Содержание статьи: Многие родители довольно часто сталкиваются с ситуацией нежелания ребенка ходить в школу. И это нежелание может выражаться совершенно по-разному. Многие родители довольно часто сталкиваются с ситуацией нежелания ребенка ходить в школу. И это нежелание может выражаться совершенно по-разному. Например, кто-то прогуливает школу, не говоря об этом родителям, а кто-то начинает активно бунтовать и капризничать. Выявить какую-то одну-единственную причину-фактор, почему так происходит, довольно сложно, потому что на самом деле их несколько. Рассмотрим факторы, влияющие на нежелание ребенка посещать школу. Первое, на что стоит обратить внимание, это возраст ребенка. У каждого возрастного периода свои задачи и свои сложности.
6-7 лет
Первокласснику в возрасте 6-7 лет вполне возможно трудно адаптироваться к школе и к другим ребятам в классе. Возраст 7-ми лет называют кризисным периодом, который, в том числе, обусловлен и поступлением ребенка на обучение. Когда ребенка отдают в школу раньше (такое встречается, кстати, не так уж редко), это становится поводом усложнение процесса адаптации. Ребенок будет испытывать дискомфорт, что скажется на результатах поведения, обучении и т.д. Вполне возможно, ему будет сложно сидеть на занятиях. Одной из причин, почему так происходит, является то, что обучение в школе не стало для него ведущей деятельностью. А главной для него остается сюжетно-ролевая игра, как в возрасте 3-6 лет. Конечно, необходимо понимать, что обозначенные возрастные периоды – это условность. И переход не происходит в точности ровно по часам, например, при исполнении возраста 7-ми лет. Чтобы избежать возможных трудностей с процессом обучения, целесообразно перед поступлением в школу посетить психолога для выяснения готовности ребенка к школе. Лучшей проверкой станет однозначный положительный ответ малыша на простой вопрос: «Хочешь ли ты в школу?». При обучении ребенка в первом классе и настойчивом отказе ходить в школу, стоит посетить психолога и точно следовать его советам и рекомендациям. Это поможет смягчить процесс привыкания. Может быть, стоит пересмотреть нагрузку, чтобы убрать особенно сложные для ребенка предметы. Их можно заменить отдыхом и игрой, которые даже более важны для первоклассника. Пренебрегать ими нельзя в угоду обучения нельзя!
7-10 лет
Когда школу не хочет посещать школьник в возрасте от 7-ти до 10-ти лет – здесь совершенно другие причины. В этот период основной является учебная деятельность. Поэтому развитие происходит именно через обучение в школе. Когда возникают сложности и обучение не выполняет своей основной функции, стоит серьезно задуматься, почему так происходит. Вполне вероятно, что есть существенная причина, мешающая самореализации школьника. Среди основных причин могут быть конфликты с одноклассниками, преподавателями. Буллинг (школьная травля) часто является причиной отставание в учебе и нежелания ходить в школу. В младших классах травля имеет физический характер. Буллинг возможен не только со стороны учеников. Есть преподаватели, которые могут давить своим авторитетом, унижать, обзывать и т.д. Возможно, ребенок не хочет учиться по вполне обоснованной причине – слишком высокая нагрузка. Здесь важно вовремя расставить приоритеты и составить подходящий режим. Прежде всего, стоит уделить внимание именно распорядку дня: режиму сна и бодрствования. Очевидно, что делая уроки до самого позднего вечера, ребенок не будет высыпаться. И желание не вставать по утрам также вполне понятно.
11-16 лет
Среди подростков количество тех, кто не хочет посещать школу, больше всего. Однако выявить эту «проблему» гораздо сложнее, потому что они не ставят в известность родителей и просто прогуливают занятия. Кризис «подросткового возраста» очень и очень сложен: учеба отходит на задний план, и полностью замещается личностными взаимоотношениями. Именно на этот период приходится время «первой влюбленности», конфликты со сверстниками, ссоры и примирения и т.д. И это совершенно нормально для данного возраста. Однако не все так печально, потому что замотивировать на посещение школы подростка все же возможно. Первое, что нужно донести до тинейджера, школа – прекрасное место для общения с одноклассниками. Есть возможность общения с совершенно разными ребятами, из разных классов. Вполне точно можно найти два-три человека со схожими интересами. И нет ничего страшного в том, что подросток будет посещать школу из-за друзей, а не из-за учебы. Второе, что можно предпринять, «разжечь» в ребенке любопытство: пусть хобби превратится в научный интерес. Например, такой предмет как «информатика» может показать, как создаются компьютерные игры, а литература научит правильно выстраивать межличностные отношения. Заинтересовать тинейджера биологией можно через изменения, которые происходят в его теле в этот период времени. Внимание! Очень важно вовремя обнаружить буллинг, чтобы устранить его негативные последствия. Травля может сводить на «нет» все остальные усилия. Поэтому при выявлении таковой, сначала стоит «экстренно» пресечь ее, а уже после принимать другие меры. Ведь это настолько естественно, что при проблемах в отношениях с педагогами и учениками, желание ходить в школу пропадает. Выявить буллинг очень сложно, потому что до сих пор отношение к нему не настолько серьезное, каким должно быть. И последняя причина, по которой ребенок (и первоклассник, и подросток) не хочет посещать школу, ситуация в семье. Например, недостаток внимания от родителей может стать причиной, по которой ребенок, сидя на уроках, думает о том, чтобы поскорее прийти домой. Естественно, что он отвлекается от занятий и не может нормально усваивать школьный материал. В результате страдает успеваемость.
Что делать?
В данной ситуации необходимо постоянно разговаривать с ребенком, задавая вопрос, почему именно он не хочет посещать школу на очередное «я не хочу в школу!». Можно, например, разрешить остаться на один день дома: погулять, поиграть, поговорить. Это будет полезнее для развития. Итак, чтобы избежать проблемы нежелания посещать школу ребенком, необходимо искренне интересоваться его жизнью и больше времени проводить вместе.