Содержание
Содержание статьи: Большинство детей в возрасте 7-17 лет получают начальное, основное общее и среднее образование в стенах школы. Но родители должны знать, что по закону дети могут обучатся и дома. Давайте рассмотрим, в каких случаях осуществляется домашнее образование, и как оно организуется.
Индивидуальное или домашнее обучение
Образование, получаемое ребенком, без посещения школы, называется формой индивидуального или домашнего обучения. Современная система обязательного образования рассматривает два способа индивидуального обучения: 1. По медицинским показаниям – проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы. 2. По семейным обстоятельствам – принятие родителями решения об обучении ребенка в условиях дома. На сегодняшний день индивидуальное обучение пользуется все большей популярностью и многие родители переводят своих детей на надомное обучение, аргументируя это тем, что они лучше могут организовать учебный процесс, чем школа.
Организационные меры для получения семейного образования
Для оформления данного способа обучения, потребуется разрешение органа Управления образования. Одобрительное решение может быть принято в случаях, когда школьник: – регулярно меняет место проживания, в связи с частыми переездами родителей; – занимается каким–либо видом спорта или иной сферой деятельности профессионально; – довольно часто бывает в разъездах – смотры, соревнования, конкурсы и т.п.; – усваивает школьную программу, опережая одноклассников. Основанием права на получение образования дома служит Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года. Статья 63, пункт 2 «Общее Образование» содержит правовое доказательство того, что родители, (опекуны, усыновители) могут обучать ребенка в семье. В ней отражено, что образование можно получить не только в образовательных организациях, но и в формах семейного образования и самообразования. На 2018-2019 год ситуация не изменилась и вы можете обучать детей по семейной форме обучения по вашему желанию.
Принцип получения домашнего образования строится следующим образом:
1. Ребенка закрепляют за образовательным учреждением. 2. Родители самостоятельно организовывают учебный процесс. 3. Ребенок сдает экзамены и тестирование в закрепленной школе. Они имеют право пригласить для занятий с учеником педагога и репетитора, предварительно согласовав с ними стоимость каждого урока. Родители финансируют педагогический труд самостоятельно.
Обучение на дому по медицинским показаниям
Возможность домашнего обучения имеет следующая категория детей, а именно, те из них, кто: 1. Имеет заболевание хронической формы. 2. Затяжной характер болезни. 3. Длительное амбулаторное лечение. Наличие одной из причин перечисленных выше дает возможность перевода школьника на обучение дома. В большинстве случаев врач, наблюдающий ребенка, рекомендует рассмотреть вопрос об учебе на дому. Иногда, родители принимают такое решение самостоятельно. Для того чтобы получить возможность обучать ребенка дома, потребуется выполнить следующее: – получить медицинскую справку, оформленную через контрольно–экспертную комиссию (КЭК); – составить письменное заявление на имя руководителя общеобразовательного учреждения; – сдать составленное заявление, приложив к нему медицинскую справку. Рассмотрим подробно вышеперечисленные пункты плана.
Медицинская справка
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 08.07.1980 года за № 281и Министерства здравоохранения от 28.07.1980 года за № 17-13-186 содержит информацию о списке медицинских показаний для домашнего обучения. Процесс подготовки медицинской справки, дающей школьнику право на домашнее обучение, включает в себя: 1. Визит к врачу, наблюдающего больного ребенка для получения рекомендаций к КЭК. 2. КЭК выносит квалифицированное заключение, рекомендуя ребенку домашнее обучение. На основании этого выписывается медицинская справка. В документе зафиксирован диагноз заболевания, прописана длительность рекомендуемого домашнего обучения. Максимальный срок обучения на дому может составлять один год (учебный), минимальный – составляет месяц (как правило, при травмах и операциях). Достоверность информации, изложенной в справке, заверяют личной подписью: – врач, наблюдающий за ребенком; – заведующий детской поликлиникой; – главный врач детской поликлиники. На документ ставится круглая печать поликлиники.
Заявление, на имя руководителя учебного заведения
В данном документе требуется изложить просьбу о возможном переводе школьника на обучение дома (индивидуальное обучение). Обязательным приложением к нему служит медицинская справка, выданная КЭК. На основании поданных документов, администрация школы не может отказать в удовлетворении просьбы. Единственное условие – школа должна относиться к микрорайону по месту фактического проживания ребенка. Руководство учебного заведения организует процесс индивидуального домашнего обучения. Он регламентируется правилами общеобразовательного учреждения. Обязательным пунктом прописывается, что образовательный процесс зависит от следующих особенностей: 1. Психическое и физическое развитие учащегося. 2. Способности усвоения школьной программы. 3. Вариантности учебного процесса. Это подразумевает получение ребенком знаний в школе, дома, и комбинированный способ обучения – в школе и в домашних условиях. 4. Гибкий учебный план. Из этого следует, что школьник имеет возможность выбора. При нормализации состояния здоровья он может обучаться в стенах школы. Это, не зависит от срока указанного в медицинском документе, но требует согласования с руководством школы.
Особенности домашнего обучения
Существует возможность только домашнего образования на это есть нормативный акт: Письмо Министерства образования РСФСР от 14.11.1988 года за № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». В таком случае педагоги приходят к ребенку только на дом, школу он не посещает вообще. В таком случае по закону регламентируется количество учебных часов за неделю: – учащиеся с 1 по 4 класс обучаются восемь часов; – школьники с 5 по 8 класс имеют нагрузку в количестве десяти часов; – ученики 9 класса учатся одиннадцать часов; – учащиеся с 10 по 11 класс – в течение двенадцати часов. Под каждого ребенка составляют учебное расписание индивидуальных занятий. Администрация школы согласовывает учебный план с родителями. Педагогическая услуга предоставляется бесплатно. Школьные учебники и тетради предоставляются школой, как и обычным ученикам.
Особенности смешанного образования
При домашнем обучении ребенка может возникнуть дефицит учебных часов. Если это происходит и ребенок не получает необходимого количества знаний по школьной программе, родители оплачивают дополнительные часы занятий. Поэтому при улучшении физического состояния ребенка становится возможным посещение школы, и в таком случае родители спешат этим воспользоваться. Кроме этого ребенок не только посещает учебные занятия в классе, но и дополнительно занимается с учителем в стенах школы. При ухудшении состояния здоровья педагоги снова посещают его на дому. Есть вариант, который предусматривает индивидуальное изучение предметов, представляющих для школьника сложность восприятия. Основанием служит письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2003 года за номером 27/2643-6. «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения». Важно! Способ получения необходимых учебных знаний осуществляется согласно письменному заявлению родителей.
Дистанционный способ обучения детей
Сегодняшний день предлагает школьникам, имеющим инвалидность дистанционный способ получения знаний. В первую очередь, это связано с длительным течением заболевания. А также в некотором случае такое обучение возможно для здоровых детей, живущих очень далеко от школы, как правило, это удаленные населенные пункты. Для того чтобы ребенок смог получать школьное образование дистанционно, необходимо наличие: – сохранного интеллекта; – отсутствие противопоказаний к пользованию монитора компьютера; – наличие интернета и скайпа. Из письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2009 года за номером 06-1254 «Рекомендации по организации дистанционного обучения» следует: 1. Школьнику предоставляется компьютер. 2. Установление необходимых учебных программ. 3. Подключение к интернету и установка скайпа. 4.О бслуживание поставленной техники в случае ее неисправности. За организацию учебного процесса отвечает центр дистанционного обучения. Занятия проходят на базе общеобразовательной школы или непосредственно через центр. Нередки случаи, когда данный вид получения знаний сочетается с домашним и комбинированным обучением. Дистанционное обучение школьников становится наиболее востребованным видом обучения в последнее время.