Содержание статьи: В дошкольных учреждениях давно закрепилась практика проведения гимнастики по утрам. Эта традиция появилась еще в советскую эпоху, но активно поддерживается и в наши дни. Проводится утренняя гимнастика в детском саду потому, что прием детей начинается с 7 часов, а условия современной жизни не позволяют родителям соблюдать строгий распорядок дня. По этой причине малыши отправляются в садик без завтрака и зарядки. Кстати, утреннюю разминку не случайно называют «зарядкой». Ведь комплекс упражнений подбирается таким образом, чтобы прорабатывались все группы мышц. Главное достоинство такого вида физической активности состоит в том, что организм ребятишек «заряжается» энергией на целый день. Гимнастика по утрам очень полезна для детей, но нужно знать правила ее проведения.
Цели гимнастики
Утренняя гимнастика для дошкольников стала давно неотъемлемой частью образовательного процесса.Это, простое на первый взгляд, мероприятие помогает решать сразу несколько задач. Но главная цель гимнастики в детском саду – это формирование у детей навыков и способностей, которые будут стимулировать их развитие, а также будут способствовать укреплению здоровья. К достоинствам мероприятия следует прибавить эмоциональную составляющую: ведь абсолютно все ребятишки с удовольствием выполняют упражнения, что способствует укреплению психического здоровья дошколят. Учитывая все перечисленное, нетрудно выделить основные задачи утренней зарядки: 1. Оздоровительная функция. Комплекс упражнений помогает детскому организму пробудиться и настроиться на активную деятельность. Кроме того, подобные мероприятия стимулируют работу всех органов и систем, помогают формированию правильной осанки. 2. Образовательная составляющая. Ходьба, бег и прыжки – это упражнения, которые обычно составляют основу утренней разминки. Такие движения помогают развитию таких важных физических качеств, как ловкость, гибкость, скорость реакции. Благодаря им, у детей развивается координация, закрепляются двигательные навыки. 3. Воспитательная функция. Выполнение всей группой физических упражнений способствует укреплению дисциплины в коллективе и организованности. Это еще сближает малышей, помогает им в общении друг с другом.
Виды гимнастики
Сегодня собственная картотека гимнастики в детском саду помогает воспитателям грамотно составить программу физического развития для каждой возрастной группы. При выборе отдельных упражнений обязательно учитывается время суток, поскольку активные занятия с включением элементов зарядки в садике проводятся несколько раз в течение дня. Современные педагоги в работе с детьми используются, как старые наработки, так и новые методы физического воспитания. Рассмотрим отдельные виды гимнастики: 1. Гимнастика с элементами игры. Это, пожалуй, самый популярный и универсальный вариант утренней гимнастики. Занятия строятся по следующей схеме: в начальной части детям задается средний ритм движений, в середине – активная фаза с высоким уровнем подвижности, а заключительная часть комплекса содержит упражнения, направленные на восстановление дыхания. 2. Ритмическая гимнастика сочетает танцевальные движения и привычные для гимнастики упражнения. Уникальность такого вида разминки в том, что можно задавать детям разный ритм. Обязательно подбирается ритмичная музыка для гимнастики в детском саду, что создает позитивное настроение у детей. Ритмическая гимнастика проводится в старших группах ДОУ. 3. Тематическая гимнастика. Педагоги часто используют этот прием, особенно перед значимыми датами. Подобный подход носит познавательный характер, расширяя детский кругозор и жизненный опыт. Например, тематические занятия физической культурой могут быть посвящены сезонам года, таким праздникам, как Женский день, 23 февраля, День космонавтики. Для раскрытия общей тематики подбирается музыкальное оформление, стихи, песни, реквизит прочая тематическая атрибутика. 4. Сюжетная зарядка чем-то схожа с тематическим видом занятий. Такая гимнастика в младшей группе может проводиться по незамысловатому сюжету: например можно предложить детям сделать «Птичью зарядку», взяв за основу известное стихотворение, или раскрыть тематику «Морского либо космического путешествия». В любом случае, сюжетная гимнастика познакомит ребят с повадками животных, расскажет о службе на флоте и подготовке космонавтов. 5. Пижамная зарядка. Проводится такая гимнастика после сна для детей, посещающих группы круглосуточного пребывания. В обычных группах отдельные элементы занятий используется после дневного сна, чтобы вернуть малышей к нормальной активности. Акцент при проведении разминки уделяется дыхательным упражнениям. Делается это для того, чтобы ткани и мозг насытились кислородом. 6. Нетрадиционные виды гимнастики. Их несколько. От обычного комплекса упражнений данные виды отличаются тем, что используется необычный инвентарь: это могут быть гантели из пластиковых бутылок, сенсорные коврики или погремушки из бросового материала. Могут быть использованы миниатюрные спортивные тренажеры: батут, беговая дорожка. Ход зарядки контролируется воспитателем или инструктором по физической культуре. Такие виды разминки проводятся в подготовительной группе. 7. Специальная гимнастика. Это дополнительные упражнения, направленные на разработку отдельных групп мышц. Сюда относится и пальчиковая гимнастика, стимулирующая речевое развитие и мелкую моторику. Такие упражнения включаются в обычный комплекс утренней гимнастики. В специализированных группах детских садов они проводятся для коррекции речевых нарушения и прочих дефектов развития. Например, для деток с проблемами зрения включается гимнастика для глаз в детском саду комбинированного типа. Для детей, которые часто болеют простудными заболеваниями, утренняя гимнастика дополняется упражнениями, направленными на улучшение дыхательных функций. 8. Утренняя гимнастика – задание. Подобный вид разминки в большей степени подходит для детей подготовительной группы сада. Используются карточки, на которых изображены упражнения. Педагог раздает такие карточки детям, а они должны их выполнить. Как уже упоминалось выше, гимнастика для детей в детском саду выполняется под музыкальное сопровождение. С этой целью можно использовать аудиоряд, специально подготовленный из фрагментов фонограмм популярных мелодий. Но, если есть возможность, лучше проводить занятия под живой аккомпанемент.
Правила проведения занятий
Основной задачей любых занятий с детьми в ДОУ является достижение поставленной цели. Поэтому даже пятиминутная зарядка для малышей должна проводиться так, чтобы в результате занятий дети получили адекватную возрасту физическую, эмоциональную и психологическую нагрузку. Это ключевой момент. Именно для этой цели разрабатывается картотека утренней гимнастики в детском саду, состоящая из подробного описания каждого упражнения. Это ценное пособие помогает педагогам правильно построить занятия, оценить его результаты. Но одной картотеки недостаточно для проведения занятий. Нужно еще строго следовать таким правилам: • Физическая нагрузка должна даваться детям с постепенным нарастанием. Делается это за счет увеличения количества повторений каждого элемента зарядки, а также за счет смены темпа и уменьшения временной паузы между упражнениями. • Проводиться утренняя гимнастика для детей в детском саду должна также с учетом возраста воспитанников. То есть в младшей группе такая разминка занимает не больше 6 минут, а дети подготовительной группы могут выполнять движения 10-12 минут. • Занятия должны быть интересными, чтобы дети с удовольствием их выполняли. Поэтому в каждое новое занятия воспитатели должны привносить что-то новое, увлекательное для ребятишек. В этом деле могут оказать помощь игровые элементы, музыкальное сопровождение и необычный реквизит. • Сегодня во многих дошкольных учреждениях практикуется сочетание физической нагрузки с закаливающими процедурами. Это хороший вариант для укрепления здоровья, особенно ребятишек с ослабленным иммунитетом. Ведь даже минутная дыхательная гимнастика в детском саду, выполненная по всем правилам, окажет положительное действие на детский организм. Разумеется, закаливающие мероприятия должны контролироваться медиками и выполняться по согласованию с родителями. • Рекомендуется проводить занятия в просторном, светлом, хорошо проветриваемом помещении. • Для утренней гимнастики должна быть специальная одежда и обувь, как у детей, так и у воспитателя. • В теплое время года при хорошей погоде разрешается проводить занятия на свежем воздухе. Именно в этом случае будет присутствовать в занятиях элемент закаливания. • Самым маленьким воспитанникам воспитатель должен показывать движения, а дети повторять за ним. Но гимнастика в средней группе проводится уже по другой методике: педагог дает словесное описание движений, акцентируя внимание на технике их выполнения. • Дети в старшей и подготовительной группе способны самостоятельно выполнять полный комплекс упражнений. Но для демонстрации правильного выполнения движений можно выбрать одного из воспитанников. • Педагог во время занятий следит за техникой выполнения отдельных элементов, указывая детям на ошибки. Более сложные упражнения инструктор выполняет вместе с детьми. • Чтобы задать нужный ритм, гимнастика в старшей группе проводится под устный счет. В этом возрасте ребята должны уже знать, где левая и правая сторона. В старших группах можно усложнять занятия словесными указаниями инструктора: например: попросить поднять руки вверх, присесть на корточки, принять исходное положение. • Для смешанных или разновозрастных групп комплексы гимнастики в детском саду подбираются таким образом, чтобы все дети смогли выполнить любое упражнение. В таких группах можно построить занятия так, чтобы самые легкие элементы зарядки, которые смогут выполнить самые маленькие воспитанники, ставились в начале. Когда младшие дети отправятся на скамейку отдыхать, со старшими ребятами можно продолжить гимнастику. • Для повышения результативности занятий дети в старших группах могут вместе с воспитателем вести счет. Так они смогут контролировать себя, а также выдерживать нужный ритм занятий. Эти рекомендации помогут педагогам правильно подготовить занятия утренней гимнастикой, и провести его с максимальной пользой для ребятишек.
Особенности занятий гимнастикой
После активного этапа нередко проводится пальчиковая или артикуляционная гимнастика с дошкольниками. Обычно такие виды разминки проводятся в игровой форме, что вызывает у малышей неподдельный восторг. Но, несмотря на простоту таких движений, они выполняют важную функцию – разрабатывают мимическую мускулатуру лица, что полезно для речевого развития. Ведь любой вид детской активности обязательно сопровождается словесным творчеством. Детский фольклор ярко проявляется в играх в виде коротких ритмичных фраз, которые подбадривают товарищей по группе. Как уже было сказано в самом начале, даже пятиминутная разминка должна состоять из трех частей. Для каждой детсадовской группы в картотеке должно быть 10-12 комплексов упражнений для утренней гимнастики. Все они в течение учебного года повторяются, но не исключается возможность внесения дополнений и изменений. Например, можно дополнить фонотеку новыми музыкальными композициями, добавить стихотворные тексты и игровые образы. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что утренняя гимнастика вполне может считаться эффективным инструментом воспитательного процесса. Зарядка дисциплинирует детей, формирует у них личностные качества, развивает коммуникативные способности.