Содержание
Содержание статьи: Четко определенного возраста для приобщения ребенка к домашней работе нет. Когда малыш начинает ходить, он сам пытается помочь маме, особенно если видит, что это делают другие члены семьи. Родители должны стимулировать это желание, несмотря на то, что сделать самим намного быстрее и качественнее. Привлекая ребенка к выполнению домашней работы, родители формируют у него навык самообслуживания. Он учится приносит пользу семье, начинает ценить чужой труд, заботится о близких. Конечно, на обучение придется потратить немало времени и сил, однако вскоре вы поймете, что вырастили лучшего помощника.
Оптимальный возраст для приобщения к домашней работе
Нередко родители задаются вопросом о том, должен ли ребенок помогать по дому. Ответ – да. Содействие детей освободит время, чтобы обдумать, что вы хотите сделать. Но снижение нагрузки – это не главная цель. Когда малыш имеет свои обязанности и знает, чем он может помочь, он становится сильнее, самостоятельнее, увереннее. Возможно, поначалу они будут отказываться от мелкой работы, но со временем они втянутся, почувствуют, что их помощь важна для всех, почувствуют себя более значительными и нужными. Не стоит тщательно оберегать ребенка от работы и брать все на себя. Малыш вполне сможет выбить пыльный коврик, и от этого станет лучше всем. Конечно, не нужно поручать ребенку 3 лет пропылесосить дом или старшему дошкольнику приготовить обед, ведь можно подобрать более подходящие им по возрасту задачи. Начинать ребенка приобщать к выполнению домашней работы можно уже с 2 лет. Обычно малышей даже не нужно заставлять, им интересно помочь маме помыть посуду, а папе – вкрутить болтик. Важно не пропустить этот момент, а позволить крохе помочь вам, чтобы почувствовать себя более взрослым и важным. Ни в коем случае не отказывайтесь от помощи ребенка, иначе он привыкнет, что все в доме делается без его помощи и в будущем не захочет помогать вам.
Подходящие по возрасту задачи
Как вы уже поняли, дети должны помогать родителям по дому, только задания нужно подбирать с учетом возраста малыша: • В 2 – 3 года ребенок может собирать за собой игрушки, складывать грязную одежду в корзину, убирать свои книги и журналы, вытирать пролитое. С помощью родителей кроха может положить корм животному. • В 4 – 5 лет все вышеперечисленные задания дополняются следующими обязанностями: уборка постели, стола, выброс мусора, полив комнатных растений. Дошкольник под присмотром родителей может приготовить завтрак из хлопьев. • В 6 – 7 лет малыш может сортировать белье, подмести мусор, помочь маме приготовить завтрак, накрыть стол, убрать в своей комнате, налить напитки, ответить на телефонный звонок. • В 8 – 9 лет кроме всего вышеперечисленного ребенок способен загрузить посудомоечную машину, разобрать купленные продукты, помочь приготовить ужин, подготовить свою одежду для стирки, почистить овощи, сделать тосты, выгулять собаку. • В 10 – 12 лет подросток может достать посуду из посудомоечной машины, расставить ее на места, сложить чистое белье, приготовить простое блюдо (омлет, салат), убрать в ванной, постирать, подстричь газон, поменять постельное белье убрать на кухне, присмотреть за своими младшими братьями или сестрами. Чтобы ребенок справился с заданием и почувствовал себя полезным, нужно правильно их подбирать. В противном случае он не сможет выполнить поставленную задачу, расстроится и больше не захочет оказывать помощь близким.
Правила привлечения детей к труду
Многие родители интересуются вопросом о том, как заставить ребенка помогать по дому. Это очень просто, ребенок с удовольствием помогает по дому, если его не заставляют, а показывают ему, что его помощь неоценима. Чтобы процесс привлечения малыша к домашней работе прошел как можно легче и безболезненнее, соблюдайте следующие правила: • Регулярно показывайте ребенку, как делать то или иное дело. В первый раз просто покажите ему, обязательно комментируйте свои действия, потом сделайте все вместе, и так с каждым разом, позволяя ему все больше быть самостоятельным. Будьте терпеливы, не заставляйте кроху выполнять работу от начала до конца, если он устал или отвлекся. Обязательно похвалите его за помощь. • Не вмешивайтесь в процесс, если ребенок делает что-то медленно или некачественно. Не стоит критиковать его действия, торопить или останавливать. Обязательно находитесь рядом, чтобы в нужный момент подстраховать, чтобы он знал, что родители всегда придут на помощь. • Оказывайте помощь только в том случае, если малыш об этом просит. • Составляйте план домашней работы вместе, обязательно советуйтесь с крохой. • Если ребенок сделал работу некачественно, то переделайте все позже, чтобы он не видел. • Купите малышу его личные аксессуары для домашней работы: совок, щеточка, маленькие инструменты, тряпочки, коробки и т. д. Так у него будет дополнительный стимул к выполнению хозяйственных дел. • Если вы вместе убираете в доме, то установите главное правило – все занимаются делом, никто не отвлекается на разговоры, просмотр мультфильмов и т. д. После работы обязательно похвалите малыша за его труд. В качестве поощрения можно потом сходить вместе в зоопарк, парк развлечений или просто поесть мороженного. • После освоения ребенком навыка уборки по дому не стоит выполнять работу за него, потому что он устал. В таком случае лучше выполнить это дело чуть позже или в другой день. В этом случае излишняя жалость только навредит. Обязательно научите детей правилам безопасности во время работы на кухне, покажите как пользоваться острыми инструментами. А после кулинарных экспериментов можно привлечь ребенка к уборке. Предлагайте малышу помогать вам месить или раскатывать тесто, резать овощи или перемешивать салат, переворачивать оладьи на сковороде и т. д.
Действия родителей при отказе ребенка в помощи по дому
Чаще всего от выполнения домашних дел отказываются дети, которых не приучили к этому. В этом случае виноваты только родители, которые раньше при этом вопросе занимали пассивную позицию. Однако не стоит расстраиваться, в таком случае можно принять следующие меры: • Включите в распорядок дня ребенка домашние дела. • Определите семейные обязанности, которые должен выполнять только он. • Составьте список дел, запишите их в блокнот, периодически проверяйте, все ли он выполнил или нет. • Если ребенок забыл выполнить какую-то работу, то мягко напомните ему об этом и объясните, что закончить дело все равно нужно. • Не констатируйте факт, что работа не сделана. Откажитесь от фраз: «Ты не убрал в комнате», «Не погулял с животным», «Не помыл посуду» и т. д. Замените эти фразы следующими: «Я заметила, что в комнате не убрано, собака не выгуляна, посуда грязная и т. д.». Так получится избежать конфликта и напомнить ребенку, что ему еще нужно выполнить некоторые дела. Договаривайтесь с детьми, не стоит их наказывать. Конечно, это сложно, нужно набраться терпения, но не забывайте, что именно вы начали поздно приобщать повзрослевшего ребенка к домашним делам. Вместо этого предложите ему, например, помыть посуду, а потом идти заниматься любимым делом.
Советы по воспитанию помощников
Чтобы домашние хлопоты не вызывали негативные эмоции, во время приобщения ребенка к домашней работе соблюдайте советы психологов: • Выполняйте домашние дела вместе. Не разделяйте работу по дому и общение с ребенком, предложите маленькому помощнику поучаствовать в процессе. • Не забывайте хвалить ребенка за его помощь. Говорите ему, что только он может справиться с тем или иным делом лучше всех. • Учитывайте желания ребенка. Если малыш больше любит выполнять какое-то конкретное действие, то внесите его в список обязанностей. • Занимайтесь домашними делами весело. Можно просто включить веселую музыку или превратить обычную уборку в «укрощение пылесоса», помыть посуду «волшебными пузырями», поискать «сокровища» в пакетах с продуктами. • Не раздражайтесь, если ребенок выполняет работу некачественно. Он только учится, поэтому если малыш разбил тарелку или пролил воду на пол, не ругайтесь, а просто объясните ему, как исправить ошибку. • Наберитесь терпения. Не подгоняйте малыша, не мешайте ему, иначе он больше не захочет помогать вам. • Не наказывайте домашними хлопотами. Заставляя ребенка убирать в комнате или мыть посуду за какой-то проступок – это ошибка. Он должен понять, что эти дела нужно выполнять каждый день, независимо от его поведения. • Не платите за домашнюю работу. Если вы хотите отблагодарить ребенка за выполненное дело, то сводите его в цирк, зоопарк и т. д. Но давать ему деньги или покупать игрушки за его работу не стоит. • Не делите обязанности детей на девчачьи и мальчишеские. Часто девочкам нравится помогать папе в ремонте, а мальчикам – помогать маме на кухне. И помните, что вы подаете пример своим детям. Если родители не убирают в доме, разбрасывают одежу, не моют посуду после обеда, то и ребенок не будет этого делать. Начинайте привлекать кроху к домашней работе с раннего детства. Когда он подрастет, составьте список его обязанностей. Обязательно помогайте малышу, хвалите его за работу, чтобы он чувствовал себя важным и полезным.