Содержание
Содержание статьи: Дети сразу же после появления на свет уже располагают сформировавшимися органами чувств. Однако, в таком раннем возрасте малыши еще не умеют ими пользоваться. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста главным образом позволяет привить малышам навык управления органами чувственного восприятия, что крайне необходимо для того, чтобы изучать мир вокруг и вести полноценную жизнедеятельность в дальнейшем. Сенсорное воспитание детей – основа умственного воспитания. Данное средство позволяет обеспечить малышу полноценное развитие, сформировать у него понимание самых значимых качеств предметов, о том, какой они имеют запах, цвет, вкус, объем, форму, а также размещение относительно других предметов и в пространстве в целом.
Задачи сенсорного воспитания детей
Ведущей проблемой развития сенсорики со всеми прилагающимися навыками у детей становится закрепление у них понимания так называемых зрительных эталонов. Усвоение данных эталонов – сложный процесс, который требует немало времени и не ограничивается только лишь периодом дошкольного воспитания. Стоит отметить, что усвоение зрительных эталонов не означает только лишь умение правильно называть различные качества и признаки предметов. Малышу необходимо четко понимать и знать разновидности всех свойств, а также уметь применять данные категории, анализировать с их помощью и разделять качества в различных ситуациях. Если говорить другим языком, то усвоение сенсорных эталонов – это своего рода умение использовать данные категории в качестве своеобразных «единиц измерения», с помощью которых будет происходить оценка различных предметов. Именно поэтому развитие сенсорики ребенка является очень важным, одним из приоритетных направлений в воспитании малыша. Важно отметить, что развитие сенсорики входит в базис общего развития малыша, но вместе с тем, имеет очень большое значение как самостоятельное направление. Умение полно воспринимать окружающий мир необходимо ребенку во время его нахождения в детском саду, во время пребывания в школе, а также в процессе трудовой деятельности. Происходит это по той причине, что все остальные виды познания, к примеру, мышление, воображение и запоминание, имеют в своей основе образы восприятия и по сути являются результатом переработки этих образов. Поэтому положительная динамика в формировании способностей ума у ребенка не может протекать без развития сенсорики.
Обследование как инструмент сенсорного воспитания
Обследование – первая ступень в начале познания ребенком этого мира, а также в развитии сенсорики. Начинается обследование с того момента, когда малышу в руки в первые в жизни попадает игрушка. Неспроста детские игрушки изготавливаются всегда в причудливых формах и разнообразии цветов. Именно это помогает уже с раннего детства формировать у ребенка понимание зрительных эталонов. Если до наступления дошкольного возраста малыши просто производят с игрушками и прочими предметами различные манипуляции, то в более позднем возрасте начинается полноценное обследование, при котором ребенок уже в состоянии различать геометрические формы, цвета и размеры. Этап обучения малыша обследованию чрезвычайно важен. Ребенок должен иметь свой личный опыт относительно познания свойств предметов. Конечно, каждый предмет имеет индивидуальные признаки и качества, соответственно, и процесс его познания будет несколько индивидуален. Однако, в общем техника обследования имеет общую одну схему: • Познание сначала общего вида предмета, изучение его свойств в целостном виде. • Обследование предмета после разделения его на отдельные части, разделение различных признаков предмета, к примеру, его размера, цвета, форм, из которых он состоит, и прочее. • Обследование различных частей предмета относительно их положения в пространстве. Например, находятся ли его отдельные составляющие вверху, внизу и т.д. • Исследование наиболее мелких частей предмета, а также их размещения. После того, как малыш обследует все части предмета, он еще раз возвращается к его общему виду, и как бы подводит итог проведенному обследованию. Большое внимание в педагогике уделяется обследованию природы. Именно мир вокруг дает огромное количество материала, с помощью которого дети могут изучать самые разные свойства предметов.
Методы сенсорного воспитания детей
На сегодняшний день психологами установлено, что в каждом возрасте у человека имеется основной вид деятельности, с помощью которого он может продвигаться в своем личностном развитии. До наступления школьного возраста для ребенка таковой деятельность становятся игры. Именно поэтому сенсорное воспитание детей через игры сегодня является приоритетным направлением. В педагогике дошкольников дидактические игры сенсорного воспитания детей занимают основное место в формировании навыков восприятия. Дело в том, что в таком раннем возрасте дети еще просто не умеют самостоятельно определять качества и свойства предметов. По этой причине необходимо формировать у них зрительные эталоны. Делается это при помощи специальных игровых упражнений, а также дидактических игр. Подобные инструменты помогают сформировать у ребенка представление о форме, размерах и цветах предметов. Игры очень важны для удовлетворения всех познавательных потребностей ребенка. Именно они помогают развить внимание, слух и зрительную память, что, в свою очередь, дает возможность познавать мир полностью. В процессе игры ребенок также приобретает навык оценки самого себя. Малыш учится понимать, что он делает, и понимать, как необходимо поступать правильно в различных ситуациях. Значение упражнений из области дидактики заключается в том, что малышу дается возможность решить различные умственные задачи в игровой занимательной форме. Малыши при этом самостоятельно находят решение проблемы и преодолевают возникающие преграды. Существует ряд простых дидактических игр. К примеру, игры, направленные на развитие тактильных ощущений. К числу таких упражнений можно отнести игру под названием «Определи на ощупь». В ходе данной игры ребенку могут быть предложены следующие задания: • Найти предмет определенной формы. Как правило, малышу предлагается картинка с предметом, ему необходимо отыскать среди разнообразия предмет, по форме похожий на тот, что на картинке. • Определить, какие фигуры составляют указанный предмет. Как правило, для решения задачи ребенку также предлагается картинка. • Найти предмет, соответствующий по форме выбранному педагогом предмету. Малыш в данном случае должен сориентироваться и из всех предметов в помещении определить именно тот, что будет иметь одинаковую форму с обозначенным ранее. • Определить, какой предмет из ряда предложенных является лишним. Ребенку необходимо определить форму каждого из предметов и исключить лишнюю из ряда. Есть также ряд упражнений, направленных на определение размеров предметов. В данном навыке помогут следующие упражнения: • Сравнение различных предметов по высоте между собой. • Необходимость определения самой длинной и самой короткой ленты из предложенных. • Распределение игрушек по коробкам. Ребенку предлагается пять различных предметов и пять коробок различного размера. Малыш должен самостоятельно разложить игрушки по коробкам, подобрав нужные по размерам упаковки. • Определение, какой из нарисованных предметов расположен дальше, а какой ближе. Сенсорное воспитание детей 3-4 лет также обязательно включает в себя разнообразные задачи на закрепление навыка распознавать цвета: • Упражнение на умение различать цвета предметов. Малышу предлагаются различные предметы, среди которых ему необходимо подобрать одинаковый по цвету с тем, что находится у педагога. • Задача собрать гирлянду из кружков различного цвета по предложенному заранее образцу. • Определение, из каких цветов состоит предмет на картинке. Ребенку предоставляется зарисовка предмета, а также задача назвать, из каких цветов данный предмет состоит. Данное упражнение не только учит ребенка различать цвета, но и использовать в речи слова, обозначающие различные цветовые оттенки. • Упражнение на уточнение цвета. В данном случае педагог называет различные близкие к цвету оттенки и помогает ребенку ориентироваться в них. • Определение, какого цвета не стало в предложенном ряду. Условия сенсорного воспитания детей обязательно включают в себя использование дидактических упражнений. Без данного инструмента развитие процессов восприятия ребенка просто невозможно.