Содержание
Содержание статьи: Наверное, большинство людей помнят свою первую книгу, по которой они учили буквы и постигали первые азы чтения. Раньше рынок такой литературы мог предложить максимум пару книг. В то время родители изощрялись как могли, чтобы научить своих любимых чад читать. Однако, на сегодняшний день ситуация с учебной литературой кардинально изменилась. Многие родители теряются среди огромного разнообразия обучающих книг и не могут сделать выбор методики по которой будут учить читать своего ребенка. Данная статья расскажет о современных методиках и нюансах обучения детей чтению. Благодаря рассмотренным в статье вопросах, родители смогут отдать свое предпочтение тому или иному способу, который поможет научить кроху читать в домашних условиях.
С какого возраста учить ребенка читать по слогам?
Выучить алфавит с крохой можно даже в год. Изучение каждой буквы должно происходить в игровой форме: мама может задавать вопросы о том, что это за буква, какие слова с нее начинаются, на какой предмет она похожа и т.д. Игра такого рода понравится малышу в любом возрасте. Знание ребенком алфавита это прекрасно. Но в каком возрасте начинать сливать буквы в слоги, а слоги соответственно в слова? Специалисты в последнее время наблюдают тенденцию раннего развития детей. Многие родители начинают учить малыша грамоте и письму едва крохе исполнится год. Однако психологи и педагоги пришли к единому мнению, что такое раннее обучение не принесет желаемой пользы. В этом возрасте малыш имеет еще не полностью сформировавшуюся психику, поэтому последствия такого раннего развития могут быть плачевными. Чтобы развитие ребенка было гармоничным и последовательным не стоит торопить события и с года вбивать буквы ему в голову. Прежде, чем приступить к обучению, необходимо выяснить на какой стадии развития находится малыш в данный момент. При этом следует знать, когда у него формируются те или иные сферы восприятия. Познавательная, эмоциональная и телесная сферы восприятия начинают формироваться еще в период беременности и развиваются до трехлетнего возраста. С трех до пяти лет начинает формироваться функциональная сфера восприятия, отвечающая за органы восприятия (слух, зрение, вкус, осязание и обоняние). Осознанная психическая деятельность формируется у ребенка после семи лет. Если родители пытаются «перешагнуть» тот или иной этап формирования, то со временем это скажется на процессах развития крохи. Например, если начать заниматься зрительной нагрузкой раньше, чем сформируется зрительная сфера восприятия, то у крохи может развиваться близорукость. Специалисты рекомендуют не начинать обучение чтению до тех пор, пока полностью не сформируется цилиарная мышцы, которая отвечает за зрение. Полное ее формирование происходит к пяти-шести годам жизни ребенка. Выждать это время и предупредить близорукость гораздо проще, чем потом восстанавливать малышу зрение. Чтобы понять, что малыш физиологически готов обучаться чтению, следует проверить развиты ли у него следующие навыки: – ребенок говорит полными предложениями, которые может связать в рассказ; – речь ребенка логопедически правильная, без нарушений ритма и мелодики; – малыш легко определяет где право и лево, хорошо ориентируется в пространстве; – ребенок различает и выделяет определенные звуки в разных частях слова. Если малыш обладает вышеперечисленными навыками, то мозг его уже достаточно сформировался, чтобы приступить к обучению чтению и неважно 4 года ему или 7.
Как заниматься, чтобы ребенок не устал?
Дошкольники быстро теряют внимание и интерес к однообразной деятельности. В процессе занятия детям может стать скучно, и они потеряют интерес к происходящему, быстро утомятся. Чтобы предотвратить такой исход событий первые занятия должны длиться не более десяти минут. Длительность последующих занятий постепенно нужно увеличивать, однако время одного урока не должно превышать тридцати минут. Ребенок должен легко и непринужденно воспринимать поступающую к нему информацию. Поэтому занятия должны проходить в игровой форме, так малышу будет интересно заниматься. Важным условием начала занятий по обучению чтения является то, что ребенок знает весь алфавит. Изучить буквы можно с помощью букваря или кубиков Зайцева. При изучении букв важно учить малыша правильно произносить звуки, которые обозначают те или иные буквы, например, звук «в», а не «вэ».
Десять рекомендаций, как быстро научить ребенка читать по слогам
Специалисты в области педагогики, психологии и раннего развития разработали простые рекомендации, благодаря которым можно быстро научить ребенка читать по слогам, а главное без слез и истерик. Рекомендация №1. Важно выбрать методику, наиболее подходящую конкретному ребенку. Как показывает практика, детям легче учиться читать по слогам с помощью букваря. Достаточно эффективным является учебник К.Жуковой. В этой книге умеренное количество картинок, которые будут поддерживать интерес к обучению и одновременно с этим не будут отвлекать от процесса. Не важно какую книгу выберут родители, главное, чтобы процесс обучения был интересен ребенку и проходил в положительном русле. Излишняя строгость может отбить у ребенка желание заниматься, так как он заранее будет настроен на неудачу и родительское разочарование. Рекомендация №2. При изучении букв должна быть правильная последовательность изучения гласных и согласных. Сразу ребенок должен выучить открытые гласные (а, о, у, э, ы), затем твердые согласные н и м. На следующем этапе изучаются глухие и шипящие согласные (с, ш и др.). При изучении согласных очень важно, чтобы ребенок произносил не название буквы, а звук, который обозначает данная буква. То есть буквы мы пишем и видим, а произносим и слышим звуки. Рекомендация №3. В начале каждого занятия необходимо повторить ранее выученные звуки. Также необходимо закрепить выученный на занятии материал в конце урока. Систематическое повторение пройденного материала позволит сформировать правильный механизм обучения. Для повторения необходимо подготовить красочные карточки с разными буквами. Карточки нужно перемешивать и в виде игры предлагать ребенку прочитать образованные буквосочетания. Таким образом ребенок отработает чтение слогов до автоматизма. Рекомендация №4. Когда ребенок усвоит простые звуки можно переходить к самостоятельному образованию слогов. Чтобы заинтересовать кроху можно рассказать ему историю, как «м» пришла в гости к «а», затем произнести сочетание «мммм-ааааа». Важно нацелить ребенка на то, что буквы «спешили» на встречу друг к другу, поэтому произносить их нужно слитно, а не по отдельности. Чтобы маленький ученик не допустил ошибку при произношении слогов, взрослый должен правильно и четко произнести слог до того, как это сделает малыш. Если же ребенок повторяет слог с ошибкой, то нужно сразу же его поправлять, иначе у него сформируется неправильное понимание буквосочетаний. Рекомендация №5. Для облегчения изучения и запоминания информации нужно начинать с изучения простых слогов, которые состоят из двух звуков, например, ла, на, мо, ру, ни и т.д. Ребенок должен понять, как из двух букв формируется один слог. После усвоения механизма составления слогов, процесс обучения существенно облегчится и можно перейти к изучению более сложных буквосочетаний (ка, во, шу и т.д.) Рекомендация №6. После того, как ребенок научится читать буквы слитно, нужно усложнить задачу и начать изучать слоги, которые начинаются с гласных букв, например, ом, ан, ув, ар и пр. Не стоит торопить события и заставлять ребенка читать простые слова из выученных слогов. Юный ученик должен отработать навык чтения по слогам до автоматизма. Рекомендация №7. На следующий этап можно переходить только в том случае, если ребенок усвоил чтение всех слогов на уровне автоматизма. Теперь можно приступать к чтению простейших слов, в идеале это слова с повторяющимся слогом, например, мама, папа. Затем к можно перейти к таким словам, как мало, мыло, рама и др. Также можно попробовать дать ребенку слово из трех букв – луг, суп, лес, нос и т.д. Рекомендация №8. Чтобы ребенок правильно читал слоги, взрослый обязательно должен показывать ему, как правильно произносится тот или иной слог. Буквосочетание должно звучать внятно и четко. Не стоит прибегать к ошибочной методике произносить слова нараспев. Этот метод часто используется в детсадах. Однако он приводит к тому, что в дальнейшем дети не делают краткие паузы между словами и говорят все на одном дыхании. Чтобы не допускать таких проблем, от методики учить читать слоги нараспев стоит отказаться. Рекомендация №9. Если в процессе обучения малыш не проявляет интерес к чтению, значит не нужно торопить события и заставлять кроху в 4 года учить буквы. В этом возрасте достаточно чтобы малыш рассматривал картинки, описывал их и слушал сказки, которые ему читают взрослые. С началом обучения чтению нужно подождать до 5-6 лет и уже перед поступлением в школу начать учить читать открытые слоги и писать печатными буквами. Рекомендация №10. Игровые формы обучения помогут сделать урок увлекательным и живым. Не нужно заставлять ребенка читать быстро. Главное, чтобы он читал правильно, а скорость можно наработать в дальнейшем. Как научить читать слоги слитно рассказано в следующем видеоуроке: Каждый ребенок рано или поздно научится читать. Задача родителей ненавязчиво в форме игры помочь ему освоить буквы и запомнить звуки. Нужно просто любить свое чадо и заботиться о нем, а учиться можно начать непосредственно перед поступлением в первый класс.