Содержание
Содержание статьи: Труд – важнейшее и решающее средство воспитания. В трудовом воспитании детей велика роль семьи, где основой для него является пример родителей. Уклад жизни семьи и личные качества родителей, воспитателей детского сада и школьных педагогов во многом определяют трудовое воспитание детей. В данной статье пойдет речь о трудовом воспитании детей в семье, детском садик и школе.
Трудовое воспитание детей в семье
Повседневная жизнь ребенка должна быть насыщена разнообразной деятельностью, доступной его возрасту. Чувство ответственности ребенка может быть сформировано в процессе выполнения трудовых поручений. В каждой семье ребенок должен самостоятельно убирать свою постель, вытирать пыль с мебели, помогать накрывать стол к завтраку, поливать цветы, стирать свои мелкие вещи, убирать уголок, содержать игрушки в порядке, чистить свою одежду и обувь. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста выполняют разовые поручения: сшить мешок для тапочек, кукле – платье, пойти в магазин, аптеку. Ежедневно шестилетний ребенок, готовясь ко сну, умывается, раздевается и складывает одежду, сам готовит себе постель. Уставшему и разбаловавшемуся к вечеру малышу не очень хочется все это делать, да еще в определенной последовательности. Но родителям следует помнить, что так начинается эмоционально-волевая подготовка к учебе. Еще до поступления в школу ребенок должен научиться доводить порученное ему дело до конца. Иначе уже в раннем возрасте у него появится уверенность, что за него все могут сделать другие, а это ведет к безответственности. Родители следят, как ребенок выполняет поручение, и поощряют его за своевременное и хорошее выполнение. Самостоятельность и инициатива потребуются будущему школьнику. Без этого ему будет трудно учиться и тяжело жить в школьном коллективе. Самообслуживание, уборка игрушек после игры, поддержание чистоты и порядка в своем шкафчике, содержание в аккуратном состоянии личных вещей воспитывают у дошкольника трудолюбие и организованность. К сожалению, многие дети, поступая в школу, не обладают этими качествами, так как родители недооценивали воспитательную роль самообслуживания. Потом в школе эти недостатки воспитания сказываются отрицательно. Первоклассник проявляет беспомощность, он не умеет самостоятельно быстро переодеться, завязать шнурки, опаздывает на урок физкультуры, на подготовку к нему тратит много времени. На уроке он не умеет своевременно подготовить учебники, тетради, потом спешит и в письменной работе делает ошибки и т. д. Ребенок нервничает, и это отражается на его успеваемости. Поэтому очень важно приучать ребенка самостоятельно выполнять поручение. Можно использовать в семье элементы соревнования: кто быстрее оденется, уберет игрушки, приведет в порядок свой детский уголок и т. д.
Трудовое воспитание детей в детском саду
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется не только в семье, но и в детском саду. Благодаря правильно организованному учебно-воспитательному процессу у ребенка формируется положительное отношение к трудовой деятельности, появляется желание и умение трудится, а также развиваются нравственные качества. Труд способен укрепить физические качества ребенка, развить его умственные способности, а также повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д. Помимо всего этого в процессе трудовой деятельности развивается самостоятельность, ответственный подход, инициатива. Цель трудового воспитания детей — подготовить их к самостоятельной жизни, а также привить им желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности. Задачи воспитателей в процессе трудового воспитания состоят в следующем: – сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; – развить трудовые умения и усовершенствовать их; – воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость; – сформировать навыки в организации рабочего процесса; – формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания. Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание в детском саду должно проходить в игровой форме. Объективные результаты участия в трудовом процессе малышей малозначимы, но субъективная роль огромна. Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в таких видах деятельности: – в сюжетно-ролевой игре: покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни; – с помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм; – с помощью дидактических игр: «Кому это нужно» — показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их предназначения; «Что хочет делать кукла?» — обыгрывание предположительных действий, определение необходимого инвентаря для работы; «Для чего это нужно?» — на основе изображений дети отгадывают действия; «Угадайте, что я делаю» — показ действий, профессий с помощью движений, звуков и мимики. Как развивать трудовую деятельность дошкольников на природе можно узнать из видео:
Трудовое воспитание детей в школе
Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребенок отвлечен от труда. Трудовое воспитание в школе предполагает следующие задачи: – формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни; – воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности; – развитие потребности в творческом труде и стремления реализовывать свои знания на практике; – формирование основ умственного и физического труда; – вооружение школьников разнообразными умениями и навыками. У трудового воспитания есть содержательная основа, которая в себя включает два вида труда – учебный труд и общественно-полезный. Учебный труд предполагает умственный и физический. Умственный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости, целеустремлённости. Если ребенок привык к умственному труду, это отразится и на положительном опыте физического труда. Физический труд в школьной программе представлен в работе учащихся в учебных мастерских и на пришкольном участке. Общественно-полезный труд организуется в интересах каждого ученика и всего школьного коллектива. Это и труд по самообслуживанию в школе и дома, бытовой труд дома, уход за школьными насаждениями, летний труд на полях и в стройотрядах, тимуровскую работу. Стоит сказать и про производительный труд, который является начальным этапом производственных отношений и направлен на создание материальных ценностей. Современный подход к трудовым десантам должен привлекать школьников оригинальностью и новизной. Конечно, мы никуда не уйти от дежурства в классе или от работы на пришкольном участке. Такие методы трудового воспитания детей трудно преобразить, но внести изюминку можно. Достаточно устроить конкурс на лучшего дежурного месяца или мотивировать ребят каким-то бонусом внутри школьной системы, и интерес ребят к этим мероприятиям возрастет.
Игры по трудовому воспитанию детей
Игра для малышей 3-5 лет «Накроем стол для кукол»
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения. Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Игра для дошкольников 5-7 лет «Кому без них не обойтись?»
Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий. Ход игры: Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.