Содержание
Содержание статьи: Для многих родителей школьников является актуальным вопрос, как правильно мотивировать ребенка хорошо учиться? Действительно, не многие дети уже в начальных классах выполняют домашние задания самостоятельно и с интересом, а также идут в школу с удовольствием. Данная статья расскажет о том, как решить проблему мотивации детей, чтобы они стремились учиться хорошо.
Причины демотивации ребенка
Отсутствие желания учиться проявляется в следующем: – ученик не хочет выполнять домашнее задание или вообще забывает о нем; – дома и в школе на рабочем месте ребенка беспорядок; – на уроках взгляд школьника «отсутствующий», он может заниматься посторонними делами, например, рисовать или смотреть в окно; – успеваемость абсолютно не интересует ребенка, в своих негативных результатах он обвиняет учителя. Почему же ребенок так себя ведет? Психологи и педагоги выделяют ряд причин, которые приводят к нежеланию учиться. Рассмотрим наиболее распространенные из них: – физиологическая неготовность ребенка к школе. Некоторые дети достаточно развиты и даже в малом возрасте проявляют сообразительность и способны многое запомнить. Родители таких деток зачастую лишают их еще одного года в детсаде и сдают в школу. В этом случае вряд ли маленький ученик сможет соблюдать режим первоклассника и подчиняться определенному распорядку, ему даже сложно высидеть без движений длительное время на одном месте; – конфликты с педагогами. Привести к упадку успеваемости могут разные неприятные ситуации с учителем, например, ученик услышал обидные слова или ему не понравилось поведение педагога. Маленькие школьники не всегда делятся с родителями своими страхами, связанными со школой, поэтому со временем конфликт может только усугубиться; – конфликты с одноклассниками или другими учениками. Недопонимание со стороны сверстников также может негативно повлиять на мотивацию ребенка хорошо учиться; – дефекты физического характера, например, заикание, тремор конечностей и т.д. Ребенок осознает, что отличается от своих одногодок и может страдать из-за этого. Ухудшить ситуации могут насмешки и издевки со стороны сверстников. В этом случае важна поддержка родителей и педагогов, которые в свою очередь должны провести воспитательную работу с нормотипичными (здоровыми) детьми класса; – семейные конфликты, давление родителей на ребенка. Скандалы между взрослыми негативно сказываются на маленьком ученике, он замыкается в себе и теряет интерес не только к учебе, но и к другим аспектам своей жизни. Такой же эффект оказывают на ребенка и завышенные родительские требования, которые проявляются в записывании школьника на различные секции, кружки, посещение репетиторов по нескольким предметам и т.д. Формирующейся личности тяжело выдержать такую нагрузку. Помимо вышеперечисленных факторов снизить интерес к учебе может следующее: – отсутствие интереса к изучению того или иного предмета. Это может произойти из-за того, что учитель непонятно объясняет материал или же ребенку просто не интересен данный урок; – методы обучения, которые использует учитель. В начальной школе детям больше подходят игровые и интерактивные методы обучения, также эффективным является использование компьютерных технологий на уроках; – учитель и родители не учитывают индивидуальные особенности ребенка и выбирают способы обучения, через которые ученику сложно воспринимать информацию. Существует три типа учеников в зависимости от способа восприятия информации: визуалы (имеют зрительную память, лучше запоминают, когда читают, смотрят видео и т.д.), аудиалы (хорошо запоминают информацию на слух, то есть им лучше послушать устный рассказ учителя, чем самому прочитать параграф) и кинэстеты (воспринимают информация благодаря действию, например, чтобы запомнить смысл сказки им нужно нарисовать рисунок или сделать аппликацию с главными персонажами произведения.) Чтобы достичь максимального эффекта обучения, учитель и родители должны комбинировать все способы восприятия информации с учетом особенностей школьника; – педагог не заинтересован в своем предмете и не старается передать положительное отношение к нему своим ученикам.
Виды мотивации для школьников
Правильная мотивация является одним из важных факторов успешной учебы в школе. Специалисты в области психологии и педагогики выделяют наиболее важных мотивов для школьников: – познавательный – ребенок хочет узнать больше и развить свою эрудицию; – коммуникативный – общение с интеллектуально развитыми людьми для расширения кругозора; – эмоциональный – ученик стремится хорошо учиться, чтобы услышать слова похвалы взрослых; – саморазвивающий – школьник старается раскрыть свои способности; – достижения – достигая желаемого результата, школьник переживает совокупность эмоций, запоминает это состояние и в дальнейшем; – поощрения и наказания – ребенок хочет получить хорошие оценки, чтобы получить, например, новую игрушку или билет в цирк, и наоборот, – не хочет получить наказание из-за плохой оценки.
Как повысить мотивацию у школьника
Для того чтобы заинтересовать ребенка учебой, следует соблюдать ряд рекомендаций: – использовать игровые методы обучения – родители могут придумывать игры, во время которых ребенок запоминает новую информацию. Это могут быть настольные игры, викторины, головоломки и т.д.; – поддерживать увлечения ребенка – не нужно навязывать сыну или дочери свои увлечения, пусть они сами раскроют свои таланты и способности; – поощрения за хорошо выполненные задания не должны проявляться через дорогие игрушки или деньги, так как со временем школьник захочет «продать» свои результаты подороже; – проявление интереса не к оценкам школьника, а к тому, что он выучил нового. Родители могут обсудить с ребенком его новые знания и где их можно применить на практике; – рассказывать ситуации из личного опыта, как мама или папа справлялись со школьными трудностями и детскими страхами. Таким образом, сформируются доверительные отношения между родителями и детьми. Как мотивировать ребенка, чтобы он хорошо учился, в сюжете рассказывают психологи и педагоги: