Содержание
- Игры как средство развития речи ребенка
- Дидактические игры по развитию речи ребенка
- Пальчиковые игры как развитие речи детей
- Театрализованные игры как средство развития речи детей
- Настольные игры для развития речи ребенка
- Подвижные игры на развитие речи
- Игры для развития речи детей 2 – 3 лет
- Игры для развития речи детей 4 – 5 лет
- Игры для развития речи детей 5 – 6 лет
- Игры для развития детей 6 – 7 лет
Содержание статьи: Родители должны внимательно относиться к развитию речи у дошкольников. Это связано с тем, что с 2 до 6 лет активно развивается мозг ребенка, формируются его функции. По мнению физиологов, именно в этот период функции ЦНС легко поддаются тренировке. Если родители упустят этот момент, то развитие этих функций замедляется, а в некоторых случаях останавливается навсегда. Дети познают мир через игры, поэтому чтобы их обучение прошло максимально комфортно, педагоги разработали специальные игровые упражнения по развитию речи. Так в веселой форме дошкольники закрепляют и изучают словарь, учатся быстро подбирать подходящие слова, изменяют и образуют их, упражняются в составлении связных высказываний, развивают речь. Существуют разные виды игр, которые помогают ребенку активно усваивать родной язык, развивать все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая.
Игры как средство развития речи ребенка
Ребенок в дошкольном возрасте должен полноценно владеть родным языком. Это необходимо для того, чтобы он умел грамотно выражать свои мысли и быстрее освоил программу начальной школы. Однако в последнее время уровень речевого развития детей снижается. Как правило, это связано с ухудшением здоровья дошкольников. Для речевого развития используются разные виды игровой деятельности. Творческая ролевая игра помогает совершенствовать диалогическую речь, сформировать связную монологическую речь. Положительно на речь малышей влияет педагог, он привлекает дошкольников к обсуждению замысла и хода игры, является образцом лаконичной и точной речи, беседует с детьми о проведенных и будущих упражнениях. Подвижные игры способствуют обогащению словарного запаса, воспитывают звуковую культуру. Игры-драматизации ускоряют развитие речевой активности, формируют интерес к художественному слову, воспитывают выразительность речи. Дидактические и настольные игры помогают решать практически все задачи речевого развития детей. После регулярных упражнений дошкольники закрепляют и уточняют словарь, учатся изменять и образовать слова, составлять связные высказывания, развивают объяснительную речь. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи ребенка огромная. Она положительно влияет на речевое развитие. Во время занятий ребенок общается со сверстниками или игрушками, подражает различным звукам и голосам зверей. Если за происходящим наблюдает неговорящий ребенок, то со временем ему захочется попросить взрослого о чем-либо или сообщить что-нибудь важное. Воспитатель привлекает детей к общению с помощью вопросов, это способствует развитию речевой активности детей.
Дидактические игры по развитию речи ребенка
В педагогике существует 3 типа дидактических игр для детей дошкольного возраста. Они все направлены на развитие речи: • Игры на слова с предметами, игрушками. • Настольные игры с печатным материалом. • Словесные игры. Также педагоги во время учебного процесса используют дидактические игры для речевого развития по возрасту. Упражнения для малышей 3–5 лет (младший дошкольный возраст) помогают научить их разговорить правильно и быстро, а задания для детей 6-7 лет корректируют и совершенствуют имеющиеся речевые навыки. Дидактические игры с вещами помогают развить тактильные ощущения ребенка, умение правильно использовать игрушки и предметы обихода. Они направлены также на развитие воображения, то есть учат мыслить творчески. Словесные игры учат запоминать, развивают речь и способность выражать собственные мысли. Во время занятий слова дошкольников связаны с их действиями. Настольные дидактические игры с картинками развивают зрительную память, повышают внимательность, помогают наглядно усвоить материал. Примеры дидактических игр: 1. Составь предложение. Взрослый задает 2 несвязанных между собой слова, а ребенок создает из них словосочетание. Например, мяч прыгать – мяч прыгает. 2. Профессии. Педагог называет профессию, а ребенок говорит, чем занимается человек. Например, строитель – строит. 3. Уменьшительно-ласкательные слова. Воспитатель называет слово, а дошкольник его повторяет в ласкательной форме: кукла – куколка. При выборе игр учитывается возраст ребенка.
Пальчиковые игры как развитие речи детей
Чтобы малыш научился быстрее говорить, нужно тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальчики, мелкую моторику. Занятия рекомендуется начинать как можно раньше (например, в 8 месяцев). Упражнения по тренировке пальчиков – это мощное средство, которое помогает повысить работу головного мозга. Ученые давно доказали, что чем раньше вы будете работать над мелкой моторикой ребенка, тем быстрее он научится говорить. Подобные упражнения благотворно влияют на умственное развитие ребенка. Пальчиковые игры – это инсценировка стихов, потешек, рифмованный рассказов, сказок с помощью пальцев. Во время игр с пальчиками развивает мелкая моторика, стимулируется развитие речевых центров. Малыш получает новые тактильные ощущения, учится концентрировать внимание. Такие игры подойдут детишкам от 6 месяцев до 5 лет. Самые младшие выполняют упражнения для одной руки, с 3–4 лет задействуют обе руки, а от 4 лет во время игры используются различные предметы (шарики, кубики и т. д.). Как известно, между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Также связаны руки и речевой центр мозга. Важно гармонизовать движения тела, мелкой моторики рук и органы речи, чтобы сформировать правильно произношение, избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, научиться соблюдать паузы между совами, снизить психическое напряжение. Как упоминалось, уровень речевого развития детей заметно снизился. Это обусловлено тем, что родители мало им уделяют внимания, практически не разговаривают с ними. Малыши тоже меньше говорят, так как заняты просмотром телевизора, игрой на компьютере и т. д. Они практически не делают ничего своими руками, так как современные игрушки и вещи не способствуют развитию мелкой моторики (липучки вместо шнурков, наклейки вместо картинок для вырезания и т. д.). Для развития мелкой моторики рук можно предложите ребенку выложить из мозаики, семян, орешков или крупы любой рисунок (солнце, дом, цветок). Детям понравится лепить что-то из пластилина, при этом воспитатель читает стишок. Для развития моторики пальцев и речи можно делать аппликации, плести коврики из бумажных полосок, складывать разнообразные фигурки (оригами). Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка.
Театрализованные игры как средство развития речи детей
Театрализованная деятельность способствует развитию ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания. Такие игры развивают коммуникативные, организаторские, двигательные навыки. Кроме того, происходит развитие речи детей через игру. Театрализованные игры расширяют словарный запас, совершенствуют артикуляционный аппарат. Во время действия ребенок познает родной язык, использует выразительные средства, интонации, которые соответствуют характеру героев, учится говорить четко и понятно для окружающих. Во время игры они учатся строить диалог, придавать речи эмоциональный оттенок. Они лучше усваивают произведение, последовательность событий, их развитие. Кроме того, театрализованные игры помогают быстрее усвоить элементы речевого общения: мимика, жесты, позы, интонация и т. д. Театрализованные игры разделяют на следующие виды: • Настольный кукольный театр. Во время игры использую плоскостные, вязаные, лепные куклы. • Стендовой театр (теневой, магнитный, стендовый и т. д.). • Театр на руке. • Театр марионеток. • Театр кукол с «живой рукой». Ребенок надевает на руку куклу и действие начинается. • Куклы на тростях. • Куклы системы «куклы-люди». Ребенок надевает на себя костюм и маску куклы. Детям нравится смотреть и участвовать в театрализованных играх. Сюжет обычно берется из знакомых сказок, стихов, потешек и т. д.
Настольные игры для развития речи ребенка
Существует огромное количество настольных речевых игр для дошкольников: «ходилки», домино, лото, звуковые дорожки, кубики с условными значками. Они помогают пополнять словарный запас, формировать связную речь, развивать фонетическое восприятие, грамматический строй, воображение, мышление, внимание и восприятие. Современные настольные игры очень интересные, интерактивные, многофункциональные. Они сочетают в себе четко продуманное содержание игры, удобный формат карточек, качество печати. Психологи настоятельно рекомендуют использовать подобные игры дома, чтобы развивать речевые навыки в форме веселой игры. Настольная игра помогает получить новые знания, опыт, сделать собственные открытия. Настольные игры обладают следующими преимуществами: • Учат ребенка правильно, красиво говорить, развивают речь. • Помогают ускорить развитие мелкой моторики, делают ребенка более внимательным и аккуратным. • После регулярных занятий малыш быстрее осваивает счет, лучше понимает пространственные связи. • Игры развивают воображение и раскрывают творческий потенциал. • Развивает социальную адаптивность за счет того, что в процессе ребенок общается с другими игроками, чтобы преодолеть проблемы и достигнуть своей цели. • Малыш учится нормально воспринимать проигрыш, так как понимает, что всегда можно начать сначала. Кроме того, настольные игры сближают родителей и детей, делая их отношения более крепкими. Существует много настольных игр для развития речи, например, «Звезда с неба». В ходе игры педагог берет звезду, описывает картинку, а ребенок должен отгадать, что на ней. Если он отгадал, то получает звезду с неба. Также можно заняться артикуляционной гимнастикой с помощью карточек с картинками, на обратной стороне которых название упражнения, его описание и стишок. «Тараторки на пригорке» – это комплект из 27 карточек с заданиями, например, выбрать съедобное, произнести слово ласково, громко или тихо, найти ошибку в предложении и исправить ее.
Подвижные игры на развитие речи
Подвижные игры со словесным сопровождением позволяют эффективно развивать речь дошкольников. Они помогают детям овладеть грамотной, выразительной устной речью, научится точно, лаконично, ярко передавать свои мысли, впечатления. В последнее время в системе воспитания и обучения увеличивается количество детей, которые имеют отклонения в речевом развитии. Именно такие дошкольники входят в группу риска по неуспеваемости в начальной школе. Игры для развития речи неговорящих или отстающих детей помогут справиться с проблемой. Главное – вовремя начать занятия. Через подвижные игры малыши выявляют свои эмоции, учатся договариваться со своими сверстниками и соблюдать правила. Подвижные игры со словесным сопровождением помогают отрабатывать речевые навыки, не прилагая особых усилий. Очень важны во время организации игровой деятельности используемые атрибуты. Если дети имеют возможность распоряжаться всем необходимым, то они становятся инициаторами, играют чаще и с удовольствием. Упражнения для детей с общим недоразвитием речи: • Колокольчик. Педагог берет колокольчик, если он звонит тихо, то дети садятся на корточки, а если громко – встают на цыпочки. • Музыкальные инструменты. Воспитатель заранее рассказывает детям, какие движения они должны выполнить при разных звуках. Потом они встают в круг и идут друг за другом, когда они услышат звук, то делают определенное движение. Например, дудочка – руки поднимают вверх, колокольчик – прикасаются к мочкам ушей и т. д. • Педагог берет мяч, кидает детям. Если мяч желтого цвета, то ребенок называет слово с твердым звуком, а если зеленый – с мягким. Задачу можно изменить, например, называть слова, начинающиеся на гласные или согласные, съедобное или несъедобное. Подвижные игры по развитию речи можно использовать как элемент занятия, физкультурную минутку или закреплять с их помощью пройденный материал.
Игры для развития речи детей 2 – 3 лет
В 2 – 3 года происходить стремительный скачок в развитии речи. Поэтому именно в этот период нужно заниматься с ребенком, чтобы он мог свободно выражать свои мысли и желания. Упражнения для детей 2 – 3 лет: • Скороговорки отлично развивают артикуляцию. После регулярных занятий ребенок научится говорить длинными сложными предложениями. Примеры скороговорок: «Течет речка, печет печка», «У ежа ежата, у ужа ужата», «У редьки и репки корни крепки», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и т. д. Сначала проговаривайте сами, а потом с ребенком. Не забывайте об интонации. • Кто есть кто? Назовите животного, а потом его детеныша. Например, слон – слоненок, кошка – котенок. • Больше слов. Игра учит образовывать длинные слова. Попытайтесь вместе с ребенком назвать какое-нибудь свойство или признак одним словом: у зайца длинные уши – длинноухий, у мамы серые глаза – сероглазая. • Загадалки развивают речь и воображение. Ведущий называет признаки или свойства предмета, а ребенок его называет. Например, высокий, стеклянный, из него пьют воду – стакан. • Чем заняться. Спросите ребенка о том, что можно делать в лесу – гулять, отдыхать, собирать грибы, бегать и т. д. Пусть малыш придумает, что можно сделать с цветами – нюхать, любоваться, поливать. Задавать вопросы нужно так, чтобы кроха использовал разные времена, числа, лица. • Закончи слово. Эта игра развивает речь, память, внимание. Воспитатель называет часть слова, а ребенок должен его закончить – доро – га, мага – зин, коло – бок. • Повтори за мной. Педагог просит ребенка повторить за ним рифмованные строчки: «Птичка прилетела, песенку мне спела», «Девочка проснулась, сладко потянулась», «Солнышко садится, Саша спать ложится». • Голоса животных. Эта игра развивает артикуляционный аппарат, знакомит с животным миром. Воспитатель показывает ребенку карточку с животным, а он должен ответить. Кто там изображен и озвучить его: воробей – чирикает (чирик-чирик), гусь – гогочет (га-га), кошка – мяукает (мяу). Существует еще большое количество упражнения для развития речевого навыка детей. Малышам нравятся такие занятия, потому что они интересные, веселые и дают важные знания.
Игры для развития речи детей 4 – 5 лет
Ребятам среднего дошкольного возраста тоже очень важно развивать речевые навыки с помощью веселых игр: • Какой он? Эта игра учит описывать признаки предметов. Воспитатель предлагает ребенку принести все предметы квадратной формы (книга, коробка, кубики). Он предлагает малышу назвать общий признак этих предметов – квадратный. А потом дошкольник должен описать, чем они отличаются – материал, цвет, назначение. • Что ты слышишь? Это упражнение развивает слух и способность распознавать речевые и неречевые звуки. Ребенок сидит спиной к воспитателю и пытается определить какой предмет издает тот или иной звук. Можно начать с музыкальных инструментов, потом перейти к бумаге, фольге. Чтобы усложнить задание, педагог перемещается по комнате. Потом можно поменяться ролями и намеренно ошибаться, чтобы ребенок исправлял. • Кто как разговаривает? Это упражнение тренирует фонетическую память, чтобы ребенок научился воспринимать, произносить и различать звуки. Учитель просит ребенка показать, какой звук издает корова, а потом теленок, описать, чем эти звуки отличаются. • Картинки – загадки. Эта игра закрепляет навыки описания предметов. Ребенок выбирает из мешочка карточку с картинкой, называет признаки или свойства того, что на ней изображено. Дошкольник, который угадал, что изображено на табличке, идет выбирать новую карточку. • Шаги. Это упражнение расширяет словарный запас, развивает речь. Дети делятся на 2 команды, встают друг напротив друга, а между ними проведена раздельная полоса. Педагог задает тему игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущих играх или называть слова, слоги, определенную букву или звук. Когда ребенок назовет правильное слово, то он делает шаг вперед. Побеждает та команда, которая первой дойдет до раздельной черты. С помощью вышеописанных игр дети без трудностей усвоят новые знания и закрепят пройденный материал.
Игры для развития речи детей 5 – 6 лет
Упражнения для детей 5 – 6 лет способствуют увеличению словарного запаса, развитию речевых навыков, воображения, внимания, мышления: • Придумай слова. Педагог называет букву и предлагает ребенку придумать на нее слово. Можно на доске развесить красочный алфавит и вместе с дошкольником выбрать букву. • Думай быстрее! Воспитатель бросает мяч ребенку, назвав тематическую группу, а он возвращает мяч после того, как назовет объект из этой группы. Например, мебель – кресло, ягоды – клубника и т. д. • Расскажи мне. Педагог делает вид, что он приехал из другой страны и ничего не знает о том, что его окружает. Ребенок должен стать его гидом и ответить на его вопросы. Задавайте побольше наводящих вопросов: «Что это такое?», «Для чего это нужно?», «Кто это использует?», «Что находится справа?», «Кто идет сзади?» и т. д. • Составь предложение. Воспитатель предлагает ребенку составить предложение из набора слов. Например, река, дом белый – на берегу реки стоит белый дом. Начинайте не более чем из 3 слов, постепенно увеличивая их количество и сложность. Объясните дошкольнику, что формы, число и окончания слов можно изменять. • Отгадай по действию. Ведущий описывает действия, которые производит объект, а ребенок должен отгадать его. Например, ездит по дорогам, перевозит пассажиров, останавливается на остановках, заправляется бензином – автобус. Потом можно поменяться с ребенком ролями. • Противоположности. Воспитатель предлагает дошкольнику придумать слова-противоположности, за каждую пару он получает фишку. Победитель тот, у кого больше фишек. Сначала составляются пары – имена существительные, потом прилагательные, глаголы, наречия (огонь – вода, умный – глупый, умный – глупый, высоко – низко). Дети в 5 – 6 лет могут написать историю о приключениях своей любимой игрушки. Если ребенку трудно, то можно помочь ему, задавая уточняющие вопросы, предлагая разные сценарии.
Игры для развития детей 6 – 7 лет
Ребятам старшего дошкольного возраста нужно усвоить фонетическую сторону речи, правильно произносить все звуки, совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. В 6 – 7 лет дети уже могут различать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Упражнения для развития речи детей 6 – 7 лет: • Что такое звук, слово, предложение? Воспитатель спрашивает ребенка о том, какие звуки он знает (гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие). Как называется часть слова – слог. Учитель спрашивает о том, что означает слово стол – предмет мебели. Он объясняет детям, что все, что нас окружает, имеет свое обозначение. Различаем мы друг друга по именам, каждая вещь имеет свое название (пылесос, скакалка, самолет). Педагог спрашивает дошкольника, чем отличается буква от звука (буквы пишут, а звуки произносят). Объясняет, что из букв складывают слоги и слова. • Найди звук. Во время упражнения ребенок должен найти слова с одним или двумя слогами (жук, жаба). Дошкольник должен определить какие слова начинаются из одинакового звука (шапка, шуба). Также нужно назвать овощи, фрукты, ягоды с одним звуком («Р» – морковь, виноград, гранат, редис и т. д.). • Картина – корзина. Ребенок должен найти слова с 3 слогами и подобрать слова, сходные по звучанию. Например, картина – корзина, машина, ракета – конфета, котлета, береза – мимоза и т. д. • Едем – летим – плывем. Дошкольник должен найти заданный звук в начале, середине и конце слова. Ребенок смотрит на картинки с транспортом – вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай. Он должен назвать их одним словом – транспорт. Потом ученик вычисляет, какой звук чаще всего встречается в этих словах («Т»). Потом малыш может составить предложения со словами, угадать по первому и последнему звуку, какой транспорт загадал воспитатель (Т – С – троллейбус). • Что вы видите вокруг? Дети должны уточнить представление о названии предметов. Сначала дошкольник называет предметы, которые он видит вокруг себя. Потом он должен назвать их предназначение (за столом сидят, едят, занимаются). Ребенок смотрит на предмет в руке (ручка) и отвечает, что ею можно делать (пишут). Потом воспитатель напоминает, что у дверей тоже есть ручка и спрашивает, почему их одинаково называют (их держат руками). Также во время занятий старший дошкольник может называть признаки предмета и действия, обогащать речь прилагательными и глаголами, подбирать слова, близкие по смыслу. Нужно научить детей сопоставлять предметы и находить слова противоположные по смыслу (высокий – низкий). Для развития слухового восприятия ребенок должен прослушать стих и найти в нем неточности. Игр для речевого развития детей 6 – 7 лет очень много. Как видите, с помощью игр учебный процесс проходит легко и непринужденно, при этом дети получают базовые знания, которые им очень пригодятся в начальной школе. Для разных возрастных групп сложность заданий отличается. Подобные занятия можно проводить и в домашней обстановке. Родители могут придумывать задания самостоятельно по вышеуказанным примерам или обратиться к логопеду.