Развитие речи ребенка в первый год его жизни

image

Содержание статьи: Новорождённый младенец не просто не способен разговаривать – он вообще не имеет представления о том, что такое речь, и как можно использовать звуки для коммуникации. А годовалый малыш уже обычно умеет сообщить что-то близким, пусть и не очень правильно, и понимает, что они ему говорят в ответ. Научиться всему этому ребёнку помогают окружающие, в первую очередь мама, поскольку именно она проводит с ним много времени. Как же проходит развитие речи ребенка в первый год его жизни?

Развитие речи ребенка до года по месяцам

Очень важно, чтобы ребёнок рос в речевой среде. Он должен слышать, как близкие разговаривают друг с другом, и с ним тоже нужно разговаривать. Малышу нужен материал для обучения. Ещё лучше, если мама будет играть с маленьким в развивающие игры, соответствующие его возрасту. image

Развитие речи ребенка в первые три месяца

Уже с момента рождения здоровый ребёнок способен кричать и плакать. Природа так сделала, что этот звук раздражает взрослых, требует бросить всё и немедленно устранить беспокойство. Когда родители так поступают – малыш начинает понимать связь между своим плачем и полученной помощью. Понимать, что криком можно сообщить старшим о том, что что-то не так. Примерно к полутора месяцам младенец уже умеет улыбаться, может что-то лепетать, адресуясь к маме. А к трём месяцам он уже гулит – внятно произносит часть гласных звуков (чаще всего это а, у, ы) и некоторые слоги с ними. Начинать общение нужно с выражения эмоциональных состояний. Мама склоняется над малышом и радуется ему, выражая эту радость как можно ярче (но, конечно же, так, чтобы не испугать ребёнка). Она улыбается, разговаривает – и младенец улавливает её интонацию, а со временем и копирует. В других ситуациях у мамы будет другая эмоция и другое состояние – и малыш выучит и их тоже. Заодно маленький человек запоминает, какие эмоциональные паттерны в каких ситуациях уместны. Если мама чего-то боится – он тоже будет этого бояться, если мама чему-то (или кому-то) радуется – он тоже будет радоваться в таких случаях. Таким малышам уже можно рассказывать небольшие потешки и стишки, петь детские песенки. Важно, чтобы один и тот же короткий отрывок текста повторялся много раз – и сегодня, и завтра, и послезавтра, и через неделю. Их может быть несколько разных, но повторяться должны все. Конечно же, это должно быть живое общение, взаимодействие, с эмоциями, интонациями, контактом глазами. Лучше, чтобы ребёнок мог видеть, как шевелятся губы матери. И стишки, и потешки, и песенки помогают малышу вычленить в общем потоке шума смысловые части – звуки и слоги. Именно поэтому они обычно ритмически организованы, и один и тот же слог в таких текстах может повторяться много раз. Со временем ребёнок и сам начнёт повторять ритм и те звуки, которые ему удалось распознать и воспроизвести. С младенцем можно и нужно разговаривать. Он пытается отвечать на своём детском языке, гулит. Хорошо, когда взрослый повторяет то, что ему удалось разобрать, более внятно – это даёт понять малышу, что его слышат, с ним разговаривают. Затем можно ещё что-то сказать. Говорить лучше осмысленное и уместное, то, что было бы естественно сказать инопланетянину, который только знакомится с нашим миром. Называть предметы, события и явления, проговаривать свои действия, комментировать происходящее. Желательно говорить с малышом с разной интонацией и с разных расстояний, с разной громкостью, чтобы он запоминал все варианты человеческой речи. image

Развитие речи ребенка от 3 месяцев до полугода (6 месяцев)

В это время малыш уже умеет различать звуки окружающего мира и человеческую речь. Если в семье принято обращаться к маленькому с особой интонацией – уверенно распознаёт, когда пытаются поговорить с ним, а когда просто разговаривают в его присутствии. Теперь ребёнок более активно учится говорить сам. У взрослых может сложиться впечатление, что малыш их передразнивает, когда пытается повторять за ними – но это как раз хорошо, он учится произносить звуки так, как это делают старшие. Желательно поощрять такую активность. Показывать язык и издавать при этом разные звуки считается неприличным. Всё же логопеды рекомендуют не просто не запрещать малышам так развлекаться, но даже самим взрослым играть в эту игру. Кривляться, высовывать язык, по разному сжимать губы, издавать звуки. Ребёнок будет повторять за старшим, и тем самым натренирует свои губы и язык. К тому же, это забавный и приятный способ общения. Другая хорошая игра – эхо. Нужно разговаривать с малышом, а когда он начнёт отвечать – повторять за ним, как эхо. Ребёнок тоже будет повторять за мамой, получится что-то вроде разговора. Потом можно пробовать другой звук или сочетание. Желательно играть в эту игру так, чтобы малыш видел лицо мамы, движения её губ – так ему проще понять, как произнести тот или иной звук. Ещё в этом возрасте многим детям нравится игра «идёт коза рогатая». Нужно сделать «козу», и легонько пощекотать малыша, рассказывая при этом стишок про козу рогатую, которая забодает. Можно также «ходить» пальцами, изображая, как идёт коза, сначала по посторонним предметам, а потом и по самому ребёнку. Обычно дети смеются, радуются, и это стимулирует речевые центры в их мозгу. Но маме нужно быть осторожной: некоторые малыши пугаются щекотки или козы, и в таких случаях от игры нет ни пользы, ни удовольствия. Другая подходящая игра – сорока-ворона. Нужно взять ручку ребёнка, и помешивать в ладошке либо своим пальцем, либо его пальцем с другой руки, приговаривая, что сорока-ворона кашку варила, деток кормила, этому дала, этому дала и этому тоже дала. При раздаче каши слегка прижимают по одному пальчики ребёнка – это и есть «детки».

Развитие речи ребенка от 6 месяцев до 9 месяцев

В это время ребенок начинает лепетать, многократно повторять цепочки слогов вроде «па-па-па», «ма-ма-ма». Малыш не просто говорит в пространство, а ещё и сам прислушивается к тому, что у него получается. Постепенно такие комбинации усложняются, обогащаясь новыми звуками и сочетаниями. Сейчас уже пора развивать мелкую моторику малыша. Это не только само по себе важно, но и помогает активизировать речевые центры в его мозгу. Хорошо подходят пальчиковые игры вроде уже упомянутой сороки-вороны. Ещё можно купить пальчиковые краски и детский пластилин. Естественно, рисовать и лепить нужно с малышом вместе, сам он ещё не может придумать, что с такими материалами делать. Есть в продаже и готовые игрушки для развития мелкой моторики – различные сортеры, пирамидки, наборы с разной поверхностью. С полугода уже можно читать малышу детские книжки, рассматривая картинки вместе с ним и называя нарисованное. Это приятное занятие поможет расширить словарный запас ребёнка, показать ему те вещи, которых в доме нет. Желательно, чтобы иллюстрации были чёткими и понятными, простыми. Совсем хорошо, если часть нарисованных предметов можно показать и в реальности: «это тарелка, и вот здесь нарисована тарелка». Малыш уже готов общаться с игрушкой-персонажем – мягкой игрушкой или перчаточной куклой. Мама берёт игрушку в руки и обращается к ребёнку от её лица, теперь плюшевый мишка может что-то показать или рассказать так, как он это понимает. И малыш может ответить не только маме, но и мишке, а позже уже и сам говорить от имени мишки, этого или другого. Конечно же, такие ролевые игры не должны полностью заменять общение с мамой напрямую. image

Развитие речи ребенка от 9 месяцев до 1 года

К этому возрасту малыш уже умеет подражать жестам, мимике и звукам взрослых, имитировать некоторые из бытовых действий. Он понимает обращённую к нему речь, и сам пытается что-то осмысленное сказать в ответ, а иногда и по собственной инициативе. Лепет переходит в лепетное говорение: ребёнок высказывается целыми предложениями с разной интонацией. Может уже произносить отдельные осмысленные слова, вроде «мама», «папа», «дай». Пришла пора читать ребенку сказки. Лучше всего начинать с народных, таких как Репка, Колобок, Теремок. Желательно озвучивать героев разными интонациями и тембром, разными голосами, и предлагать малышу самому говорить «как медведь», «как лиса», «как мышка»: это хорошее упражнение для развития речи. Уже можно обсуждать с ребёнком картинки к сказкам, он может показать пальчиком, где нарисован Колобок, а где Волк, может пытаться сам сказать, что происходит на картинке. Может показывать на персонажа и сразу говорить его голосом. Полезны также тренировки губ и языка. Нужно кривляться, строить рожицы, и поощрять ребёнка повторять за взрослым. Показывать язык, улыбаться, растягивать губы пальцами. Другое хорошее средство – свистульки, свистки и дудочки. Детям очень нравится производить громкий шум, и они с удовольствием тренируют щёки, губы, язык и лёгкие. Но здесь нужна осторожность: игрушка должна быть достаточно большой, чтобы малыш не проглотил её, и нужно следить, чтобы ребёнок не бегал с ней во рту: в случае падения возможны серьёзные травмы. И конечно же, желательно выбирать такую дудочку, от звука которой мама не будет сходить с ума, даже если малыш станет дудеть весь день. Уже можно заметить, что какие-то звуки ребёнок хорошо усвоил, они ему легко даются – а другие либо совсем не пытается произносить, либо произносит со сложностями. Здесь может помочь игра в повторюшки. Мама устраивается так, чтобы ребёнок видел движения её губ, и предлагает ему повторять за ней, сначала знакомые звуки и слоги, а потом уже и новые. Логопеды советую пользоваться фразами вроде «ла-ла-ла, наша девочка мала» или «жа-жа-жа, есть иголки у ежа». Можно пользоваться и короткими скороговорками, проговаривая их медленно и внятно. Ещё можно взять любые подходящие детские стишки, в том числе и из букваря – там они подобраны так, чтобы нужная буква (а значит, и звук) встречались много раз. image

Развитие речи ребенка в 1 год

Годовалый ребенок уже многому научился. Он выучил своё имя, уверенно распознаёт это сочетание звуков в речи взрослых, и понимает, что речь идёт именно о нём. Реагирует, если его позвали. Возможно, и сам пытается его произнести, не обязательно правильно. Сам малыш уже произносит от 10 до 20-25 осмысленных слов, часто упрощённых или звукоподражательных – но именно слов, произнесённых с конкретной целью, чтобы сообщить что-то или попросить о чём-то. С пассивной речью ситуация лучше: малыш понимает и выполняет просьбы взрослых, уверенно распознаёт в их речи названия бытовых предметов и действий. Повторяет за старшими слова и цепочки слов, звуки и слоги. Копирует интонации. Понимает, что разные люди говорят по разному, но смысл может быть один и тот же, его больше не сбивает с толку, что папа говорит «стол» папиным голосом, а мама – маминым. Самое же главное достижение малыша – общение со взрослыми с помощью речи, постижение самой идеи такого общения. Что вместо того, чтобы тянуться к вещи и хватать её, можно сказать «дай», и старшие дадут вещь в ручки. Что если взрослые говорят что-то сделать – то малышу нужно сделать то или это. И что разговор может быть такой же формой контакта, как и прикосновения, когда мама берёт ребенка на руки.

Как развить речь ребенка до года

Развитие речи у ребенка происходит постепенно, родители должны стимулировать общение, радоваться и поощрять малыша за произведенные фразы, даже если они произнесены неправильно. Поправлять ребенка следует аккуратно, если машинка это у малыша биби, то родителям надо в речи называть машинку – машинкой, а не биби. Постоянно пополняйте пассивный словарный запас малыша, показывая ему картинки и называя их. Знакомьте малыша с разными звуками, напевайте ему разные песенки, пытайтесь петь вместе с ребенком. Повторяйте трудные слова для произношения ребенка медленно по слогам, и попросите малыша повторить их вместе с вами.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Запишитесь на прием+7 (9882) 91–50–45
Отправьте письмо[email protected]
ПриходитеМахачкала, Гамидова, 52 "а"