Развитие ребенка в 7 лет: кризис и готовность к школе

image

Содержание статьи: 7 лет — переломный этап в жизни ребенка. В это время его развитие — интеллектуальное, физическое, психическое, эмоциональное — претерпевает множество изменений. В таком возрасте ребенок уже является полноценной личностью и имеет собственное мировоззрение. В данный период у вчерашнего малыша начинает формироваться самооценка, происходит психологическое взросление, с которым связан очередной возрастной кризис.

Кризис 7 лет

image Так задумала природа — становление личности человека должно пройти через определенные переломные моменты. Кризис 7 лет характеризуется переменами в отношении к миру и поведении у ребенка, его открытием собственных переживаний, и принадлежности этих переживаний только ему. Малыш взрослеет, созревает в психологическом плане, и если еще вчера он абсолютно не задумывался о своем месте в мире, то сегодня этот вопрос у него главный, и ребенок стремиться занять «наиболее взрослое» положение в своей жизни. А кризис возникает на основе столкновения новых потребностей и прежнего образа жизни, неизменившегося отношения к нему родителей и других взрослых. Проявляется кризис в следующем: • ребенок не слушается и психует; • постоянно плачет по любому поводу; • перестает отвечать на просьбы; • копирует поведение и манеры взрослых; • болезненно относится к критике; • капризничает и проявляет упрямство: • не умеет контролировать свои эмоции. Это далеко не все симптомы данного возрастного переломного периода. Но стоит отметить уникальность кризиса 7 лет, так как он запланирован обществом и тесно связан с психологической готовностью семилетнего ребенка к школе. Среди семилеток можно выделить 2 группы детей: 1. Дети, которые готовы к обучению. 2. Дети, у которых предпосылки к освоению учебной деятельности отсутствуют (они остаются на уровне игры). Первая группа вступает в кризисную полосу в момент, когда становится необходимой замена игры учебной деятельностью. Чем дольше длится переход, тем сильнее и острее кризисные симптомы. А вторая группа, наоборот, начинает «страдать» с началом обучения. То есть у одних детей проблемы начинаются до школы, а у других — с началом обучения. Протекание этого переворотного периода проходит по-разному и связано с личностными особенностями дошкольника. Кто-то может и не заметить за своим ребенком каких-либо переломных признаков. Но чаще родители вместе со своими детьми переживают всю глубину, остроту, травматичность кризиса. Гибкость, теплое отношение, внимательность, терпение взрослого могут значительно сгладить все проявления. image Главное, родителям необходимо понять следующее: 1. Кризис неизбежен, его переживают абсолютно все дети, только в разной степени. Поэтому к нему обязательно нужно быть готовым, вооружившись, по меньшей мере, терпением и теоретическими знаниями. 2. Кризисные проявления означают, что малыш повзрослел, и он уже готов перейти к более серьезной деятельности и отношениям. А главное — он готов к школе (психологически и социально)! 3. Важно отличать признаки кризиса развития от симптомов невроза и особенностей характера. Что делать? Радоваться, что малыш повзрослел, и с любовью и терпением помочь ему преодолеть переломный момент. Ну, и готовить его к школе.

Особенности развития детей в 7 лет

В каждом периоде свои особенности. Но именно в старшем дошкольном возрасте дети переживают кроме физического и интеллектуального роста, непростой в психологическом плане этап. Вот-вот закончится детство и настанет школьная жизнь, а это значит, что все теперь будет по-другому. Ребенку очень необходима в этот период поддержка взрослого, так как приспособление к новым жизненным обстоятельствам может пройти нелегко. Тем более в совокупности с большими изменениями в плане физического и умственного роста. Физическое развитие image Соотношение частей тела у семилетних детей приближены к «взрослым» параметрам. У них вытягиваются конечности, вследствие чего туловище становится короче. Быстро растет скелет, но в то же время мышечная масса пока еще недостаточно развита. И продолжительные нагрузки статического характера могут значительно подпортить осанку. Поэтому родителям необходимо уже сейчас позаботиться о грамотной организации рабочего места, желательно приобрести ортопедический портфель для своего «взрослого» малыша, можно дополнительно позаботиться и об обуви. Во время занятий ребенку нужно обязательно делать передышку в виде маленькой пятиминутки с игровым комплексом физических упражнений. Дети семи лет могут выдержать более интенсивные нагрузки, чем малыши. Они способны пройти пешком длительные расстояния, поэтому их спокойно можно брать в походы (конечно, желательно, однодневные). Семилетний ребенок быстро бегает, выше и дальше прыгает, ловко попадает мячом в цель с немалого расстояния. Он уже умеет прыгать со скакалкой, кататься на лыжах, двухколесном велосипеде, коньках, плавать (естественно, на все это ребенок способен, если его своевременно научили). В этом возрасте родители могут смело отдать своего дошкольника в спортивную секцию, что лучшим образом отразиться на его здоровье. Но нужно отметить, что в данный возрастной период еще не до конца развились рефлексы и нервная система. Это проявляется в том, что не все движения поддаются контролю, и ребенок пока еще не способен, например, стартовать по сигналу или в быстром темпе выполнять некоторые физические упражнения. Мелкая моторика тоже еще не достигла совершенства, но сейчас она очень быстро развивается. И лепка, собирание пазлов и конструкторов, аппликация, нанизывание бусинок и другие подобные занятия удаются ребенку проще и легче, чем раньше. А родителям необходимо уделять больше внимания этим занятиям, они развивают мелкую моторику, а значит, положительно отразятся на письме ребенка в будущем. Мышление и развитие речи у ребенка image 7 лет — период становления литературной речи. Дети в этом возрасте уже умеют: • выговаривать все буквы (звуки); • в разговоре использовать сложные предложения; • четко выражать свои мысли; • легко вести диалоги. Словарный запас у ребенка уже достаточно большой и состоит из нескольких тысяч слов. Чему нужно учить его перед школой? 1. Произносить монологи, причем длинные. 2. Пересказывать прочитанный или услышанный материал. 3. Строить речь на базе литературного, а не разговорного языка. В семь лет ребенок, если он не отстает в развитии, продолжает активно впитывать новую для него информацию, он легко запоминает ее, анализирует и т. д. В ходе интеллектуальной деятельности семилетка использует такие виды мышления: • действенное; • образное; • схематическое; • логическое. Стоит отметить наглядность всех вышеперечисленных видов. Конечно, основным является наглядно-образное мышление. Ребенку уже нет надобности видеть действие, как в младшем возрасте, он способен отлично воспринимать информацию визуально при помощи предметов и наглядных пособий. Дошкольник уже может легко разобраться в материале, изображенном схематично. Логическое мышление только начинает формироваться (окончательно это произойдет в подростковом периоде), но все же очень помогает малышу в обучении. Память и внимание Лучше всего ребенок семи лет запоминает информацию, которая вызвала его интерес или какие-либо эмоции (пусть даже негативные). Но уже всего лишь через год он сможет выучить и то, что ему не нравится. А сейчас дошкольнику помогает усвоить новый материал механическое запоминание. Но не следует часто пользоваться данной способностью, иначе постоянное механическое запоминание информации приведет к тому, что ребенок привыкнет зубрить, отчего у него могут возникнуть трудности в обучении. Старшие дошкольники испытывают проблемы с вниманием, но все же концентрация уже гораздо выше чем, раньше. Семилетний ребенок способен, не отвлекаясь, заниматься одним делом более 20 минут, а если оно еще и увлекательно для него, то и большее количество времени. Необходимо отметить, что уже через год–два такая функция, как внимание окончательно сформируется. Умственное развитие Ребенок в семь лет имеет неплохое интеллектуальное развитие. А за весь год у него в этой области происходит просто колоссальный рывок. И к концу периода (то есть к 8 годам) он уже способен: • читать; • считать до ста; • складывать–вычитать в пределах 20; • писать прописью; • устанавливать связи между предметами; • использовать логическое мышление; • верно оценивать и понимать действия посторонних и собственные; • понимать смысл, легко выделять главную мысль, пересказывать своими словами детские сказки, рассказы. И многое, многое другое! И все это благодаря своей способности и желанию обучаться. Поэтому родителям старших дошкольников важно этот интерес к учебе не загасить. Психическое развитие: эмоции и социальные связи 7 лет — это возраст формирования: • собственного мировоззрения; • мотивации; • этических, эстетических, поведенческих норм и умения их придерживаться; • самооценки и других качеств и представлений маленькой личности. Эмоциями семилеток начинает руководить интеллект. Именно сейчас они становятся способными понимать мотивы своих поступков, чувствовать состояние психики, облекать эти чувства в слова. В возрасте семи лет преобладают сюжетно-ролевые игры. Но в них уже нет выдуманных героев, объектов бурной фантазии детей младшего возраста. Дошкольники скорее воплощают в жизнь увиденные ситуации: фильмы, истории, ситуации, где они играют определенные роли. Но со временем школа, занятия, уроки вытеснят из жизни семилетки игровую деятельность (то есть она перестанет играть главную роль), общение со сверстниками станет больше словесным, а взаимодействовать дети между собой будут путем решения общих задач. Для того чтобы мотивация ребенка к обучению не угасала и сохранялась, родителям необходимо постоянно подчеркивать достижения в учебе своих детей, сравнивать с тем, что было вчера (не знал алфавит, не умел считать и т. д.) и тем, что стало сегодня (умеет читать, знает счет до бесконечности и т. п.). А также мамам и папам следует знать, что успеваемость в школе будет иметь большое влияние на самооценку малыша. Результат успешности — высокая самооценка, плохие отметки способны довести о депрессии. Поэтому: Не нужно ругаться, если у ребенка проблемы в обучении! И стоит получше подготовить своего дошкольника к поступлению в первый класс! В плане эмоционального развития стоит упомянуть одну проблему, которая иногда беспокоит родителей — ребенок в семь лет спит с мамой или в общей кровати со взрослыми. Чаще всего это явление носит психологический контекст и говорит о желании быть защищенным. В основном такая ситуация может сложиться в неполной семье. Другими причинами могут быть: • травма привязанности (тянется из раннего детства); • психологическая травма; • негативные эмоции; • ночные кошмары. Какой бы ни была причина (кстати, все вышеперечисленное может быть и причиной того, что ребенок 7 лет писается по ночам), необходимо восстановить эмоциональное равновесие ребенка любыми способами: самостоятельно (если у проблемы неглубокие корни) или при помощи специалистов.

Как смягчить сложности семилетнего возраста

Нормальное развитие помогут обеспечить: • позитивные семейные отношения; • грамотно построенные занятия и правильно обустроенное рабочее место; • разработанный с учетом возрастных особенностей режим дня (и, конечно, его соблюдение); • здоровый сон (9–10 часов); • нормальное правильное питание; • физическое развитие (гимнастика, утренняя зарядка, катание на лыжах и т. д.); • личное пространство у ребенка в доме; • терпение, любовь, понимание со стороны родителей. Хорошая учеба и нормальное развитие — по большей части заслуга положительных внутрисемейных отношений. Если ребенку дома хорошо и комфортно, то скорее всего родителям будет чем гордиться, когда их взрослый малыш пойдет в школу.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Запишитесь на прием+7 (9882) 91–50–45
Отправьте письмо[email protected]
ПриходитеМахачкала, Гамидова, 52 "а"