Содержание
Содержание статьи: Неправильное произношение звука Л является одним из наиболее распространенных речевых дефектов у детей. Родителям, которые столкнулись с такой проблемой, не стоит впадать в панику, нужно начинать действовать. Консультации логопеда, систематические занятия и правильно подобранные задания для постановки этого согласного помогут ребенку преодолеть дефекты речи и научиться красиво разговаривать. Как научить ребенка говорить букву Л в 5 лет и позже расскажет данная статья. Иногда взрослые спешат и заставляют делать упражнения на постановку твердого звука Л чуть ли не сразу, как ребенок начинает разговаривать. Однако, согласно нормативам, предложенных логопедами, произношение Л считается очень сложным для детей младшего дошкольного возраста и формируется оно после пяти лет.
Причины неправильного произношения
Логопеды называют три часто встречающиеся причины неправильного произношения звука Л: – фонематическое не восприятие звука Л; – анатомическая особенность «уздечки» (подъязычной связки); – слабый артикуляционный аппарат; – интерференция звуков – произношение звуков русского языка похожих по звучанию, но разных по артикуляции.
Какие ошибки делают дети
Для правильного воспроизведения звука Л необходимо растянуть губы в легкой улыбке, напряженным кончиком языка прикоснуться к резцам верхней челюсти и подать голос. Нарушение произношения Л называется ламбдацизм. У маленьких детей чаще всего встречается два варианта ламбацизма, а именно: – межзубное – кончик языка располагается между зубами за границей резцов верхней челюсти. При таком произношении получается нечто среднее между В и Л. Исправить произношение при этом нарушении поможет стандартная методика для постановки звука Л; – носовое – задняя часть языка прикасается к мягкому небу, при этом воздушный поток проходит по носовому проходу из-за чего воспроизводится звук, похожий на сочетание НГ. В этом случае вместо словосочетания «веселая лошадка» ребенок скажет «весенгая нгошдака». Для коррекции носового произношения понадобятся регулярные логопедические занятия и тренировка правильного речевого дыхания. Существуют и другие варианты произношения Л, например, паралабдацизм (замена Л на созвучные Г, Д, мягкую Л и т.д.). Родителям следует обратить внимание на такие ошибки детей: – оттягивание языка к мягкому небу, из-за чего Л звучит, как Ы (вместе «лавка» ребенок говорит «ыавка»); – произношение не тех звуков из-за неправильного расположения губ (вместе «ложка» ребенок говорит «уожка»); – неправильное распределение речевого дыхания, например, Л воспроизводится на резком вдохе, из-за чего получается звук Ф, (вместе «лоскут» ребенок говорит «фоскут»).
Этапы логопедических занятий
Поставить правильное произношение согласного Л процесс не быстрый, и займет примерно полтора-два месяца, при условии, что логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика будут выполняться ежедневно в течение 15-20 мин. Специалисты, которые занимаются исправлением речевых дефектов у детей, выделяют несколько видов занятий для постановки звуков, а именно: – гимнастика для укрепления артикуляционного аппарата; – упражнения направлены на формирование речевого дыхания; – задания для автоматизации правильного произношения звуков. Занятия в домашних условиях должны представлять собой комплекс упражнений всех видов. Для детей старше пяти лет в урок можно включать не только логопедические задания, но и упражнения на развитие связной речи.
Упражнения для постановки Л
В процессе постановки звука Л важно отработать правильное расположение кончика языка. Сделать это эффективно поможет специальная гимнастика для укрепления артикуляционного аппарата, которая должна включать такие упражнения: – «Параход». Упражнение позволяет отработать правильное положение языка для произношения Л. В исходном положении необходимо растянуть приоткрытый рот в улыбке, высунуть язык как можно дальше и, зажав его зубами, протянуть звук «ы-ы-ы». Если сделать все правильно, то получится звук гудка парахода; – «Индюшонок». Упражнение тренирует и развивает скорость языка и постепенно вырабатывает правильный его подъем к небу. Чтобы выполнить задание нужно попросить ребенка сымитировать болботания индюка «бл-бл-бл». Для этого малышу нужно в приоткрытый рот вытянуть язык, «приобнять» им верхнюю губу и попробовать сделать несколько движений вверх-вниз кончиком языка. Как только получится выполнять движения, нужно подключить гудение и увеличить скорость движения языком, пока не зазвучит «бл-бл-бл»; – «Лошадка». Упражнение выполняется в два этапа – на первом нужно научить свое чадо цокать языком, а на втором сымитировать, как едет лошадка. Таким образом, укрепляется мышечная ткань речевого аппарата и формируется навык поднятия языка к небу. Нужно проработать разные варианты выполнения упражнения – с голосом и без. Для этого нужно объяснить ребенку, что лошадка может ехать тихо, и попробовать при выполнении задания не подключать голос; – «Ветерок». Упражнение учит создавать воздушный поток так, чтобы он шел по краям языка, а не по середине. Исходное положение: приоткрытый рот, кончик языка находится между слегка прижатыми зубами. Затем следует попросить ребенка слегка подуть, имитируя поток ветра. Чтобы понять, правильно ли выполнено упражнение, ко рту можно поднести маленький комок ваты и отследить направление воздушного потока.
Популярные методики постановки звука Л
Как только речевой аппарат укрепится, а язык и губы ребенка будут приминать правильное положение, можно перейти к следующему этапу постановки звука Л.
Методика подражания
Научить ребенка выговаривать Л можно по подражанию – взрослый четко говорит правильный твердый звук, а ребенок повторяет за ним. Повысить эффективность этого процесса можно, выполняя упражнение перед зеркалом – ребенок сможет видеть артикуляцию взрослого и контролировать себя. После того, как тренировки принесут свои первые плоды, нужно начинать третий этап постановки звука Л – автоматизацию его произношения в слогах и словах.
Методика Хватцева
Если методика подражания не дала желаемого результата, то можно воспользоваться наработками Хватцева М.Е. – советского педагога, профессора в области логопедии. Он предлагал механическим путем ставить кончик языка к верхним резцам и длительное время произносить Л. Длительность ежедневных занятий должна составлять не менее 20 минут.
Методика Волковой
Данная методика применяется в тех случаях, когда у ребенка наблюдается замена звуков созвучными. Разработала ее советский ученый-логопед Волкова Л.С. в прошлом столетии, но и на сегодняшний день эта методика является очень эффективной. Согласно методике ребенку нужно приоткрыть рот, округлить губы и сказать ЫА. При этом звук Ы должен быть кратким. Как только кроха усвоит этот прием, нужно попросить его зажать зубами язык и произнести этот же звук ЫА. В таком положении языка отчетливо слышится Л. Комплекс заданий на автоматизацию произношения правильного звука Л содержит следующие упражнения: – тренировка произношения слогов, содержащих звук Л (ла-лу-лэ, ло-ла-лу, лы-ла-ло, ел-ял-ил, ыл-ол-ел и т.д.); – составление логопедических змеек, используя детское лото, например, лошадь, лото, лодка, ложка, лотос, лось, ландыш, зола, школа. Такие змейки можно не только с именами существительными, но и с глаголами или именами прилагательными, например: кричал, сидел, стоял, бегал, прыгал или алый, злой, унылый, целый, голодный и т.д. Стоит отметить и те слова, которые содержат две Л (например, лежал, целовал, летел и т.д.) и те, когда звук Л сочетается с другими согласными звуками (например, глобус, злак, клал, глотал и т.д.); – чтение детских стихов и скороговорок на букву Л, например, Толкал лапой Полкан палку. Полкан палку толкал лапой. Лёня лез по лесенке, Срывал Лёня персики. С песенками, с персиками скатился Лёня с лесенки. Сначала скороговорку читает взрослый, четко выделяя слова, содержащие звук Л. Пусть ребенок объяснит значение этих слов и несколько раз повторит. Для детей старше пяти лет можно добавить упражнения на развитие связной речи, например, составить предложение со словами, которые содержат Л. Тренировка на автоматизацию произношения звука Л проводится сразу после артикуляционной гимнастики и должна длиться не более 20 минут.
Как научить ребенка выговаривать мягкую Л
Зачастую дети выговаривают именно мягкий звук ЛЬ, а твердый у них не получается. Но иногда бывает и обратная ситуация, когда твердый звук присутствует в речи ребенка, а мягкий – нет. Звук ЛЬ может появиться сам по себе после занятий с логопедом, на которых будет поставлена твердая Л. Чтобы помочь своему чаду, нужно предложить ему соединить Л со смягчающими гласными (И, Ю, Я, Ё, Е). Также можно вместе с ребенком напевать «ля-ля-ля», тогда мягкая Л очень быстро появится в речи ребенка. Наглядно увидеть как научить ребенка говорить букву Л в 7 лет можно в видеоуроке: Систематическое правильное выполнение упражнений на постановку звука Л даст результаты достаточно быстро. Артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку речевого дыхания и автоматизацию сложного звука нужно делать в игровой форме, так малыш не устанет и лучше выполнит задания. Если в течение нескольких месяцев не получается научить ребенка говорить букву Л в 6 лет или другом возрасте, необходимо обратиться за консультацией к специалисту. В противном случае ситуация с артикуляцией ухудшится и исправить ее будет сложнее.