Содержание
Содержание статьи: Первоосновой социализации личности является семья. Это первый социальный институт, в который попадает ребенок. Семейные взаимоотношения предопределяют отношения ребенка с другими людьми и обществом в целом. Более того, взаимоотношения в родительской семье со временем моделируются и на собственную семью. Данная статья расскажет о том, что такое социальное воспитание детей, в чем состоит его суть, основные принципы и задачи.
Социальное воспитание и его основы
Социальное воспитание детей — это воспитание, направленное на восприятие и усвоение знаний и норм поведения определенной культуры, в этом процессе ребенок воспринимает и усваивает ценностную систему. Социальное воспитание ребенка представляет собой процессы, в которых обе стороны (взрослые и ребенок) оказывают друг на друга взаимное влияние. Характер и особенности темперамента малыша влияют на его родителей. И, в свою очередь, характер и менталитет родителей как ничто другое отражается на тех способах воспитания, которые они применяют. Семья определяет для ребенка нравственные нормы, стандарты поведения и ценностные ориентации, формируя таким образом его личность. Для достижения этой цели родители наказывают или поощряют ребенка, стремятся быть образцом для подражания и привлекают школу, сверстников и соседей. Наиболее благоприятными для формирования детской личности являются полные семьи с двумя или более детьми. Такая семья должна уметь содержательно и целесообразно организовывать жизнь и деятельность своих членов. Во внутрисемейных взаимоотношениях должны царить демократический стиль общения и полное взаимопонимание. В семье должна господствовать положительная нравственная и трудовая атмосфера, а досуг должен быть рациональным и культурным, поскольку родители обладают достаточно высоким уровнем общей культуры, образования и педагогической подготовки. Материальное положение семьи должно быть хорошее или удовлетворительное.
Цели и задачи, которые преследует социальное воспитание детей
Социальное воспитание детей ставит своей главной целью донести до ребенка ценностные ориентации, стандарты поведения, основные нравственные нормы. Достичь этой нормы можно методами поощрения, мотивации детей, при необходимости — применение мер наказания. Родители должны быть в первую очередь примером ребенку, чтобы он стремился подражать им, перенимал особенности их поведения, общения с окружающими. Немаловажное значение в процессе социального воспитания играют и окружающие – друзья, соседи, одноклассники. В семье должна быть правильно и рационально организована жизнь, деятельность всех членов семьи должна быть подчинена общим целям, отношения должны строиться на полном взаимопонимании, доверии, а характер общения между домашними должен быть в меру демократическим. Правильное социальное воспитание детей зависит от того, каков культурный, образовательный и педагогический уровень у родителей. Задачи социального воспитания: 1. Оказание помощи ребенку в успешном и эффективном прохождении процесса социальной адаптации, социальной автономизации и социальной интеграции. 2. Индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка. 3. Защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение. 4. Охрана здоровья ребенка, организация его социальной, физической, познавательной и творческой деятельности. 5. Помощь детям и подросткам в принятии самостоятельных решений в организации своей жизни.
Основные методы
В процессе социального воспитания детей родители руководствуются следующими методами: – поощрения за хорошее правильное поведение; – порицание в случае нарушения ребенком установленных правил и норм поведения; – сами родители хорошо и глубоко понимают внутренний мир своего ребенка, между ними и детьми налажено хорошее взаимопонимание; – родители являются для ребенка хорошим примером для подражания. Если родители невнимательны к ребенку, настроены к нему недоброжелательно, ответной реакцией будет враждебное отношение к ним (как явное, так и скрытое). Детская жестокость, порой безотчетная и ничем не мотивированная, на самом деле вызывается глубокими детскими переживаниями. Постоянное чувство вины, тревожность, низкая самооценка – это результат загоняемой внутрь бессильной агрессии. Правильное основы социального воспитания детей можно заложить, в том случае, если родители: – свои требования к ребенку разъясняют, вовлекают в это обсуждение детей; – пользуются своей родительской властью только в самом крайнем случае; – хотят видеть своего ребенка не только послушным, но и независимым в суждениях; – принимают во внимание мнение ребенка, не руководствуются только детскими желаниями, порой эгоистичными и нерациональными. Подробнее о влиянии стиля воспитания на психику ребенка можно узнать из ролика:
Принципы социального воспитания
Принципы воспитания — это основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике формы и методы воспитания. Социальное воспитание базируется на таких принципах: – принцип гуманистической направленности воспитания. Данный принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений; – принцип природосообразности воспитания. Он предполагает, что воспитательный процесс должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшее развитие ноосферы; – принцип культуросообразности. Предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и специфическими традициями регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям; – принцип вариативности. Предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на государственном, региональном, муниципальном и локальном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих ценностях; б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муниципальные и локальные условия; в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для дифференцированного и индивидуального подхода в воспитательных организациях; – принцип коллективности социального воспитания. Предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе; – принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Данный принцип предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом; – принцип диалогичности социального воспитания. Предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей, их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями, а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций; – принцип незавершимости воспитания. Предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями, а не только этапами подготовки к дальнейшей жизни. Соблюдение этих принципов эффективно влияет на формирование ребенка как инициативной, активной, самостоятельной личности, способной отвечать за свои поступки. Крайности (как в одну, так и в другую сторону) никогда к хорошим результатам не приводили. Родительский авторитаризм может сыграть негативную роль, ребенок может оттолкнуться от папы и мамы, будет осознавать себя в семье недооцененным, нежелательным членом, от которого ничего не зависит. Напротив, излишний либерализм может привести к тому, что у ребенка возникнет сознание того, что родителям абсолютно все равно, что происходит с ним, раз они ему все и всегда разрешают. И в одном, и в другом случае формирование ребенка будет с «перекосом». И тут главная задача родителей – отыскать «золотую середину».