Содержание
Содержание статьи: Неотъемлемым атрибутом успешной личности является грамотная и красивая речь. Плохая дикция, заикания и другие дефекты речи развивают психологические комплексы и неуверенность в себе, а их преодоление гораздо сложнее, чем научить ребенка говорить букву Р в 5 лет или старшем возрасте. Как решить эту логопедическую проблему расскажет данная статья.
Трудности в произношении звука
Русский артикуляционный звук Р является самым сложнопроизносимым в мире. В русской речи, в отличие от английской или китайской, Р звучит раскатисто и требует хорошо развитый речевой аппарат и языковую вибрацию. Немногие иностранцы могут в совершенстве овладеть этим звуком, поэтому неудивительно, что большинство детей испытывают трудности при произношении Р. Иногда картавость встречается у подростков и взрослых. Практически во всех случаях, вина за это лежит на родителях, так как упускается момент, когда малыша можно научить выговаривать букву Р без помощи специалиста. Взрослые должны распознать первые намеки на картавость и своевременно отреагировать на это.
Логопедические нормы
Согласно общепринятому мнению большинство звуков ребенок должен научиться произносить к пяти годам. Но такие трудные звуки как Р и Л многие дети осваивают ближе к шестилетнему возрасту. Р — это единственный вибрирующий звук в русском языке. При его произношении язык должен быть напряженным и находится за зубами верхней челюсти. При проходе воздуха между верхними зубами и языком так, получается естественная вибрация и звучит звук Р. Если к пяти годам малыш не старается произнести звучный звук Р, то родителям пора задуматься о консультации логопеда. Специалисты по развитию речи выделяют несколько вариантов неправильного произношения звука Р детьми, наиболее распространенными являются следующие: – пропуск звука, например, «со_ока» вместо «сорока»; – замена Р звуками Л, Ы, Й, например, «лыба» или «ыыба» вместо «рыба»; – нетипичное для русского языка произношение звука Р. Если первые два случая родители могут исправить у ребёнка самостоятельно, то в последнем разобраться может только опытный специалист. Чаще всего нетипичное произношение Р характерно детям-билингвам, то есть, говорящим на двух языках, например, ребенок, который говорит на русском и французском языках, может выговаривать Р вибрируя мягкое небо. Для логопеда-француза это будет нормой, а для русского – дефектом речи. Исправлять это отклонение или нет, решают родители, но если ребенок будет расти в русскоязычной стране, то лучше посетить занятия с логопедом или делать речевые упражнения самостоятельно.
Причины отсутствия звука Р в детской речи
При выявлении речевых дефектов у ребенка необходимо обратиться за консультацией к специалистам в области логопедии. Они помогут подобрать упражнения и методики для того, чтобы научить ребенка говорить букву Р в 6 лет или в другом возрасте. В противном случае самостоятельно подобранные упражнения могут не привести к желаемому результату и время будет потеряно напрасно. На первой консультации логопед выяснит причины, которые мешают ребенку правильно произносить звук Р. Иногда кроха не может «приручить» сложный звук Р из-за индивидуальных особенностей строения языка. Имеется в виду так называемая «уздечка» – неразвитая связка под языком ребенка существенно мешает произносить звуки правильно. Чтобы ее разработать логопед подберет специальные массажи и упражнения, если они спустя время не формируют правильную речь, то «уздечку» устраняют с помощью оперативного вмешательства. Но хирургу для устранения данной проблемы необходимо заключение квалифицированного логопеда. Помимо неразвитой «уздечки» специалисты выделяют ряд причин, по которым ребенок не произносит Р правильно: – вялая артикуляция, следствием которой является слабо развитый речевой аппарат. Чтобы исправить ситуацию, помимо упражнений на постановку звука Р, необходимо научить свое чадо гримасничать. Благодаря забавным гримасам у него будет развиваться мимика, мышцы вокруг рта и речевой аппарат; – низкий уровень фонематического слуха, то есть ребенок не способен четко улавливать речь окружающих. Данное явление проявляется в путанице глухих и звонких, твердых и мягких звуков, например, «белка»-«пелка», «морковь»-«моркоф». Повысить фонематический слух можно, читая забавные стишки по типу «Кот ныряет глубоко, кит лакает молоко». Ребенок должен послушать стих и исправить нелепые ошибки; – нарушение речевого дыхания – симптоматика этого явления – хронический насморк по причине аденоидов, кривой перегородки в носу или аллергии. Устранение нарушений напрямую связано с первопричиной нарушений; – генетика – наследственное нарушение произношение звука Р. Помимо того, что ребенок генетически неправильно произносит данный звук, он еще и постоянно слышит нарушенную родительскую речь. Если же ребенок не выговаривает звук Р не из-за анатомических особенностей, то специальной артикуляционной гимнастики для правильного произношения будет достаточно. Главное при этом правильно разработать методику логопедических занятий исходя из конкретных дефектов речи. Не менее важна системность занятий – необходимо ежедневно выделять не менее 30 минут времени и делать упражнения. Только так можно быстро научить ребенка говорить букву Р в 7 лет или в другом возрасте.
Постановка звука Р
Повысить артикуляцию, укрепить язычок и сформировать силу вдоха ребенку помогут простые упражнения: – свернуть язычок лодочкой и попробовать дотянуться до кончика своего носа. Чтобы тренировка проходила весело и интересно, можно рассказать сказку о том, что рот это домик, небо – потолок, а нос – гора. Веселый язычок выходит из домика и идет на прогулку к горе. Дальше развитие сказки зависит от фантазии родителей и восприятия ребенка; – «побелить потолок» – кончиком языка поводить взад-вперед по небу, имитируя движения кисточки для рисования; – «поскакать» как лошадка, при этом важно, чтобы губы тянулись в улыбке, а нижняя челюсть не двигалась; – при широко открытом рте нужно распластанный язычок плотно прижать к небу, при этом язык по бокам должен плотно прижиматься к зубам верхней челюсти. Если все сделать правильно, то в зеркале можно увидеть конструкцию в форме гриба. После того, как ребенок освоит это упражнение, его можно усложнить, для этого достаточно попросить малыша открывать и закрывать рот с прижатым к небу языком; – приоткрыть рот в улыбке, распластать язык и положить его на верхнюю губу так, чтобы по бокам он плотно прилегал, а по серединке был желобок. На кончик носика необходимо положить маленький комок ваты и попросить ребенка сдуть его через желобок. При этом нужно зафиксировать нижнюю челюсть в одном положении; – вытянуть губы трубочкой и, не надувая щеки, с помощью потока воздуха загнать ватный комок в воображаемые футбольные ворота. Выполняя вышеперечисленные упражнения для постановки звука Р важно, чтобы ребенок растягивал губы в улыбке, тогда мышцы речевого аппарата максимально напрягаются. После тренировки мышц речевого аппарата можно тренироваться в постановке звука Р. Для этого нужно попросить кроху порычать как тигр, покаркать как ворона или имитировать звук автомата или трактора. После первых успехов необходимо закрепить букву Р в речи. Здесь нужно действовать по принципу от простого к сложному. Можно предложить ребенку произносить простые слова, содержащие звук Р, например, море, тигр, река. На первых занятиях пробовать произносить проблемный звук нужно в положении лежа, так язык будет непроизвольно подниматься к небу. После того, как кроха освоит произношение слов со звуком Р можно разучивать с ним стихи или песенки для детей. Это нужно для максимального закрепления достигнутого результата.
Рекомендации родителям
Чтобы добиться успеха и научить ребенка правильно произносить звук Р, психологи и логопеды советуют родителям следующее: – запастись терпением и не обвинять малыша в том, что у него не сразу выходит повторять упражнения правильно. В среднем постановка звука Р занимает полтора месяца; – занятия проводить в игровой форме, так ребенку будет легче и интереснее; – длительность занятия не должна превышать 15 минут, иначе кроха будет утомляться, а эффективность упражнений падать; – объяснить ребенку, что с первого раза никто не может правильно произнести звук Р. С самого рождения младенцы тренируют свой речевой аппарат и только к 5-7 годам получается выговаривать Р. Можно акцентировать внимание ребенка на том, что другие дети тратят 5-7 лет на постановку звука, а вы делаете это за 1-2 месяца; – упражнения повторять перед зеркалом, чтобы контролировать движения языка; – проводить ежедневные тренировки в одно и то же время, ведь ребенку проще соблюдать режим, чем хаотично проводить свой день; – обязательно исправлять ребенка, если он в своей речи допускает оговорки, не оставлять их незамеченными; – хвалить и поощрять за даже за небольшие успехи, мотивируя свое чадо к дальнейшим занятиям. Как ребенку выговаривать звук Р с помощью элементарных логопедических упражнений можно узнать из сюжета: Проблема с произношением звука Р очень актуальна, так как многие дети картавят. Если к пяти годам произношение не нормализовалась, то нужно проконсультироваться у логопеда и подобрать методику для коррекции речевого дефекта. Если возможность попасть на очную консультацию к логопеду, то благодаря современным компьютерным технологиям можно связаться со специалистом по скайпу. Главное не сидеть сложа руки, а действовать!