Музыкальное воспитание детей

image

Содержание статьи: Музыкально-эстетическое воспитание детей в семье призвано развивать таланты и дарования ребят или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические идеалы подвергаются сомнению, появляются ложные ценности, разрушающие внутренний мир детей и родителей, заложенную природой гармонию. Какими методами осуществляется музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье, детском саду и школе расскажет данная статья.

Музыкальное развитие ребенка

В процессе активного взаимодействия ребенка с музыкой происходит его соответствующее воспитание и развитие. Оно осуществляется в следующих направлениях: – эмоциональное развитие – способность активно откликаться на музыкальное произведение, реагируя на его смысловое содержание, посыл, передаваемый слушателю; – развитие детского ощущения и восприятия – оттачивание навыка воспринимать не только отдельно взятые звуки в произведении, но и его целостную структуру. Способность различать звуки по тембральной окраске, динамике, ритму и темпу; – в области отношений – выявление преобладающих сфер интересов, потребности в музыкальном воспитании дошкольников; – в области самостоятельных действий – способность к самостоятельному исполнению музыкальных произведений, активному взаимодействию с музыкой. image Также, музыкальные способности включают в себя развитие трех базовых компонента: – ладовое чувство – умение распознавать ладовые функции отдельных звуков; – слуховое представление мелодии; – чувство ритма. Способность в движении переживать воспроизводимую музыку. Таким образом, музыкальные способности позволяют ребенку не только создавать развивать навыки игры на том или ином музыкальном инструменте, но также переживать музыкальные произведения и создавать собственные. Цели музыкального воспитания детей в семье, детском саду и школе состоят в следующем: – развитие интереса к музыке и потребности в ней при помощи стимулирования музыкального слуха, восприимчивости, художественного вкуса; – расширение музыкального кругозора ребенка, приобщение его к различным музыкальным стилям и жанрам; – обогащение понятийного аппарата ребенка при помощи элементарных музыкальных знаний и представлений; – развитие навыков детского эмоционального восприятия музыкальных произведений; – развитие созидательной музыкальной деятельности (к ним относится игра на музыкальных инструментах, петь простые вокальные произведения, танцевать).

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Преподаватели музыки и детские психологи советуют следовать «возрастному» плану по развитию детской музыкальности. Наиболее оптимальный вариант музыкально ритмического воспитания детей выглядит следующим образом: – до четырех лет занятия в вокальных школах или с частными педагогами малоэффективны. Малыши еще не слишком усидчивы, и сконцентрировать внимание для них — почти невыполнимая задача. Однако уже сейчас можно выбрать музыкальный инструмент — что-нибудь легкое, не требующее обучения и развития навыков. Бубен, барабаны, трещотка и даже ложки прекрасно подойдут для развития у ребенка, например, чувства ритма, темпа. В этот период нужно чаще слушать детские песенки, подпевать и подыгрывать им, разучивать небольшие стишки-прибаутки и пропевать их; – в период 4-5 лет следует как можно чаще слушать музыку, причем нужно начинать расширять кругозор ребенка, предлагая ему разные стили. Можно изучать новые инструменты — гитару, фортепиано, скрипку, духовые. Вместе с малышом следует анализировать музыку — определять ритм, настроение (мажор или минор), можно поиграть и попробовать угадать, какие инструменты задействованы. Вместе с ребенком следует смотреть концерты и, по возможности, посещать живые выступления; – после 5 лет музыкальное воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста выходит на качественно новый уровень. Теперь можно не просто слушать, но и стараться воспроизводить услышанные мелодии. Естественно, речь не идет о профессиональном использовании музыкальных инструментов — достаточно просто устраивать «шумовой» оркестр. В это же время можно начинать занятия с репетитором или преподавателями в музыкальной школе. При этом нужно обязательно учитывать желания малыша и не заставлять его осваивать музыкальные инструменты — эффективного результата от такого «агрессивного» воздействия все равно не будет.

Методика музыкального воспитания детей

Для достижения поставленных целей и задач, родители и педагоги в детском саду или школе должны помочь развиться врожденному умению малыша слушать и слышать, используя для этого всевозможные методики и развивающие программы. Для музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста педагогами используются следующие методики: – методика Железновых. Авторы программы предлагают методические разработки раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Программа предусматривает использование большого количества оригинальных аудио и видеодисков  с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками собственного исполнения. Все мелодии написаны авторами методики и направленны на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира. Зародилась она в начале 90-х годов прошлого столетия и до сих пор пользуется широким спросом среди родителей и воспитателей детского сада. Первоочередной ее целью было выявить и развить музыкальные способности детей 3-5 лет, с дальнейшей подготовкой  в музыкальные школы. Однако в ходе организованных авторами занятий по музыке возникла необходимость использовать тематические материалы для малышей в раннем возрасте; – игра на развитие слуха у детей — «Угадай, что звучит». Для этой игры родителям или педагогам понадобятся используемые в быту предметы, такие как: тарелка, кастрюлька, фарфоровая чашка и даже обычный стакан. С помощью обычного карандаша необходимо постучать по каждому из подготовленных предметов по очереди, а малыш пусть понаблюдает. При этом важно не заглушить звук, поэтому следует брать карандаш за самый кончик. Далее ребенку необходимо отвернуться, и угадывать по какому предмету стучит взрослый: «а ну-ка, угадай-ка, что звучит!»; imageразучивание песен. Сложно найти детей, которые бы не любили петь (и при этом пританцовывать). Пение полезно не только для музыкального развития ребенка, оно способствует и развитию речи, является прекрасной профилактикой заикания, развивает легкие. Начинать лучше всего с тех песен, в которых звуки расположены рядом. Мелодия сначала на одной ноте в таких песнях, как «Во поле березка стояла…» или «Далеко-далеко на лугу пасутся кони». Быстро получается разучить и песни из мультфильмов, а также песни, продолжающие известные потешки и детские стихи (например, песни клоуна Плюха — это продолжение таких четверостиший, как «Киска, киска, киска, брысь…», «Мишка косолапый по лесу идет» и др.); – игры с голосом, которые позволяют почувствовать ребенку диапазон своего голоса, понять, как им управлять, — тоже один из элементов музыкального развития. Самая простая из серии этих игр — «Звуки животных». Играть в нее можно где угодно — на улице, дома, в общественном транспорте. Ребенку загадывают животное, а он должен ответить, какие звуки это животное издает. Во время этой игры малыш учится управлять своим голосом и понимать, какой звук называется высоким (как у мышки, например), а какой низким (скажем, у мишки); – развитие чувства ритма с помощью хлопков. Прохлопать любую ритмическую формулу, чтобы ребенок повторил ее, начать с простых форм, постепенно усложняя их. Хлопать можно в ладоши, по коленям, по столу. Важно также одновременно развивать координацию у ребенка, поэтому стучать нужно обязательно разными руками вместе и по очереди, можно подключить и ноги, и веки глаз, и брови, и уши. Главное уметь контролировать каждый орган в отдельности, то подключая его к общему хору движений, то отключая. Более подробно о музыкальном воспитании детей младшего школьного возраста можно из видео: Музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У детей совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребенка музыкально, семья, детский сад и школа способствуют становлению гармонично развитой личности.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Запишитесь на прием+7 (9882) 91–50–45
Отправьте письмо[email protected]
ПриходитеМахачкала, Гамидова, 52 "а"