существует. Интересоваться школьной жизнью. Многие родители зацикливаются на оценках и стандартных общих вопросах: «Тебе понравилось в школе?» Важно интересоваться личностью ребенка, расспрашивать его о жизни, а не только «о деле». Спросите, с кем он подружился, во что они играли на перемене. На кого похожа учительница из сказочных героев, с кем ребенок сидит, а какие пеналы у других детей. Полезно будет рассказать что-то из своей школьной жизни, показать старые фотографии. Лучше, если рассказ будет не с моралью и не вымышленный, а искренняя история о реальных событиях. Когда ребенок рассказывает о событиях в школе следует внимательно слушать и взаимно делиться переживаниями. Любить ребенка таким, какой он есть. В 7 лет у ребенка начинает формироваться самооценка. В силах родителей помочь ему сформировать высокую самооценку, любовь к себе, веру в свои силы. Эти составляющие являются залогом счастливой жизни. Если родители будут огорчаться из-за неуспеваемости, постоянно таскать ребенка в различные кружки, не давая ему отдыха, делать уроки до полуночи и т.п., у крохи может сложиться ощущение, что его будут любить только тогда, когда он получает хорошие оценки и хорошо себя ведет, словом, тогда, когда он успешен. Но любовь не может быть за что-то, она безусловна. Для ребенка важнее всего не многочисленный багаж знаний и хорошие оценки, а принятие его полностью – в минуты радости и горести, непослушания и кривляния, полное принятие. Уверенность в том, что он любим всегда, вне зависимости от поведения и настроения.
Как воспитать трудного ребенка 9-10 лет?
Родители должны осознавать, что «трудные» непослушные дети сильно страдают. Это особенно касается тех, для кого такое поведение является методом выражения протеста, что чаще всего случается в возрасте 9-10 лет. Эти дети после очередной неприятной ситуации будут находиться в сильном стрессе, а целая череда ссор вгоняет их в депрессию. В этом возрастном периоде негативная атмосфера в жизни ребенка может оставить сильную психологическую травму, которая усугубляется по мере взросления, что безусловно окажет негативное влияние на дальнейшую жизнь человека. Причин плохого поведения ребенка в возрасте 9-10 лет существует очень много. Однако, многое зависит от модели поведения родителей, которая была использована ранее. Семьи, где использовался авторитарный стиль, должны несколько пересмотреть свое отношение к воспитанию. Если дошкольник еще сможет смириться с тем, что ему постоянно что-то приказывают, то уже к третьему классу ребенок может перестать терпеть такое отношение к себе. Приказной тон лучше сменить на обсуждение либо просьбу. Нет ничего страшного в том, что родитель что-либо попросит у своего чада. Не нужно бояться, что авторитет при этом упадет до нуля, не исключено, что он даже возрастет в глазах ребенка. В свою очередь грубый тон и приказы неприятны всем, даже тем, кто к такому обращению привык с детства. Еще одной причиной “трудного” поведения является игнорирование просьб и потребностей ребенка. Когда родители не слышат свое чадо либо намеренно игнорируют его желания, считая, что лучше знают, что нужно ребенку сейчас, начинает формироваться ощущение ненужности. Одной из форм выражения подобного состояния обязательно станет капризность. В школьном возрасте такие ситуации очень опасны. Жизнь ребенка может быть достаточно сложной из-за нагрузок в учебе, подготовки к переходному возрасту. Если к этому прибавится еще и ощущение того, что даже родители его не любят, это может стать очень серьезной травмой. 
Как воспитать трудного ребенка 11-12 лет?
Этот возрастной период считается ранним подростковым этапом, который сложен как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром. В этом возрасте начинается время полового созревания с окончательным формированием вторичных половых признаков. У разных подростков этот период может начинаться в разное время. У девочек переходный возраст обычно наступает немного раньше, чем у мальчиков. В основном переходный возраст начинается в 11-12-13 лет. В это время у многих девочек начинается менструация, а у мальчиков появляется эякуляция. У ребенка появляется резкая смена настроений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени проводить среди сверстников, возможны трудности в учебе и т. д. Родителям обязательно стоит учитывать эти закономерные физические и психологические изменения. Различные конфликтные ситуации могут встречаться гораздо чаще, чем раньше и ребенок может переживать их сильнее, чем прежде. Если родители начинают способствовать возникновению конфликта, часто упрекать сына или дочь, показывать свое недовольство, то ситуация лишь усугубится. Кстати, психологи отмечают, что переходный возраст протекает тяжелее у единственных в семье детей. Родителям необходимо быть терпеливыми, любящими и убедить подростка, что он всегда может рассчитывать на их помощь и поддержку. Не следует обижаться на ребенка, если он начинает больше доверять постороннему человеку, пытается подражать ему и следовать его примеру. Дело в том, что связь ребенка с отцом и матерью с эмоциональной точки зрения всегда значительно сложнее, чем отношения с другими людьми. Если подросток останется непонятым, то он будет чувствовать себя одиноким и никому не нужным. Последствия таких переживаний могут привести к самоубийству. Поэтому, если ребенок угрожает самоубийством, ни в коем случае нельзя не обращать внимания на такие разговоры, тем более смеяться. Необходимо внимательно за ним наблюдать. Возможно, он действительно разочаровался в жизни и чувствует себя очень несчастным. Очень важно быть терпеливым и постараться спокойно донести к ребенку правильные мысли, тогда дети, возможно, смогут понять родителей и принять их позицию. Как справиться с трудными детьми расскажет доктор Комаровский:



