Содержание
Содержание статьи: Дефекты речи являются очень распространенной проблемой среди маленьких детей. Они могут активно болтать, но при этом не выговаривать некоторые звуки. Данная статья расскажет причины нарушения речи у детей и как научить ребенка говорить букву Ш в 5 лет.
Причины неправильного произношения
Логопеды разделяют все причины неправильного произношения на две группы: физиологические и ошибки со стороны взрослых. К первой группе причин относятся следующие: – неразвитость речевого аппарата; – неправильно сформированный прикус, чаще всего это происходит при длительном использовании пустышки; – анатомические особенности ротовой полости, например, короткая уздечка или высокое небо; – болезни ротовой полости; – проблемы с фонематическим слухом – ребенок не слышит и не воспринимает некоторые звуки. Одной из самых распространенных причин речевых дефектов у детей являются факторы второй группы. К ней можно отнести неправильное произношение Ш (у взрослых, которые шепелявят) и «сюсюканье» окружающих. Искажение голоса и некоторых слов взрослыми приводит к тому, что кроха запоминает неправильные звуки и в дальнейшем наследует в своем разговоре. Чтобы не допустить это, нужно с самого рождения разговаривать с малышом четко и понятно, а как только он начинает болтать – сразу исправлять оговорки, иначе с возрастом сделать это будет труднее.
Как правильно произносить звук Ш
Чистота произносимого звука напрямую зависит от правильного расположения языка и губ во время произношения. Артикуляция звука Ш состоит в следующем: – губы вытянуты в форму трубочки; – зубы зажаты или максимально сближены; – кончик языка поднят к твердому небу, но не касается его; – язык по бокам плотно прижат к зубам верхней челюсти; – воздушный поток должен пройти по центру языка; – мягкое небо слегка приподнято и перегораживает носовые проходы; – голосовые связки должны быть в разомкнутом состоянии. Артикуляция произношения шипящих звуков достаточно сложная, не всегда родители могут сделать это без помощи специалистов. Поэтому лучше проконсультироваться у квалифицированного логопеда.
Проверка произношения
Родители, которые ежедневно слышат ребенка, привыкают к его лепету и часто не замечают логопедических проблем. Иногда на речевые дефекты указывают воспитатели детского сада, педагоги начальной школы или просто люди, которые впервые услышали разговор ребенка. Существует два способа, позволяющих в домашних условиях выявить нарушения произношения звука Ш: 1. наблюдение за ребенком. Этот метод занимает много времени и требует внимательности от родителей; 2. упражнения на произношение звука Ш. Простые задания помогут мамам и папам понять, есть ли у их ребенка проблемы с произношением. Логопеды советуют такие упражнения для диагностики проблемы: – «Змейка» – малыш должен сымитировать шипение змеи (ш-ш-ш-ш-ш); – «Повторяйка» – крохе предлагается повторить слоги, содержащих звук Ш. Начинать нужно из слогов, которые состоят из двух букв, например, «ше», «шу», «ош», «яш» и т.д. Затем можно усложнить задание и предложить ребенку слоги из трех букв , например, «ошо», «аша», «иши», «ушо», и т.д. Наиболее сложными по произношению являются слоги с согласными, например, «рша», «пшо», «шки» и т.д. Предлагая своему чаду произносить слоги, взрослый должен произнести их четко и с правильной артикуляцией; – «Назови предмет» – взрослым нужно заранее приготовить изображение предметов, в названии которых содержится звук Ш. для этого упражнения можно воспользоваться карточками детского лото, распечатать нужные картинки с интернета или же просто показывать их на компьютере. Главное, чтобы название всех предметов кроха знал, например, шишка, кошка, мыша, шапка, шалаш, шуба, шар и т.д.; – скороговорки на букву Ш – самое сложное задание, выполнение которого подразумевает хорошую артикуляцию. Для детей подойдут такие скороговорки «У Сашки в кармашке шишки и шашки», «Шапка да шубка – вот наш Мишутка», «Шесть мышат в камышах шуршат».
Ошибки, которые допускают малыши
Несмотря на то, что звук Ш является глухим согласным, он произносится четко и звонко. Дети в младшем дошкольном возрасте по-разному могут коверкать этот звук. Специалисты в области логопедии выделяют следующие распространенные ошибки в речи детей: – межзубное произношение – ребенок шепелявит из-за сильно выдвинутого вперед языка, слышится Ф вместо Ш; – носовое произношение – малыш поднимет заднюю часть языка в твердому небу из-за чего воздушный поток проходит в образовавшуюся щель, слышится Х вместо Ш; – прохождение воздушной струи в щель между зубами и щекой, из-за этого вместо Ш слышно хлюпанье; – замена Ш на другие звуки, чаще всего это С, Т и мягкая Ш. Также логопеды отмечают такое отклонение, как чистое произношение звука Ш при неправильной артикуляции. Взрослые должны отследить, как их чадо извлекает данный звук, и принять меры по исправлению речевых дефектов.
Этапы постановки сложно выговариваемых звуков
Для быстрой и эффективной постановки звука Ш занятия с ребенком должны состоять из таких этапов: – артикуляционная гимнастика. На первом занятии нужно показать крохе, какие органы задействованы в речевом аппарате. Нужно его усадить перед зеркалом и дать внимательно рассмотреть язык, губы, небо и щеки. Чтобы артикуляционный аппарат был натренирован и готовым к выполнению упражнений, нужно сделать специальную разминку: напряженным языком нужно медленно поводить по небу, затем провести по губам и зубам, а потом высунуть язык как можно дальше и улыбнуться; – постановка речевого дыхания – звук Ш нужно произносить на выдохе, при этом нужно выдохнуть определенное количество воздуха. Научить контролировать количество выдыхаемого воздуха помогут игры с надуванием воздушных шаров, мыльных пузырей, использование свистков и т.д.; – постановка звука Ш – выполнение простых забавных упражнений, которые понравятся ребенку и помогут ему произнести шипящий звук; – закрепление поставленного звука – чтение и запоминание детских стишков и скороговорок на поставленный звук.
Упражнения для постановки звука Ш
Логопеды предлагают детям, которые не могут произносить звук Ш, упражнения такого содержания: – «Чашка» – расслабить нижнюю челюсть, расслабленный язык положить на нижнюю губу, затем слегка приподнять край языка, имитируя плоскую чашу. Со временем задание можно усложнить и попросить кроху подвигать «чашку» вверх-вниз; – «Лошадка» – малыш должен сымитировать цокот лошадиных копыт в течение 15-20 с; – «Художник» – кончиком языка поводить по небу, имитируя движение кисти по холсту; – «Качели» – в быстром темпе по очереди касаться верхних и нижних зубов; – «Маятник» – плавные движения языка в стороны, напоминающие маятник; – «Варенье» – кроха должен представить, что он ел вкусное варенье и облизать сразу верхнюю, а затем нижнюю губы; – «Блинчик» – губы слегка растянуты в улыбке, расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу и держать примерно 10-15 с. Эти нехитрые упражнения можно выполнять в домашних условиях. Но чтобы достичь успехов и поставить ребенку правильное произношение, необходимо время и терпение взрослых. Во время занятий нельзя перенапрягать ребенка, иначе у него пропадет все желание трудиться. Упражнения можно делать с перерывами, отвлекаясь на игры. Не стоит забывать о мелкой моторике малыша, ведь ее развитие положительно влияет на развитие речи. В занятиях можно использовать мелкие предметы, например, разноцветны бусины, пуговицы, прищепки и т.д. Эту мелочевку можно перебирать пальчиками во время чтения стишков или разучивания скороговорок. Специалисты отмечают, что все методы постановки звуков будут эффективными при полной сконцентрированности ребенка. Его не должны отвлекать игрушки, работающий телевизор или другие люди. Категорически нельзя говорить ребенку, что он плохо делает задания и у него не получается. Только поддержка и помощь взрослых помогут малышу научиться ребенка говорить букву Ш в 6 лет.
Нужно ли обращаться к логопеду?
Независимо от того, какие дефекты речи наблюдаются у ребенка, нужно проконсультироваться с логопедом перед тем, как делать упражнения на постановку звуков в домашних условиях. Только специалист может правильно определить причины неправильного произношения и подобрать оптимальный метод его преодоления. Если причина речевых дефектов кроется в физиологических особенностях, то только доктор может дать направление на подрезание уздечки или назначить упражнение на исправление прикуса. Если после первой консультации и длительного выполнения в домашних условиях упражнений на постановку звука Ш результат не получен, то нужно повторно обратиться к специалисту, возможно потребуется проводить занятия с логопедом несколько раз в неделю. Увидеть наглядно, как научить ребенка говорить звук Ш, можно из видеоурока: Чтобы ребенок правильно и красиво разговаривал, родителям нужно с ранних лет следить за речью своего чада. В случаях, когда речь ребенка понимают только родители, а другим требуется «перевод», то необходимо начинать активно исправлять ситуацию. Для этого нужно посетить логопеда и получить квалифицированную консультацию. После чего можно проводить занятия в домашних условиях. Если проблему пустить на самотек, то со временем она усугубится, может перерасти в психологические комплексы и стать одной из причин низкой успеваемости в школе. Вовремя начатая работа, усердие и терпение при выполнении логопедических упражнений в скором времени принесут свои плоды и ребенок начнет правильно выговаривать звук Ш.