Содержание
Содержание статьи: Трудности с произношением звука Ж у детей является очень распространенной проблемой. Ребенок может много разговаривать и правильно выражать свои мысли, но звук Ж может ему не даваться. Какие причины вызывают данное отклонение и как научить ребенка говорить букву Ж в домашних условиях расскажет данная статья.
Возрастные нормы и причины отклонения
В большинстве случаев к четырем годам у ребенка само по себе нормализуется произношение шипящих звуков. Но бывает, что и шестилетний ребенок не может правильно произнести звук Ж. В этом случае понадобится консультация логопеда и длительные занятия на постановку звука. Ж представляет собой звонкий шумный согласный звук, который относится к группе шипящих. Во время звукоизвлечения задействованы голосовые связки и воздушная струя, преодолевающая преграды речевого аппарата. Наличие дефектов артикуляции или речевого дыхания является одной из распространенных причин, по которым малыш не может правильно произнести звук Ж. Также вызвать неправильное произношение данного звука может чрезмерное напряжение мышечной ткани речевого аппарата. То есть из-за гипертонуса ребенок не может расслабить языковый мускул и растянуть его к боковым зубам верхнего ряда. Независимо от причин, которые вызывают нарушения правильного произношения, необходимо проконсультироваться с квалифицированным логопедом дефектологом, который научит расслаблять челюсти и мышцы артикуляционного аппарата, а также подберет эффективные упражнения на постановку звука Ж.
Правильная артикуляция звука Ж
Нормальное звукоизвлечение шипящего Ж состоит в следующем: – округленные губы выдвинуть немного вперед; – разомкнуть зубы на пару миллиметров; – расслабленный языковый кончик поднять к твердому небу; – пустить воздушный поток по щели, которая образуется между языковым мускулом и небом; – боковые края языка прижать к зубам, а его середину опустить; – оттянуть назад задний край языка. Не все дети в совершенстве владеют органами речевого аппарата и не могут ставить язык в правильное положение. Взрослые могут много раз объяснять, как это делать, но не всегда ребенок может это понять. Поэтому потребуется специальная артикуляционная гимнастика, которая простыми упражнениями научит кроху почувствовать составляющие своего речевого аппарата и поставит правильное произношение.
Как делать артикуляционную гимнастику
Основой правильного звукопроизношения является артикуляционный аппарат, который состоит из языкового мускула, губ, мягкого и твердого неба, челюсти. Специальная гимнастика состоит из комплекса упражнений, направленных на укрепление речевого аппарата. Специалисты в области логопедии выделяют ряд правил по выполнению гимнастики для речевого аппарата: – упражнения выполняются последовательно от простого к сложному; – комплекс упражнений следует выполнять перед зеркалом и неспеша. После того, как ребенок освоит правильную технику выполнения упражнения зеркало можно убрать; – упражнения выполняется подходами по десять-пятнадцать раз, после чего выполняется переход к следующему заданию; – для достижения автоматического произношения звука Ж упражнения необходимо выполнять каждый день; – для эффективной мотивации занятия должны проходить в игровой форме; – в качестве логопедических инструментов можно использовать аптечный шпатель, палочку от мороженого или черенок маленькой ложки. Комплекс упражнений состоит в следующем: – блинчик – расслабленный язык неподвижно уложить на нижнюю губу так, чтобы он касался уголков рта. Удерживать положение 10-15 с; – чашечка – исходное положение «блинчик», язык поднять к небу, а его боковые края и кончик – к верхнему ряду зубов. Удерживать положение 10-15 с; – заборчик – сомкнуть верхние и нижние зубы, открыть рот. В таком положении произнести звук И в течение 10-15 с; – трубочка – исходное положение «заборчик», округлить губы и слегка их вытянуть вперед, произнести удлиненный звук О в течение 10-15 с; – варенье – расслабленный широкий язык уложить на нижнюю губу, зафиксировать нижнюю челюсть и попытаться облизнуть верхнюю губу. Упражнение повторить 8-10 раз; – фокусник – кончиком и боковыми краями языка прижаться к верхней губе, а его серединой образовать желобок, с усилием пустить воздушную струю. Положить на кончик носа перышко или кусочек ваты, попытать сдуть его воздушным потоком.
Упражнения на произношение звука Ж
После успешного овладения ребенком всех заданий из артикуляционной гимнастики, можно переходить на следующий этап – к упражнениям на постановку звука Ж. Логопеды чаще всего рекомендуют выполнять следующие упражнения: – извлечь звук Ш, слегка обхватив горло ладонью; – произносить громко звук Ш, так чтобы в горле ощущалось вибрирование. В результате должен получиться звонкий звук Ж; – произнести длинный звук Ж (протянуть его минимум до 25 секунд); – рассмотреть в зеркало положение языка, губ и зубов во время произношения звука Ж. это упражнение лучше выполнять под присмотром логопеда или взрослого члена семьи, иначе ребенок может упустить важные моменты.
Упражнения дыхательной гимнастики
Для правильного произношения звука Ж необходимо подавать в щель между небом и языковым мускулом мощный поток воздуха. Чтобы произносимый звук имел фонематическую звонкость необходимо сформировать у малыша правильное речевое дыхание. В этом поможет дыхательная гимнастика, которую нужно проводить ребенком в игровой форме для мотивации его дальнейших действий. Квалифицированные логопеды-дефектологи разработали комплекс игровых упражнений, которые научат малыша выговаривать букву Ж достаточно звонко. К ним относятся следующие: – «Забей гол» – упражнение учит контролировать силу воздушной струи. Для имитации футбольных ворот можно поставить два кубика, перед ними положить кусочек ваты. Малышу нужно вытянуть губы в трубочку и воздухом сдуть вату, пытаясь «забить гол» в имитированные ворота; – «Снежки» – учит подавать непрерывный поток воздуха. Ватные шарики раскладывают на поверхности стола. Задача ребенка – сдуть «снежки» на пол. При этом губы малыша должны быть растянутыми в легкой улыбке, а расслабленный кончик языка уложеным на нижнюю губу; – «Чайник» – учит плавному дыханию. Для выполнения понадобится пустой флакон от духов. Нужно поднести его ко рту, высунуть кончик языкового мускула и подуть в горлышко до появления характерного звука, который напоминает свист чайника; – «Корабли» – упражнение формирует навык чередовать сильный и плавного выдоха. В глубокую и широкую емкость наливается вода и запускаются бумажные кораблики. Малышу нужно вытянуть губы трубочкой и подуть воздух так, чтобы кораблики начали плавно двигаться. При этом важно, чтобы кроха не надувал щеки; – «Трубочка» – учит выпускать воздушную струю посередине языка. Для упражнения понадобится коктейльная трубочка. Исходное положение: рот открыт, губы слегка растянуты в улыбке, языковой кончик вдавлен в нижнюю десну. Коктейльная трубочка помещается одним концом в стакан с водой, а вторым – на центр языка. Задача ребенка: подуть в трубочк<у так, чтобы на воде появились пузырьки с воздухом. img src=”https://birth-info.ru/pics/2020/08/1597157467_513c.jpg”>
Методики постановки звука Ж
Существует несколько методов для постановки звука Ж: – механический – выполнение упражнений, предусматривающих использование логопедических инструментов, например, шпателя или лопатки; – подражание – самый простой метод. Дошкольники любят подражать взрослым, можно усадить кроху перед зеркалом и показать ему правильную артикуляцию звука Ж. Ребенку нужно внимательно проследить за движениями органов речевого аппарата и попытаться самому повторить увиденное; – на основе звуков, которые ребенок уже умеет правильно произносить. Например, взрослый руками показывает чашечку, а ребенок должен повторить такую позу языком, не выпячиваю его вперед зубов. Когда у крохи это получится, попросить его произнести звук З, который автоматически превращается в Ж. Также можно данный звук можно поставить на основе правильно сформированного звука Ш. Это обусловлено тем, что артикуляция при произношении этих звуков одинаковая. Кроха произносит Ш, а взрослый просит его усилить голос и положить ладонь на шею, чтобы почувствовать вибрацию в области голосовых связок. Чтобы закрепить успех, нужно попросить малыша сымитировать жужжание пчелы или жука.
Автоматизация произношения
Заключительный этап логопедических занятий состоит из упражнений на автоматизацию звука Ж. Комплекс заданий этого этапа включает в себя ввод звука в слоги, слова, предложения, скороговорки и стихи. Подбирая материал для занятия обязательно нужно учитывать возраст ребенка. При этом все предложенные упражнения должны быть доступными и понятными маленькому ученику, а длительность занятия не должна превышать 15-30 мин. В сюжете приведены упражнения, которые направлены на автоматизацию звука Ж: Помимо упражнений для автоматизации Ж, эффективным инструментом автоматического произношения звуков является правильная речь взрослых, которые находятся в окружении ребенка. Без этого условия даже длительные занятия с квалифицированным логопедом-дефектологом не дадут нужный результат. Научить ребенка выговаривать букву Ж вполне возможно в домашних условиях. Начинать занятия нужно с 4-4,5 лет, чтобы к началу первого класса будущий школьник имел четкое произношение. Все предложенные упражнения являются очень простыми и не требуют специального образования у взрослых. Главное выполнять их в форме игры, чтобы мотивировать кроху для дальнейших действий.