Ознакомление детей с окружающим миром

image

Содержание статьи: Ребенок знакомится с окружающим миром с первых дней своей жизни. Ежедневно он соприкасается с предметами и явлениями природы: живой или неживой, естественной или искусственной. Ребенок с удовольствием познает окружающий мир, за счет чего и развивается. А родители являются проводниками в мир вещей, предметов, явлений и событий. Именно через природу ребенок получает реалистичные знания о мире, которые основаны на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему. Во время знакомства с окружающим миром малыш получает свои первые знания и радостные переживания, которые запоминаются на всю жизнь.

Задачи ознакомления детей с окружающим миром

image Любая деятельность ребенка осуществляется за счет тех знаний и умений, которые он получает во время ознакомления с окружающим миром, а именно с природой. Взрослые должны дать ему тот объем знаний о предметах, явлениях природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные способности детей, воспитывается правильное отношение к природе. Цели ознакомления детей разного возраста с окружающем миром отличаются: • С 2 до 3 лет малышей знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, учат их обособлять в пространстве, выделять и называть определенные признаки растений (цвет листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (птица летает в воздухе). Это способствует развитию анализаторов (зрительный, слуховой и т. д.), увеличивается их внимание и интерес к объектам, за которыми ребенок наблюдает, появляется доброжелательное отношение к ним. • С 4 лет у детей формируются представления о предметах и явлениях природы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Они учатся устанавливать такие связи, которые познают во время предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре, и отражают их в форме конкретных представлений. Ребенок учится выделять отдельные признаки объектов природы, определять их по цвету, форме, размеру, сравнивать и классифицировать. Во время усвоения знаний они учатся устанавливать причинно-следственные отношения. • С 5 лет дошкольники усваивают обобщенные знания, возникает представление, которое отражает закономерности, происходящие в окружающем мире. Они умеют выделять специфические особенности строения растений, животных, устанавливают их зависимость от условий существования. К 6 – 7 годам у ребенка начинает развиваться элементарная форма логического мышления. Он должен уметь анализировать, синтезировать, выделять индивидуальные и общие признаки растений, животных, делать обобщения (например, классифицировать разные группы животных по особенностям питания, движения, добывания пищи, места обитания и т. д.). Взрослые должны постепенно подвести ребенка к выводу, что все явления природы вызваны естественными причинами (например, жизнь животных или растений зависит от солнца, тепла, света). При поступлении в школу ребенок должен быть наблюдательным, любознательным, любить и бережно относиться к природе, видеть прекрасное в ней.

Принципы ознакомления детей с окружающим миром

image Окружающая среда – это источник знаний ребенка о природе, общественной среде, жизни человека и о нем самом. Во время обучения учитель использует закономерности природы и социума для полноценного психического развития детей. Существуют следующие принципы ознакомления детей с окружающим миром: • Интеграция знаний во время деятельности в окружающей среде. Ребенка знакомят с природой, окружающей средой, развивают его речь, формируют базовые математические представления. • Целостность и системность. Детей вооружают знаниями об окружающем мире в его целостности. Тогда у них формируется целостная личность, сознание, целостная картина мира. • Опосредствование в познавательной деятельности. Малыша погружают в разные виды познавательной деятельности (речевая, трудовая, игровая, коммуникативная и т. д.). • Знакомство с окружающим миром через взаимодействие. Ребенок развивается в таких системах: организм – окружающая среда, личность – окружающая среда, ребенок – социум, педагог – ребенок, дети – окружающая среда. • Позитивный эмоциональный фон. Воспитатель организовывает деятельность (познавательная или коммуникативная), во время которой ребенок получает удовольствие от работы, общения, своих или общих достижений. • Учет культурно-этнографических особенностей города, области, района. Во время занятий используется информация о культуре, обычаях, традициях той местности, в которой находится образовательное учреждение. • Единство психики и внешней деятельности. Познавательная деятельность подается как внешняя материальная деятельность, которая постепенно превращается во внутреннюю. • Наглядность и объективность. Всю информацию, которую получает ребенок об окружающем мире, он должен пропустить через органы ощущения и восприятия. • Экологизация и валеологизация. Воспитатель во время занятий знакомит детей с правилами безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, правилами сохранения и укрепления их здоровья, формирует у них понимание здорового образа жизни. • Сочетания познавательных и воспитательных задач. Во время ознакомления с окружающим миром учитель формирует у детей любовь к родному краю, близким людям. Он воспитывает трудолюбие, любознательность, настойчивость и т. д. Реализуя вышеуказанные принципы, педагог формирует в ребенке целостную сознательную личность, вооруженную знаниями, навыками поведения в жизни и окружающей среде.

Задачи педагога при ознакомлении детей с окружающей средой

image Учитель во время ознакомления воспитанников с природным окружением должен реализовать следующие задачи: • Пополнять эстетические впечатления. • Развивать интерес к природе. • Сближать малышей с объектами и явлениями, с которыми они сталкиваются ежедневно. • Совершенствовать сенсорные чувства. • Развивать мышление и речь. • Формировать систему базовых знаний о доступных объектах и явлениях природы. • Учить самостоятельно применять приобретенные знания во время игры, работы, простом экспериментировании. • Ускорять формирование нравственных чувств. • Учить детей бережно относится к природе. Обладая подобными знаниями и навыками, ребенок будет полноценно развиваться.

Природа как основа для всестороннего развития

image В процессе взаимодействия детей с природой формируются другие их навыки и умения: 1. Физическое развитие: • Ребенок ежедневно пребывает на свежем воздухе во время наблюдения, игр и труда. • Ходит на экскурсии, целевые прогулки, за счет чего расширяет контакт с растительным миром. • Употребляет свежие соки и фрукты в процессе простого экспериментирования (приготовление соков), дидактических игр (узнает по вкусу) и т. д. • Учится выращивать растения. 2. Социальное и эмоциональное развитие: • Постоянно контактирует с природой. • Усваивает нормы и правила поведения в природе, соблюдает их. • У малыша формируются нравственные и эстетические чувства в процессе познания природы, он становится более альтруистичным. • Во время экскурсий обогащаются его эстетические впечатления. • Он учится воспроизводить свои впечатления в изобразительной, игровой, коммуникативной деятельности. 3. Творческое развитие: • Дети организовывают игры с разными объектами и явлениями природы. • Фантазируют на тему природы во время художественной работы. • Экспериментирует с природными материалами (листья, цветы, плоды). 4. Умственное развитие: • Ребенок усваивает определенный объем знаний об объектах и явлениях природы, развивает сенсорные ощущения. • Постепенно усложняет задания в процессе ознакомления с природой, например, различает и называет объекты природы, а потом устанавливает связи между ними. • Учится самостоятельно определять содержание и способы познания окружающего мира. 5. Речевое развитие: • Наблюдает за природными явлениями, подбирает к ним сравнения, метафоры, эпитеты, обозначает словом названия, свойства, качества объектов и явлений. • Учится передавать свои эмоции и впечатления от увиденного через речь. • Дети общаются во время активных игр, работы на природе, экспериментально-исследовательской деятельности. • Формулирует суждения и умозаключения во время ознакомления с природой. Важно обеспечить ребенку частый контакт с окружающим миром, чтобы он всесторонне развивался.

Методы ознакомления с окружающим миром

Психологи выделяют следующие методы ознакомления детей с окружающим миром, которым нужно отдавать предпочтение во время воспитания и обучения: • Наблюдение. • Эксперименты. • Игра. • Труд. Кроме того, большое значение имеют словесные методы. Они помогают постигнуть непонятное, раскрыть грани невидимого, воспитывают ответственное отношение к природе. Во время применения наглядных методов, например, когда ребенок рассматривает картину или иллюстрацию, рекомендуется использовать следующие приемы: • «Вхождение в картину». Ребенок должен представить, что он является героем или участником события, изображенного на картине. Он описывает, что видит, как себя чувствует. • Рассказ о фрагменте картины. Малыш должен выбрать часть картины, которая ему понравилась, описать своими словами, объяснить, почему понравилась. • Размышление над «настроением» картины. Ребенок с помощью воспитателя или родителей пытается описать настроение композиции, которое хотел передать творец. Как видите, познавая окружающий мир, дети всесторонне развиваются. Сначала ребенка вводят в мир предметов, потом приобщают к трудовой деятельности, а потом знакомят с живой и неживой природой. Познание окружающего мира осуществляется с помощью подвижных игр, наблюдений, экспериментов, общественного труда. Родители и педагоги должны стать проводниками детей в неизведанный, загадочный и увлекательный окружающий мир.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Запишитесь на прием+7 (9882) 91–50–45
Отправьте письмо[email protected]
ПриходитеМахачкала, Гамидова, 52 "а"