Содержание
Содержание статьи: Музыкально-эстетическое воспитание детей в семье призвано развивать таланты и дарования ребят или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические идеалы подвергаются сомнению, появляются ложные ценности, разрушающие внутренний мир детей и родителей, заложенную природой гармонию. Какими методами осуществляется музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье, детском саду и школе расскажет данная статья.
Музыкальное развитие ребенка
В процессе активного взаимодействия ребенка с музыкой происходит его соответствующее воспитание и развитие. Оно осуществляется в следующих направлениях: — эмоциональное развитие – способность активно откликаться на музыкальное произведение, реагируя на его смысловое содержание, посыл, передаваемый слушателю; — развитие детского ощущения и восприятия – оттачивание навыка воспринимать не только отдельно взятые звуки в произведении, но и его целостную структуру. Способность различать звуки по тембральной окраске, динамике, ритму и темпу; — в области отношений – выявление преобладающих сфер интересов, потребности в музыкальном воспитании дошкольников; — в области самостоятельных действий – способность к самостоятельному исполнению музыкальных произведений, активному взаимодействию с музыкой. 
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста
Преподаватели музыки и детские психологи советуют следовать «возрастному» плану по развитию детской музыкальности. Наиболее оптимальный вариант музыкально ритмического воспитания детей выглядит следующим образом: — до четырех лет занятия в вокальных школах или с частными педагогами малоэффективны. Малыши еще не слишком усидчивы, и сконцентрировать внимание для них — почти невыполнимая задача. Однако уже сейчас можно выбрать музыкальный инструмент — что-нибудь легкое, не требующее обучения и развития навыков. Бубен, барабаны, трещотка и даже ложки прекрасно подойдут для развития у ребенка, например, чувства ритма, темпа. В этот период нужно чаще слушать детские песенки, подпевать и подыгрывать им, разучивать небольшие стишки-прибаутки и пропевать их; — в период 4-5 лет следует как можно чаще слушать музыку, причем нужно начинать расширять кругозор ребенка, предлагая ему разные стили. Можно изучать новые инструменты — гитару, фортепиано, скрипку, духовые. Вместе с малышом следует анализировать музыку — определять ритм, настроение (мажор или минор), можно поиграть и попробовать угадать, какие инструменты задействованы. Вместе с ребенком следует смотреть концерты и, по возможности, посещать живые выступления; — после 5 лет музыкальное воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста выходит на качественно новый уровень. Теперь можно не просто слушать, но и стараться воспроизводить услышанные мелодии. Естественно, речь не идет о профессиональном использовании музыкальных инструментов — достаточно просто устраивать «шумовой» оркестр. В это же время можно начинать занятия с репетитором или преподавателями в музыкальной школе. При этом нужно обязательно учитывать желания малыша и не заставлять его осваивать музыкальные инструменты — эффективного результата от такого «агрессивного» воздействия все равно не будет.
Методика музыкального воспитания детей
Для достижения поставленных целей и задач, родители и педагоги в детском саду или школе должны помочь развиться врожденному умению малыша слушать и слышать, используя для этого всевозможные методики и развивающие программы. Для музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста педагогами используются следующие методики: — методика Железновых. Авторы программы предлагают методические разработки раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Программа предусматривает использование большого количества оригинальных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками собственного исполнения. Все мелодии написаны авторами методики и направленны на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира. Зародилась она в начале 90-х годов прошлого столетия и до сих пор пользуется широким спросом среди родителей и воспитателей детского сада. Первоочередной ее целью было выявить и развить музыкальные способности детей 3-5 лет, с дальнейшей подготовкой в музыкальные школы. Однако в ходе организованных авторами занятий по музыке возникла необходимость использовать тематические материалы для малышей в раннем возрасте; — игра на развитие слуха у детей — «Угадай, что звучит». Для этой игры родителям или педагогам понадобятся используемые в быту предметы, такие как: тарелка, кастрюлька, фарфоровая чашка и даже обычный стакан. С помощью обычного карандаша необходимо постучать по каждому из подготовленных предметов по очереди, а малыш пусть понаблюдает. При этом важно не заглушить звук, поэтому следует брать карандаш за самый кончик. Далее ребенку необходимо отвернуться, и угадывать по какому предмету стучит взрослый: «а ну-ка, угадай-ка, что звучит!»; 


