Ребенку 1 год: развитие, что должен уметь

image

Содержание статьи: Первый год жизни – это особый период в жизни малыша и его родителей. В это время кроха очень интенсивно развивается, ни в каком другом периоде вы не заметите такого стремительного темпа изменений. Однако, чтобы развитие ребенка в 1 год соответствовало норме, родители должны прилагать свои усилия. Ведь дети, с которыми занимались с первых дней жизни развиваются быстрее своих сверстников, чем невероятно гордятся родители.

Что должен уметь ребенок в 1 год

image Первый год очень непростой для новорожденного, ведь ему нужно освоить массу навыков. В 12 месяцев малыш обладает базовыми умениями: • Наблюдает глазами за тем, как перемещается объект (луч света, мама, домашнее животное). • Следит за источником громких или мелодичных звуков (погремушка, мелодия). • Улыбается близким людям. • Держит головку в вертикальной позиции. • С лёгкостью переворачивается со спины на живот и наоборот. • Тянет ручки к интересующей игрушке. • Самостоятельно сидит. • Начинает гулить (произносит цепочки, состоящие из гласных и некоторых звуков, напоминающих согласные). На эти навыки будут основаны дальнейшие достижения младенца.

Физическое развитие ребенка 1 года

image К годовому рубежу кроха уже умеет сидеть, стоять, придерживаясь ручкой за взрослых или окружающие предметы. Он встаёт на ножки и активно ползает, хотя некоторые дети сразу пытаются ходить. Новорожденный может подниматься на ножки из любой позиции. Больше всего годовалые дети любят ходить вдоль опоры или требуют водить их за одну или обе ручки. Некоторые малыши уже самостоятельно ходят, и даже пытаются бегать. То есть, физическое развитие ребенка в 1 год стремительно развивается: • Кроха ступает по лестнице с поддержкой мамы. • Он с удовольствием ползает по лестнице под присмотром родителей. • Младенец пытается выкарабкаться на различные предметы мебели (стулья, диваны и т. д.). • Новорожденный спускается с кровати или дивана с поддержкой близких. Крохе под силу многие «вершины», а поэтому не оставляйте его одного в комнате, где открыты окна, розетки, тяжёлые предметы, которые он может столкнуть на себя. Даже если окно высоко он может вылезть на какую-нибудь возвышенность или подтянуть свой стульчик и добраться до цели. Если вы желаете ускорить развитие крохи, то дайте ему быть более самостоятельным. Не стоит хватать его на руки или поднимать по первому же требованию, говорите с ним на расстоянии, зовите к себе, чтобы он попытался подойти к вам. Такие «тренировки» нужны, когда грудничок хочет добраться к любой цели. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки, но основную работу позвольте выполнить самостоятельно.

Психомоторное развитие ребенка в 1 год

image Умственное развитие ребенка тоже идёт вперёд семимильными шагами. Ему интересно, из чего состоит игрушка, как детали конструктора соединяются вместе и т. д. Умения ребенка в 12 месяцев: • Собирает и разбирает пирамидку, которая состоит из 2 – 3 элементов. • Строит «башню» из двух кубиков. • Снимает и надевает крышки на кастрюли, коробки, может положить в ёмкость какой-то предмет и накрыть её. • Играется с простыми сортерами, правильно подбирает предмет (не с первой попытки) и вставляет его в отверстие. • Играет с посудкой, имитируя процесс приёма пищи. • Пытается расчесать волосы кукле, кормит её и укачивает. • С интересом играется со своей одеждой. • Берёт предмет в одну руку и перекладывает его в другую. • Берёт небольшие предметы указательным и большим пальцем. • Пытается толкать предметы перед собой (коляска, машинка, мяч и т. д.). • Старается бросать и ловить предмет, который летит (мяч, воздушный шар). • Открывает и закрывает дверцу шкафа, ящики, достаёт и складывает обратно вещи. • Пытается копировать действия других детей: копает, хлопает, стучит предметом об другой предмет. • Повторяет действия взрослых: ремонтирует что-то как папа или делает макияж, как мама. Так выглядит программа развития мальчиков и девочек в 1 год.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в 1 год

image Психическое развитие ребенка зависит от того, какие люди его окружают: • Годовалые дети чаще выражают свои эмоции с помощью звуков и мимики, а не только плачем. • Малыш активнее выражает чувства с помощью объятий, поцелуев (по отношению к родителям, игрушкам, другим детям). • Родители начинают лучше понимать язык тела ребёнка. • Новорожденный узнаёт людей, которых он часто видит, он сможет их показать в живую или на фотографии. Он сможет найти на картинке кошечку, собачку и т. д. • Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год выражается и в том, что он радуется возвращению папы с работы или появлению новой игрушки. Он может расплакаться, если с ним заговорит посторонний человек или он услышит от родных слово «нет». • Кроха копирует поведение взрослых, понимает интонацию, мимику родителей. • Новорожденный может выполнить простые просьбы: «дай игрушку», «покажи собачку», «где ротик» и т. д. • Не стоит на месте и творческое развитие ребенка. Он может потанцевать или попытаться подпеть под любимую песню по примеру родителей или самостоятельно. • Кроха с удовольствием играет в первые игры: хлопает в ладошки, играет в «ку-ку» и т. д. • Детишкам нравится смотреть на себя в зеркало, они могут длительное время рассматривать отображение. Все эти навыки станут под силу вашему малышу, главное регулярно с ним заниматься.

Речевое развитие детей 1 года

В 1 год происходит активное развитие речи, ребёнок понимает, что ему говорит мама, ориентируясь на её интонацию и мимику. Чем чаще вы говорите с крохой, тем больше слов становится в его пока ещё пассивном словаре. В идеале годовалый ребёнок может произносить от 2 до 10 слов (слова и звукоподражания, например, «мяу», «мама» и т. д.). Не стоит сразу паниковать, если ребёнок в 1 год не разговаривает. Постарайтесь чаще с ним говорить, чтобы он начал вас понимать. Если малыш продолжает упорно молчать, то его необходимо показать специалисту. Причин этому явлению может быть несколько: расстройства слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические или психологические заболевания. Многие отклонения легко компенсируются в этом возрасте, если вовремя начать лечение. Программа развития для девочки и мальчика в 1 год: • Кроха отвечает на вопрос «Кто это?» словами: папа, мама, ав и т. д. • Малыш с удовольствием показывает знакомые ему действия, когда его просят: улыбается, машет головкой, хлопает в ладошки и т. д. • Откликается на своё имя поворотом головы или звуками. • Понимает слова «да», «нет», «можно» или «нельзя». Чтобы ускорить речевое развитие новорожденного часто с ним разговаривайте, при этом следите за чистотой своей речи.

Навыки самообслуживания годовалых детей

Уже в 12 месяцев кроха хочет быть самостоятельным, благодаря чему у него формируются следующие умения: • Ест (или пытается) из ложечки, некоторые малыши уже освоили ложку и пробуют кушать вилкой. • Самостоятельно пьют из специальной чашечки. • Малыш пытается самостоятельно одеться, если родители никуда не торопятся, то нужно дать ему возможность потренироваться. • С удовольствием кушают твёрдую пищу (корочку хлеба, банан, детское печенье и т. д.). • Если мама учит, то малыши умеют мыть ручки и вытирать их полотенцем. • Некоторые дети с интересом осваивают горшок, любят на нём посидеть во время игры. Мама должна объяснить крохе зачем нужен горшок, чтобы он соотносил мокрые колготки со своими естественными потребностями. Некоторые дети издают специальный звук, который сигнализирует о том, что они хотят на горшок. Хотя у многих это происходит несколько позже. Однако мама может воспроизводить этот звук, когда будет садить ребёнка на горшок, и он быстро его запомнит.

Режим годовалого ребёнка

Родители многих детей, которые достигли рубежа в 1 год часто сталкиваются с проблемой смены режима. В этом возрасте ребёнок тяжело засыпает днём в одно и то же время, поэтому дневной отдых отодвигается на более позднее время. Как правило, так себя ведут «совы», которые просыпаются в 9 – 10 часов дня, а потом отдыхают в 14 – 15 часов. То есть, ребёнок спит 1 раз в день 2 – 3 часа, примерно с 15 до 18 часов, а ночью укладывается в 22 – 23 часа. После подобных изменений необходимо пересмотреть режим питания крохи. Если малыш перешёл на однократный длительный дневной сон, то покормить его 5 – 6 раз не получиться. Тогда кроха кушает 4 раза, например, в 9.00 у него завтрак, в 13.00 – обед, в 17.00 – полдник и 21.00 – ужин. Если режим новорожденного не изменился, то ничего менять не нужно.

Как развить ребенка в 1 год

Чтобы ваш ребёнок был всесторонне развитым, мама должна помочь ему в этом: 1. Носите кроху на руках всё реже и реже. 2. Читайте ему вслух, следите за тем, чтобы ваша речь звучала красиво. Можно потихоньку вводить иностранные слова, ведь мозг младенца, как губка – он впитывает массу информации. 3. Если новорожденный ползает, но ещё не ходит, то мягко подталкивайте его к этому следующим образом: • Поставьте любимую игрушку на высоту, до которой он сможет дотянуться. Когда кроха поднялся на ножки и уже тянется к игрушке, отодвиньте её немного дальше, чтобы он сделал в её сторону пару шагов. Не стоит резко увеличивать расстояние, всё делайте постепенно и мягко. • Когда кроха освоит предыдущее задание, создайте ему несколько точек в виде любимых игрушек. Пусть он переходит от дивана к стулу, от кроватки к креслу и т. д. • Часто дети боятся сделать шаг из-за страха падения. В таком случае дайте ему игрушку для равновесия, отойдите небольшое расстояние и попросите младенца принести её вам. Часто дети так делают свой первый шаг. • Во время прогулки показывайте вашему чаду детей, которые ходят самостоятельно. Кто знает, может кроха тоже захочет попробовать. • Не садите ребёнка в ходунки часто, так как это приспособление формирует неправильную осанку. Отдавайте предпочтение игрушкам-каталкам или специальным вожжам. • Если ребёнок упал, не бегите к нему сразу же, дайте ему возможность подняться самостоятельно. Если не получается, то помогите. Кроме того, можно поиграть с малышом в сюжетные игры, например, если вы увидели на прогулке грузовой автомобиль, то попробуйте разгрузить детскую машинку кубиками. Также можно устроить целый спектакль с помощью пальчикового театра. Развитие ребёнка в первую очередь зависит от родителей! Поэтому старайтесь больше времени проводить с ним, разговаривайте, читайте вслух, позволяйте крохе быть самостоятельным (но под вашим присмотром). Так малыш получит бесценный опыт, а вы будете приятно удивлены результатом.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Запишитесь на прием+7 (9882) 91–50–45
Отправьте письмо[email protected]
ПриходитеМахачкала, Гамидова, 52 "а"