Содержание статьи: Иногда случается так, что до поступления в школу ребенок рос таким смышленым, что все окружающие не уставали восхищаться им, а родители соседских детей только завидовали. В возрасте двух лет малыш знал уже почти все буквы и быстро различал цвета. Все шло, как нельзя лучше, но, поступив на учебу, маленького человечка словно подменили. Его родители столкнулись с такой ситуацией, при которой ребенок не хочет учиться в школе. Чего бы ни предпринимали родители, ситуацию не удается исправить. Не действуют уговоры, стыд и даже ремень. Испробовав все средства, родители надеются, что теперь им помогут только советы психолога.
Причины создавшейся ситуации
То, что ребенок не проявляет интереса к обучению, может быть сопряжено с различными причинами. Их можно свести к следующим позициям: 1. Полную ответственность за процесс обучения взвалили на свои плечи родители. Это явление сегодня имеет чрезвычайно широкое распространение. В процессе обучения учащийся лишается «права голоса». За него абсолютно все выполняется мамой. Порой, она за него даже делает домашнее задание. Она ему сама и собирает портфель. Весь процесс обучения находится у нее под полным контролем. Что называется, она всегда держит руку на пульсе. Ребенок сам перестает думать. В этом просто отпадает необходимость. За него давно уже все решила мама, а в некоторых случаях – бабушка. Подобные опекуны исходят из позиций сложившейся ситуации. Они заявляют, что учиться сейчас трудно и ребенку во всем надо помогать. Они готовы сделать для своего чада буквально все. Это, конечно, хорошо, но перегибать палку явно не стоит. Другой ситуацией является та, при которой со стороны опекунов ребенок подвержен тотальному контролю. Здесь расклад несколько иной. Родители не делают за ребенка ничего, но их действия связаны с отдачей постоянных приказов по поводу предстоящих действия ученика. Родители следят за тем, как он выполняет домашнее задание. Ребенок садится за уроки не тогда, когда это необходимо или когда он сам этого захочет, а только после поступления приказа от родителей. Школьный рюкзак он тоже собирает под указания бдительного «диктатора». Нетрудно предсказать, каков будет итог подобных действий. А носить он будет только плачевный характер. У ребенка полностью теряется ответственность, связанная с его пребыванием в стенах школы. В итоге родители получают ситуацию, при которой ребенок в 1 классе не хочет учиться. А причиной этому стала опека и непрерывность постоянного контроля. 2. Лень гения. В детстве ребенок проявлял выдающиеся способности. Все ему рисовали блестящее будущее с прекрасной перспективой. Наступает небывалое разочарование, когда ребенок заявляет, что учеба ему совершенно неинтересна. Это является классическим вариантом, при котором перед родителями предстает ленивый ребенок. Ему лень ходить в школу, усваивать новый материал и совершенно ровным счетом безразлично все, что связано со школой. Классный руководитель постоянно призывает родителей обратить внимание на лень ребенка, но они просто не ведают, как поступить, если, например, ребенок не хочет учиться читать. 3. Отсутствует желание познать новое. В отличие от чрезмерной опеки, дети в такой ситуации большей частью предоставлены сами себе. Нередко у таких детей имеются довольно неплохие умственные данные от природы. Но, к сожалению, отсутствует возможность развития их, поскольку дети большей частью находятся на улице и заниматься с ними просто некому. Поэтому нет и потребности что-то узнавать. В первом классе обычно учеба проходит неплохо, но затем интерес к этому у них пропадает, поскольку дети считают, что это нецелесообразно. Иногда уже ребенок во 2 классе не хочет учиться. Поступив в школу, он еще проявлял какой-то интерес к учебе, а сейчас его пыл охладел. 4. Конфликтная ситуация в школьной среде. Часто желание ходить в школу пропадает из-за того, что имеется конфликт с педагогами либо одноклассниками. В этом случае отсутствие желания учиться принимает вторичный характер. Акценты расставляются на первичной проблеме, затрачивается энергия, а на учебу ее уже просто не хватает. 5. Ученик-симулянт. Некоторые дети действительно имеют какое-либо заболевание. О нем знает и классный руководитель. Но школьник может симулировать приступ или сослаться на то, что ему просто нездоровится. Как правило, со стороны окружающих и педагога таких детей жалеют, предоставляя им различные послабления. Симулировать болезнь можно и дома. Ученик рассчитывает на то, что за прогул его сильно ругать не будут, и оценку поставят более высокую – опять же из чувства жалости. В этом случае невольно ребенок сам себе задает вопрос о том, а зачем вообще стараться?
Какие предпринять действия?
Выше были перечислены лишь некоторые причины, по которым ребенок не проявляет интереса к учебе. Теперь для исправления ситуации можно более подробно остановиться на советах для родителей. Что же советуют психологи? • Если имеет место чрезмерная опека в совокупности с контролем, то следует прислушаться к советам психолога и несколько «ослабить вожжи». Многие начинают сомневаться в эффективности данного мероприятия, считая, что успеваемость в этом случае упадет до предела. Следует заострить внимание на том, что процесс этот характеризуется длительностью. Вначале успеваемость действительно может упасть, поскольку ребенок разом избавился от чрезмерного контроля. Затем он сам способен понять, что находиться в рядах двоечников весьма неприятно и предпримет попытки к улучшению успеваемости. Он поймет, что нет ничего страшного в наличии ошибок. Их всегда можно исправить. Гораздо приятнее получать награду за свой труд. • Если имеет место ленивый гений, то ему надо объяснить, что полученные знания всегда пригодятся в жизни. Природа наградила его способностями, а их надо развивать. Это и надо довести до ленивого гения. Помимо этого, психологи считают, что если ученик своими знаниями опережает других представителей в классе, то лучше для него подобрать специализированную школу. • Весьма грустно, если у ребенка отсутствует потребность в новых знаниях. Но явление это довольно распространенное. Будет большой удачей, если педагоги в школе привьют интерес такого ребенка хотя бы к одному из всех преподаваемых в школе предметов. Ведь, занеся в душу ребенка хоть единую искру, можно зажечь целый костер. Бывает и такое. Можно с уверенностью сказать, что такие преподаватели еще не перевелись. • Если имеют место конфликтные ситуации с педагогами либо со своими сверстниками, то ребенок должен в деликатной форме объяснить всю суть сложившейся ситуации. Необходимо будет найти оптимальное решение в создавшейся ситуации. Если родители сами не в состоянии это сделать, на помощь придет психолог. • При симуляции болезни требуется обдуманное общение с ребенком. Не допускайте того, чтобы ребенку удавалось манипулировать вами. Это в полной мере касается не только ситуации со школой, но и всей жизни в целом. Надо ребенку дать понять, что не удастся всю жизнь прожить за счет сочувствия окружающих к нему. Лучше по этому вопросу обратиться за консультацией к психологу. Если создалась ситуация, при которой ребенок не желает учиться, то ни в коем случае нельзя обвинять его в этом. Просто взрослым более пристально надо присмотреться к этой проблеме и вскрыть причины такого поведения. Это необходимо для того, чтобы принять верное решение для исправления ситуации. Никогда не надо сторониться психологов. Они всегда подскажут выход из создавшейся ситуации.