Содержание
Содержание статьи: Дети обычно запоминают все, что они слышат вокруг: неправильное произношение слов, диалекты, слова-паразиты, нецензурная лексика и т. д. Все это портит речь ребенка, и тогда его сложнее переучить разговаривать правильно. Чтобы словарный запас дошкольника был богатым, а разговаривал он красиво, нужно, чтобы он постоянно слышал грамотную литературную речь. Если вы не уверены, что ваш ребенок разговаривает правильно, то необходимо посетить логопеда. Своевременная диагностика позволяет оценить и распознать уровень речевого развития ребенка. Каждый дошкольник изучает новые звуки и слова с разной скоростью. На разных стадиях развития дети могут незначительно отставать от своих сверстников. Тогда нужно провести обследование ребенка с нарушением речи. Это необходимо, чтобы корректировать нарушения, и правильно сформировать речь в соответствии с возрастом.
Диагностика речи у детей 2 – 3 лет
Существуют различные методики обследования речи детей младшего дошкольного возраста. Для этой цели используется иллюстрированный материал, тематические и сюжетные картинки. Чтобы расслабить малыша, нужно проводить обследование в игровой форме. Обследование речи детей 2 – 3 лет начинается с определения их словарного запаса. Малыш должен ориентироваться в таких темах: времена года, игрушки, овощи и фрукты, одежда и обувь, мебель, предметы гигиены, животные, птицы и т. д. Чтобы закрепить имена существительные, используют следующие задания: 1. Ребенок смотрит на таблицы с изображениями, которые ему показывает врач, и говорит, что на них изображено. 2. Малыш должен найти таблицу с изображением, который ему назвал взрослый. 3. Дошкольник должен выбрать картинки по заданной тематике, например, игрушки, овощи, животные. Чтобы проверить глаголы, используются таблички с изображением трудовой деятельности, способов передвижения, эмоций людей. Использование прилагательных тоже проверяется с использованием картинок, например, апельсин (оранжевый, сочный). Для проверки умения ребенка ставить существительные в множественную форму применяют парные картинки (стол – столы, тарелка – тарелки). Малыш должен ответить, что изображено на первой картинке, а потом на второй. Проверка умения использовать уменьшительно-ласкательные формы существительных проводится таким образом: ребенок должен посмотреть на картинку и назвать изображенный предмет ласково. Например, кошка – кошечка, стол – столик, ягода – ягодка и т. д. Проверит, умеет ли ребенок согласовывать существительные и местоимения с глаголами, можно с помощью такого упражнения. Покажите картинку или игрушку и задайте наводящий вопрос. Например, кошка спит, а кошки..? Или мяч лежит, а мячи..? Употребление глаголов в разном времени проверяется с помощью таких вопросов: «Чем ты сейчас занят?», «Что ты делал вчера?», «Чем ты планируешь заниматься завтра?» Правильное использование предлогов проверяют с помощью тематических картинок или предметов. Например, перед ребенком стоит коробка, внутри лежит зеленый кубик, на нем красный, перед коробкой стоит игрушка, а за ней – матрешка. Малыша спрашивают: «Где находится игрушка, кубики и матрешка?» Если вам показалось, что ребенок нечетко выговаривает какой-то звук, то проверьте это. Например, предложите малышу повторить слова для проверки твердого и мягкого звука «м» – мышь, мяч и т. д. Дети 2 – 3 лет должны уметь: • Выражать свои мысли. • Пересказать сказку, рассказать о событии из своей жизни. • Составить небольшой рассказ о предмете с помощью наводящих вопросов и по тематической картинке (кошка ест, девочка играется куклами). Если у ребенка 2 – 3 лет высокий уровень речевого развития, то самостоятельно рассказывает сказки, называет всех персонажей, помнит последовательность их действий.
Диагностика речевого развития детей 4 – 5 лет
Обследование речи детей 4 – 5 лет поможет вовремя выявить задержки и дефекты речи и скорректировать коммуникативные навыки. Дошкольники в таком возрасте должны обладать основными знаниями по лексическим темам: времена года, игрушки, овощи и фрукты, одежда и обувь, посуда, мебель, инструменты и бытовая техника, предметы гигиены, деревья, ягоды, цветы и т. д. Тесты для закрепления словарного запаса ребенка: • Врач описывает предмет, а ребенок его называет. Например, оранжевый, круглый, сочный (апельсин), зеленый, круглый, красный, сладкий (арбуз). • Ребенку показывают таблицу с 2 окошками: в одном изображение взрослого животного, а во втором – пусто. Малыш должен подобрать картинку с детенышом. Например, у кошки – котенок, у собаки – щенок. • Ребенок подбирает ласкательные слова к заданному слову: лиса – лисичка, утка – уточка и т. д. • Дошкольник ставит названое существительное в множественную форму: апельсин – апельсины, мяч – мячи, дерево – деревья. • Врач говорит обобщающее понятие и бросает ребенку мяч, а он должен назвать соответствующие слова. Например, части тела – рука, нога, голова и т. д. • Чтобы выявить понимание ребенком назначения предметов, специалист задает вопросы: «Чем рисует художник?», «Чем пришивают пуговицу?», «Чем играют в футбол?». Чтобы проверить умение ребенка употреблять предлоги используют такое упражнение. В карточке-таблице размещают геометрические фигуры: квадрат под треугольником, круг под треугольником, а овал над квадратом. Для выявления четкости произношения звуков применяют следующие упражнения: • Дети в 4 – 5 лет должны уметь дифференцировать слова, близкие по звучанию, с помощью картинок. Например, точка – дочка, коза – коса, жар – шар и т. д. • Врач определяет звук, который ребенок должен будет выделить из звукового ряда, а потом произносит: «т, п, а, л, и, д, к». Дошкольник должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный звук. • Чтобы проверить слуховое внимание ребенка, специалист произносит слоги и просит повторить их. Например, пи – би, да – та, жа – ша. Ребенок в таком возрасте должен уметь придумывать простые предложения, составлять рассказы по картинкам объемом 5 предложений, пересказывать небольшие тексты (около 5 предложений), с выражением читать стихи. Для ускорения речевого развития можно использовать наглядные пособия. Например, чтобы ребенок быстрее запомнил стих, создайте его в форме таблицы.
Диагностика речевого развития детей 6 – 7 лет
Обследование речи в 6 – 7 лет начинается с выявления знаний ребенком следующих лексических тем: праздники, музыкальные инструменты, животные севера и юга и другие вышеописанные темы. Для этой цели используются такие же упражнения, как при обследовании детей 4 – 5 лет. Чтобы определить, понимает ли дошкольник смысловую сторону слова, предложите ему окончить предложение: «Летом часто светит яркое…», «Осенью на юг летят перелетные…» и т. д. Чтобы проверить уровень слухового внимания, врач называет слова: домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук «ш». Проверить звуковую культуру речи помогут такие упражнения: • Специалист называет слова, а ребенок определяет слог с ударением и вычисляет количество слогов: удочка, машина, клубок, лошадь. • Дошкольник определяет расположение звука, например, «с» в словах: сова, рысь, коса, роса. • Ребенок слушает слова и определяет, в какой позиции звук (твердый или мягкий). Новый звук нужно отметить в звуковой таблице цветовым сигналом. • Дошкольник по картинке определяет количество звуков и букв в слове. Дети в 5 – 6 лет должны уметь: • Составлять предложения из заданных слов. Например, с гор, весна, ручьи, наступила, побежали. • Из предложенных словосочетаний составлять новые: платье из шелка – шелковое платье, железный забор – забор из железа и т. д. • Составлять рассказы по картинкам или из личного опыта (около 6 предложений). • Пересказывать текст (около 5 предложений). • Уметь объяснять значение пословиц и поговорок. • Читать с интонацией стихи, загадки. Если уровень речевого развития ребенка недостаточный, то специалист проведет с ним занятия и поможет справиться с проблемой. Если присутствуют нарушения речи, то следует обратиться к дефектологу, который выявит причины отставания в речевом развитии дошкольника. Обычно это происходит из-за плохой памяти, проблем со слухом, нарушения функциональности речевого аппарата.
Речевая карта для выявления коммуникативных навыков
В составе комплексной диагностики речевого развития используют специальные речевые карты. Они помогают определить общее недоразвитие речи и системные речевые патологии с задержкой психического развития.
Структура и содержание речевой карты:
В речевой карте отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка. В общем разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики высших психических функций: память, внимание, счет, мышление, эмоции. В речевом разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушение устной речи, письма, чтения, расстройства слухоречевой памяти. Родители должны внимательно относится к своему ребенку, чтобы вовремя выявить речевые нарушения, и отвести его к специалисту. При мелких дефектах речи стоит обращаться к логопеду, а при серьезных нарушениях речи – к дефектологу. Вышеописанные методики позволяют провести диагностику речи ребенка даже в домашних условиях. Но пренебрегать помощью специалиста не стоит.