Трудовое воспитание детей

image

Содержание статьи: Труд – важнейшее и решающее средство воспитания. В трудовом воспитании детей велика роль семьи, где основой для него является пример родителей. Уклад жизни семьи и личные качества родителей, воспитателей детского сада и школьных педагогов во многом определяют трудовое воспитание детей. В данной статье пойдет речь о трудовом воспитании детей в семье, детском садик и школе.

Трудовое воспитание детей в семье

Повседневная жизнь ребенка должна быть насыщена разнообразной деятельностью, доступной его возрасту. Чувство ответственности ребенка может быть сформировано в процессе выполнения трудовых поручений. В каждой семье ребенок должен самостоятельно убирать свою постель, вытирать пыль с мебели, помогать накрывать стол к завтраку, поливать цветы, стирать свои мелкие вещи, убирать уголок, содержать игрушки в порядке, чистить свою одежду и обувь. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста выполняют разовые поручения: сшить мешок для тапочек, кукле – платье, пойти в магазин, аптеку. Ежедневно шестилетний ребенок, готовясь ко сну, умывается, раздевается и складывает одежду, сам готовит себе постель. Уставшему и разбаловавшемуся к вечеру малышу не очень хочется все это делать, да еще в определенной последовательности. Но родителям следует помнить, что так начинается эмоционально-волевая подготовка к учебе. Еще до поступления в школу ребенок должен научиться доводить порученное ему дело до конца. Иначе уже в раннем возрасте у него появится уверенность, что за него все могут сделать другие, а это ведет к безответственности. Родители следят, как ребенок выполняет поручение, и поощряют его за своевременное и хорошее выполнение. image Самостоятельность и инициатива потребуются будущему школьнику. Без этого ему будет трудно учиться и тяжело жить в школьном коллективе. Самообслуживание, уборка игрушек после игры, поддержание чистоты и порядка в своем шкафчике, содержание в аккуратном состоянии личных вещей воспитывают у дошкольника трудолюбие и организованность. К сожалению, многие дети, поступая в школу, не обладают этими качествами, так как родители недооценивали воспитательную роль самообслуживания. Потом в школе эти недостатки воспитания сказываются отрицательно. Первоклассник проявляет беспомощность, он не умеет самостоятельно быстро переодеться, завязать шнурки, опаздывает на урок физкультуры, на подготовку к нему тратит много времени. На уроке он не умеет своевременно подготовить учебники, тетради, потом спешит и в письменной работе делает ошибки и т. д. Ребенок нервничает, и это отражается на его успеваемости. Поэтому очень важно приучать ребенка самостоятельно выполнять поручение. Можно использовать в семье элементы соревнования: кто быстрее оденется, уберет игрушки, приведет в порядок свой детский уголок и т. д.

Трудовое воспитание детей в детском саду

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется не только в семье, но и в детском саду. Благодаря правильно организованному учебно-воспитательному процессу у ребенка формируется положительное отношение к трудовой деятельности, появляется желание и умение трудится, а также развиваются нравственные качества. Труд способен укрепить физические качества ребенка, развить его умственные способности, а также повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д. Помимо всего этого в процессе трудовой деятельности развивается самостоятельность, ответственный подход, инициатива. Цель трудового воспитания детей — подготовить их к самостоятельной жизни, а также привить им желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности. Задачи воспитателей в процессе трудового воспитания состоят в следующем: – сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; – развить трудовые умения и усовершенствовать их; – воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость; – сформировать навыки в организации рабочего процесса; – формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания. image Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание в детском саду должно проходить в игровой форме. Объективные результаты участия в трудовом процессе малышей малозначимы, но субъективная роль огромна. Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в таких видах деятельности: – в сюжетно-ролевой игре: покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни; – с помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм; – с помощью дидактических игр: «Кому это нужно» — показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их предназначения; «Что хочет делать кукла?» — обыгрывание предположительных действий, определение необходимого инвентаря для работы; «Для чего это нужно?» — на основе изображений дети отгадывают действия; «Угадайте, что я делаю» — показ действий, профессий с помощью движений, звуков и мимики. Как развивать трудовую деятельность дошкольников на природе можно узнать из видео:

Трудовое воспитание детей в школе

Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребенок отвлечен от труда. Трудовое воспитание в школе предполагает следующие задачи: – формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни; – воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности; – развитие потребности в творческом труде и стремления реализовывать свои знания на практике; – формирование основ умственного и физического труда; – вооружение школьников разнообразными умениями и навыками. У трудового воспитания есть содержательная основа, которая в себя включает два вида труда – учебный труд и общественно-полезный. Учебный труд предполагает умственный и физический. Умственный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости, целеустремлённости. Если ребенок привык к умственному труду, это отразится и на положительном опыте физического труда. Физический труд в школьной программе представлен в работе учащихся в учебных мастерских и на пришкольном участке. Общественно-полезный труд организуется в интересах каждого ученика и всего школьного коллектива. Это и труд по самообслуживанию в школе и дома, бытовой труд дома, уход за школьными насаждениями, летний труд на полях и в стройотрядах, тимуровскую работу. Стоит сказать и про производительный труд, который является начальным этапом производственных отношений и направлен на создание материальных ценностей. Современный подход к трудовым десантам должен привлекать школьников оригинальностью и новизной. Конечно, мы никуда не уйти от дежурства в классе или от работы на пришкольном участке. Такие методы трудового воспитания детей трудно преобразить, но внести изюминку можно. Достаточно устроить конкурс на лучшего дежурного месяца или мотивировать ребят каким-то бонусом внутри школьной системы, и интерес ребят к этим мероприятиям возрастет. image

Игры по трудовому воспитанию детей

Игра для малышей 3-5 лет «Накроем стол для кукол»

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения. Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Игра для дошкольников 5-7 лет «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий. Ход игры: Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Запишитесь на прием+7 (9882) 91–50–45
Отправьте письмо[email protected]
ПриходитеМахачкала, Гамидова, 52 "а"