Содержание
Содержание статьи: Развитие речи детей – это вопрос, который волнует большинство современных родителей. Как помочь в нужном возрасте создать основу для красивой и правильной речи ребенка? Какие методики развития речи использовать? И как формировать навыки письменной речи у школьников начальных классов? Об этом расскажет данная статья.
Особенности развития речи у дошкольников
Механизм формирования навыка разговаривать запускается у малыша с момента рождения. Даже когда новорожденному всего пару недель от роду, он уже внимательно слушает речь взрослых. Несмотря на то, что он пока не понимает значение слов, у крохи происходит процесс привыкания к звукам. Спустя несколько месяцев малыш начинает осознанно имитировать речь взрослых. Но его речевой аппарат еще не развит, поэтому у малыша получается издавать только протяжные звуки и вскрики. Помочь крохе быстрее овладеть речевыми навыками могут родители, но для этого им самим нужно развить свои ораторские таланты. Как утверждают специалисты в области детской психологии и раннего развития ребенка, в формировании речи малыш ориентируется на своих родителей. При этом карапуз повторяет не только их манеру разговора, но и возможные логопедические дефекты. Поэтому важно разговаривать с ребенком максимально правильно и четко, медленно и полностью проговаривая слова, и не проглатывая их окончания. Ребенок обращает пристальное внимание на источник звука, то есть, на ваш рот, невольно копируя движения артикуляционного аппарата.
Что может помешать развитию речи?
Существует ряд причин, которые могут вызвать проблемы с формированием речевого аппарата у дошкольника. К ним можно отнести следующее: – недостаточное развитие психологических функций ребенка в раннем возрасте у детей, что существенно снижает активность речевой деятельности дошкольника и мешает усваивать правила и нормы родного для него языка; – отсутствие элементарных речевых навыков, что приводит к недостатку определенного общественного опыта; – наличие заболеваний и нарушений в развитии мешают нормальному процессу развития речи; – недостаточное внимание взрослых к процессу формирования речевых навыков у ребенка; – недостаток общения со взрослыми и детьми; – «зависимость» от современных гаджетов, что приводит к понижению уровня речевой и познавательной культуре ребенка. Именно поэтому очень важно начинать работать с детьми, подбирая эффективные методы для развития речи, с раннего возраста, чтобы, способствуя развитию дошкольника, не допустить проявления нарушений разного характера и своевременно уменьшить вероятность отставания в формировании речевой функции. Специалистами доказано, что наибольшей активности в процессе овладения родным языком можно добиться, если вовлечь детей в не менее активную речевую деятельность. Добиться этого можно с помощью наглядных, словесных и практических методов развития речи. Наглядные методы основаны на наблюдении за живыми людьми, животными, явлениями природы во время путешествий, прогулок и экскурсий и предполагают описание всего, что попадается на пути и с чем приходится сталкиваться дома. Практические методы подразумевают использование для стимуляции речи специальных упражнений и игр. Словесные методы построены на введении в жизнь дошкольника стихов, сказок и потешек с их чтением, пересказом и даже заучиванием. Рассмотрим более подробно методику развития речи у дошкольников.
Методика развития речи детей дошкольного возраста
В раннем возрасте перед малышами возникает проблема понятия чужой речи. Карапузу сложно понять, что хочет ему донести его сверстник и что ему говорит взрослый. Помимо этого, на первых годах жизни закладывается словарный запас малыша, который с каждым новым годом расширяется новыми словами. Поэтому важно подбирать такие методы развития речевой функции у дошкольников, которые будут стимулировать и мотивировать малыша заниматься дальше. Заниматься с детьми можно как в группах, например, в детских садах или школах раннего развития, так и самостоятельно в домашних условиях, уделяя занятиям время в повседневной жизни. Например, с первых дней жизни малыша, с ним необходимо сразу начинать говорить, чтобы он постоянно слушал речь и привыкал к ней. Постепенно он начнет вслушиваться в звуки, определять ритм, а со временем поймет и смысл слов, фраз, предложений.
Народный фольклор для развития речи ребенка
Отличный метод работы с совсем маленькими детьми — это применение малых форм фольклора, а также игровых песен, игр, потешек и приговорок, которые малышам особенно нравятся, успокаивают их и приносят массу удовольствия. Это могут быть самые простые и знакомые всем с детства потешки и приговорки типа «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Петушок-петушок» и другие. Такие песенки-потешки не только развивают речь, но развивают его эмоциональную сферу и способствуют развитию тактильных навыков крохи, так как они обычно сопровождаются прикосновениями. В раннем возрасте дети как никогда нуждаются в ласке, и такое народное творчество полностью удовлетворяет их потребности в физическом контакте с родителями.
Сказкотерапия
Еще один эффективный прием для развития функции речевого аппарата малыша – сказкотерапия. Данная методика подразумевает собой игру с ребенком, в процессе которой ему будет предложено сочинить сказку по собственному сценарию. Работать по этой методике смогут дети дошкольного возраста, которые уже достаточно уверенно овладели речью. Сказкотерапия — это определенный алгоритм действий, позволяющих достичь поставленной воспитательной цели, в данном случае — стимулирования развития речи. Начинать работать с детьми можно с сочинения самых простых и коротких сказок, с одним или двумя героями. Когда ребенок освоит данный метод работы, можно предложить ему придумать сказку на определенную тему, с несколькими героями и даже несколькими вариантами развития событий. Работа по этой методике позволяет не только усилить развитие речи у детей дошкольного возраста, но и способствует развитию фантазии, воображения и логического мышления.
Развитие мелкой моторики
Это еще один эффективный метод работы с дошкольниками, который формирует навык правильной речи. Активно развивают моторику специальные упражнения и игры, которые задействуют работу пальцев и кистей, в результате чего стимулируют процесс развития речи и ускоряют развитие двигательного центра мозга ребенка, который отвечает за моторику рук. Это обусловлено тем, что мелкие и сложные движения пальцами активизируют работу участков мозга. Соответственно, чем больше будет таких движений, тем больше мозговых участков будет задействовано в работе. В зависимости от возрастного периода с дошкольниками можно играть в разные пальчиковые игры, например, с малышами до двух лет это может быть игра в ладушки или «Сороку-ворону», а с детьми постарше лучше позаниматься конструктором, лепкой из теста или глины, сложить мозаику. Стоит отметить, что деятельность, в результате которой есть продуктивный результат, играет важную роль в процессе работы над развитием речи детей дошкольного возраста. К таким видам деятельности можно отнести творческие занятия лепкой, аппликацией и рисованием. Во время занятий дети получают узнают основные характеристики предметов: форма, цвет, размер.
Пескотерапия
Весьма интересная методика развития речи у детей дошкольного возраста – пескотерапия. Это увлекательные занятия с ребенком с использованием песка (сейчас можно купить кинетический песок, который легко убирается, поэтому им играть можно даже в квартире). Такого рода терапия детям особенно близка и понятна, ведь с самого раннего возраста они проводят много времени в песочнице, где пытаются говорить первые слова и способы наладить общение со сверстниками. Именно поэтому так важно, чтобы у дошкольника была возможность играть с песком, как дома, так и на улице. Во время таких игр малыш чувствует себя свободно, не ощущает опасности и, что важно, развивает мелкую моторику рук, снимая напряжение с мышц. Методы с использованием песка считаются наиболее эффективными для развития речи у детей до трех лет.
Методика Зайцева
Среди множества методов, которые подходят для развития письменной речи у младших дошкольников, особое место занимает методика Зайцева. Суть данного метода состоит в том, чтобы объяснить ребенку, что основной и наименьшей составляющей речи является слог. На мини-занятиях ребенку показывают кубики со слогами и помогают составлять из них цепочки и слова. Проводить занятия по методике Зайцева можно дома с одним ребенком или в группах детей, например, в детском саду. Важным условием проведения занятий по методике Зайцева является игровая форма обучения. Особенность кубиков — вмонтированные в них предметы, издающие разные звуки: деревяшки, бусины, колокольчики. Кубики со звонкими слогами звучат звонко за счет колокольчиков, тогда как кубиков с глухими слогами почти не слышно из-за такого же глухого внутри них звука деревяшек. Благодаря таким необычным кубикам дошкольники легко учатся отличать звонкие слоги от глухих, группировать их и складывать между собой, проговаривая и пропевая. Как развивать речь у дошкольников от одного до семи лет с помощью специальных упражнений можно узнать из видео:
Методика развития письменной речи детей младшего школьного возраста
Специалисты относят к письменной речи как непосредственно сам процесс написания букв, слов и текста, так и их воспроизведение написанного, то есть чтение. Формирование письменной речи является осознанным процессом, результатом целенаправленного обучения. Соответственно, некоторые сложности могут возникать у детей из-за несовершенства психологической сферы — внимания, усидчивости, концентрации, мотивации к учебе. Однако далеко не всегда методом преодоления проблем являются воспитательные меры. Часто нарушения письменной речи имеют более серьезные причины, не зависящие от прилежания вашего ребенка-школьника. Развитие письменной речи подразумевает такие навыки и умения ученика начальных классов: – понимать тему написанного; – подбирать и обрабатывать материал по теме; – пользоваться существующими средствами языка; – исправлять, совершенствовать свою деятельность. На сегодняшний день существует три направления по развитию письменной речи ребенка: – работа с изображениями – расширяет словарный запас, учит употреблять каждое слово с полным пониманием его значения. Зрительные образы, которые дают картины, вызывает в учеников эмоции и воспитывает образность, яркость речи. Благодаря работе с картинками дети учатся грамотно строить предложения; – письменное сочинение в разных направлениях: по сюжетным картинкам, по одной картине, о герое картины или прочитанного произведения, от имени одного из героев картины; – сочинение стихотворений – помогает не только формировать навыки правильной письменной речи младшего школьника, но и развивает творческие способности ребенка. Развивать все три направления помогают нестандартные упражнения, которые можно выполнять на уроках с учителем или с родителями в домашних условиях. Ниже приводятся некоторые из них.
Загадки – добавлялки
Приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Например: Красные щетки, Пестрые платочки, Хлопают в ладошки Веселые …(матрешки). У меня пропал носок, Утащил его …(щенок). Подготовлен самолет, Он отправится в …(полет).
Посмотри в словарь
Ребенку предлагается 3-5 незнакомых слова, значения которых он должен узнать в словаре и выучить. Это упражнение помогает научиться формировать значение тех или иных слов.
«Корреспондент» напиши заметку в газету
Ребенку на выбор предлагается несколько тем, например, «Школьная столовая», «Интересный урок», «Мой одноклассник» и.т.д. Ученик выбирает тему, составляет к ней план и пишет «заметку в газету».
«Поменяй местами» – упражнение на развитие скорости строить предложения
Ребенку следует быстро найти ошибку в предложении и исправить ее. Например, «Красная ёлочка растёт в огороде», «Зелёная морковка радует ребят». Также эффективно помогают развивать письменную речь такие методы: – описание любимой игрушки ребенка. В первый раз можно начать с описания в два-три слова, затем, постепенно повышая количество слов, довести описание до семи-восьми определений; – ребенку предлагается выбрать какой-либо предмет в помещении, а затем, написать о нем сказку или историю; – ученику предлагается вспомнить о наиболее скучном дне его жизни или о самом сильном впечатлении. Ребенок все равно что-то сможет припомнить, ведь сильные впечатления остаются в памяти надолго. Затем нужно предложить ему описать это событие или скучный день. Если у ребенка будут трудности с написанием каких-либо слов, взрослый должен помочь ему; – ребенку предлагается составить список всего, чего он боится. Затем он должен выбрать один страх и написать о нем забавную историю. Важно не высмеять кроху за страх, а наоборот поддержать и помочь побороть боязнь. Детские страхи очень серьезны для ребенка; – ребенку предлагается описать все те занятия, которыми он мог бы заниматься во время непогоды и составить приключенческий рассказ.
Рекомендации специалистов
Наибольшее влияние на развитие малыша и формирование его личности оказывают родители. Речевые навыки крохи также формируются у него благодаря мамам и папам. Поэтому родителям обязательно нужно находить по 10-15 свободных минут времени в день, для того, чтобы всецело посвятить их специальным развивающим занятиям, разработанных с учетом методических рекомендаций по развитию речи. Такие мини-занятия должны включать в себя следующее: – демонстрация и обсуждение наглядного материала; – упражнения на развитие мелкой моторики; – чтение детской художественной литературы; – прослушивание аудиокниг с чтением сказок и стихов и т. д. Обратите внимание! Материал для занятий с ребенком должен максимально соответствовать его возрасту и уровню развития. Важно также соблюдать такие рекомендации специалистов: – всегда говорить правильно и четко. С ребенком следует вести диалог медленно и четко произнося каждое слово. Нельзя при этом забывать про соответствующую интонацию. Не нужно пытаться говорить так, как это делает ребёнок, пародируя его и искажая свой естественный говор. Это существенно затормозит общее развитие крохи; – если малыш коверкает какие-то слова или вовсе говорит их неправильно, то обязательно нужно поправлять его каждый раз, указывая на все ошибки и неточности. Не стоит при этом в шутку высмеивать имеющиеся дефекты, лучше тактично поправить каждый из них, продемонстрировав, как нужно говорить правильно; – нужно создать для ребенка максимально гармоничную обстановку, благоприятствующую развитию речевых навыков. Многочисленные исследования показывают, что, например, двигательная деятельность отлично способствует развитию нужных навыков. Стремление к исследованию, подвижные игры, мелкая моторика – все это является основой для формирования и развития речи у ребёнка. Активизация речи у детей дошкольного возраста может быть осуществлена в разных вариантах деятельности. Важно правильно подобрать методы работы с детьми, учитывая их возраст и индивидуальные особенности. Результатом правильной работы станет богатая, раскрепощенная и грамотная речь ребенка.